Перед его гибелью, последовавшей 7 мая 1901
Русский предприниматель, промышленник, меценат, коммерции советник, создатель первого в России акционерного ипотечного банка и финансово-промышленной группы. Из семьи мелкого купца, торговца бакалейными и колониальными товарами. Закончил Сумское уездное училище, в 1862 году переселился в Харьков.
Держал чайный магазин, всё свободное время посвящал самообразованию.
В период «банковской лихорадки» конца 1860-х – начала 1870-х годов становится инициатором создания Харьковского общества взаимного кредита (1866). Затем в 1868 году в качестве купца 2-й гильдии выступает в качестве одного из учредителей Харьковского торгового банка с основным капиталом в 500 тыс. руб., ставшего третьим в России учреждением акционерного коммерческого кредита после Санкт-Петербургского частного коммерческого и Московского купеческого банков. В 1871 году в качестве купца 1-й гильдии выступает в качестве одного из учредителей первого в стране акционерного ипотечного банка Харьковского земельного, открытого с капиталом 1 млн. руб.
В 1879 году А.К. Алчевский учредил Алексеевское горнопромышленное общество с капиталом 2 млн. руб.), владевшее богатейшими залежами антрацита в Славяносербском уезде Екатеринославской губернии. В 1900 году компания добыла 45 млн. пудов угля, заняв по объёму добычи третье место среди однородных предприятий Донбасса. Инициировал строительство металлургических заводов Донецко-Юрьевского металлургического общества возле станции Юрьевка. Ныне Алчевск, ОАО «Алчевский металлургический комбинат») и общества «Русский Провиданс» в Мариуполе. Ныне ОАО «Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича»). Председатель Харьковского биржевого комитета. Личное состояние к 1900 году до 30 млн. руб.
В обстановке экономического кризиса 1899 – 1902 годов, получив отказ в помощи от министерства финансов, 7 мая 1901 года покончил с собой, бросившись под поезд на Царскосельском вокзале Петербурга. по другой версии был убит. Против версии самоубийства говорит также то, что Алексей Кириллович был похоронен внутри ограды кладбища.
Это только некоторые предприниматели и меценаты,
Благодаря их настойчивым усилиям была создана первая в России представительская организация деловых людей – Съезд горнопромышленников юга России. Учредительный съезд состоялся в ноябре 1874 года в Таганроге. Вопрос о проведении съезда был окончательно согласован именно в Юзовке за обедом в особняке основателя Донецкого металлургического завода Джона Юза, где присутствовали Горлов, Ауэрбах и министр государственного имущества Российской империи П.А. Валуев.
Основой для развития предпринимательства в нашем регионе послужили его природные богатства. Прежде всего каменный уголь. Но, хотя его залежи были открыты уже достаточно давно, поставить на широкую ногу угольный бизнес мешала отдалённость Донбасса от тогдашних металлургических центров страны – Царства Польского, Урала и центральных районов империи.
Поэтому о действительно серьёзном бизнесе в Донецких степях можно было вести речь лишь с конца 60-х годов, когда в Донбассе развернулось железнодорожное строительство.
Московский предприниматель С.С. Поляков учредил акционерное общество Курско-Харьковско-Азовской железной дороги в марте 1868 года, а уже в 1869 году на дороге открылось регулярное движение поездов. А 1 декабря 1878 года открылось движение по Донецкой каменноугольной железной дороге, проложенной параллельно продольной оси Донецкого кряжа, от которой во все стороны отходили местные линии.
Железные дороги выступили в качестве потребителя донецкого угля, а также стали важными артериями, по которым топливо поступало в другие регионы.
Вслед за этим регион пережил первую волну предпринимательской активности, так называемую «угольную горячку», которая началась в конце 60-х годов и протекала целое десятилетие. В Донбасс устремились десятки предпринимателей и авантюристов со всех регионов огромной Российской империи. Многие из них обанкротились и прекратили промышленную деятельность. Другие справились с трудностями становления собственного дела.
Металлургическая отрасль в Донбассе начала развиваться еще в 60 – 70-х годах XIX века. Строительство нынешнего ДМЗ, например, было начато в 1869 году, а закончено в 1872-ом. Основатель завода Джон Юз, как рассказывают современники, держался особняком от остальных предпринимателей региона, и лишь его дети вступили в союз промышленников юга России. До начала 90-х годов в Донбассе было всего два металлургических завода, которые являлись далеко не самыми крупными потребителями донецкого угля.
В начале 80-х годов XIX столетия Н.С. Авдаков, П.Н. Горлов и горный инженер, председатель комиссии выборных от углепромышленников Донбасса А.Ф. Мевиус подготовили экономическую записку в правительство империи, в которой убедительнейшим образом доказали, что развитие горной отрасли сдерживалось отсутствием крупных местных потребителей угля в Донбассе.
Финансовую основу металлургии Донбасса заложил иностранный капитал. Иностранцев привлекал наш регион многим. Прежде всего, высокой прибылью, учитывая низкую себестоимость продукции, обусловленную близостью сырьевой базы и дешёвой рабочей силой. Среди европейских биржевых спекулянтов в начале века даже ходила поговорка: «С юга России – значит прибыльный». Во-вторых, протекционистская политика государства по отношению к внутреннему рынку металла делала для европейских металлургических магнатов более выгодным не экспорт металла в Россию, а экспорт инвестиций. В-третьих, правительство щедро обеспечивало предприятия государственными заказами. В-четвёртых, денежная реформа, проведённая премьер-министром С.Ю. Витте в конце 90-х годов XIX века, сотворила стабильный и мощный рубль, что обеспечило колоссальную прибыльность вложений в рублевые активы, в том числе и в строительство предприятий.
Были построены металлургические заводы в Мариуполе: «Никополь» и «Русский Провиданс» – дочернее предприятие бельгийской компании «Провиданс», ныне ММК им. Ильича, Макеевский металлургический завод – инвестор французская фирма «Унион», Краматорский металлургический завод – немецкие инвесторы, Енакиевский металлургический завод – инвесторы бельгийцы. Во многих проектах в качестве учредителей участвовали и донецкие предприниматели Алчевский, Иловайский и другие.
Донецкие предприниматели одни из первых в России осознали необходимость проведения того, что сейчас называется социальной политикой.
Этому есть вполне прагматическое объяснение. Построив, допустим, завод где-нибудь в степи, предприниматель был вынужден обеспечивать своих рабочих каким-то жильём и поддерживать их трудоспособность, то есть строить посёлки, больницы и учебные заведения.
Ещё в 1884 году одной из первых в России в Донбассе была создана благотворительная организация помощи рабочим «Товарищество помощи горнорабочим юга России», которая оказывала материальную помощь тем, кто потерял трудоспособность в результате несчастного случая. Только за 1906 – 1908 годы затраты владельцев шахт Донбасса на обеспечение травмированных рабочих превысили 6 млн. рублей. В ряде регионов Донбасса, в частности в Макеевке, были созданы горноспасательные станции.
Кроме того, на средства предпринимателей Донбасса были открыты начальные школы, гимназии, реальные и коммерческие училища, построены больницы, то есть создана социальная инфраструктура региона.
Но, несмотря на благотворительность промышленников, отношения между рабочими и их хозяевами были далеко не дружественными. Постоянные волнения на шахтах и заводах, бунты во времена революционных событий 1905 – 1907 годов и, наконец, гражданская война 1917 – 1920 годов тому красноречивое подтверждение. Впрочем, в те далекие времена примерно то же самое происходило и в Европе, и во всех прочих цивилизованных странах.