Внутренний и внешний контроль предпринимательской деятельности
В рыночной экономике любое предприятие может оказаться банкротом или близким к нему. Банкротство, согласно российского законодательства, это неспособность организации удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ, услуг, неспособность обеспечить налоговые и другие платежи. Внешний признак банкротства – это приостановление внешних платежей – в течение 3 мес. со дня наступления рока их исполнения.
Среди методов прогнозирования банкротства наиболее достоверными представляется «Z-модель», или «Z-счет» Э.Альтмана. Z-модель построена на использовании 5 показателей, от которых в наибольшей степени зависит вероятность банкротства.
При значении Z ≤1,8 вероятность банкротства очень высока, при Zот 1,81 до 2,7- вероятность банкротства средняя, при Z от 2,71 до 2,9 - вероятность банкротства невелика, при Z ≥2,9 вероятность банкротства очень низкая.
Отслеживание состояния дел на предприятии обеспечивается за счет контроля. Контроль выявляет степень соответствия фактического и желаемого состояния предпринимательской деятельности. Различают внутренний контроль, внешний контроль, и аудиторский контроль.
В функцию внутреннего контроля входят сбор, обработка и анализ о фактических результатах деятельности всех подразделений предприятия, сравнение их с плановыми показателями и выявление отклонений. На основании их анализа разрабатываются мероприятия по устранению причин для достижения поставленных целей.
В предпринимательской деятельности выделяют два типа внутреннего контроля: стратегический (или управленческий) и тактический (или административный). Стратегический контроль направлен на решение перспективных задач и тесно связан со стратегическим планированием управления. Тактический контроль осуществляется систематически по отношению выполнению текущих задач, производственных программ и планов предпринимательских структур.
Контроль является важной составляющей менеджмента предпринимательской деятельности. В предпринимательстве выделяют следующие формы контроля: производственный, финансовый, маркетинговый и контроль качества.
Производственный контроль в сельскохозяйственных предприятиях включает: контроль последовательности технологических операций, соблюдения агротехники и зоотехнических мероприятий, оптимальность распределения работ и производственных графиков, стоимости выполнения работ.
Финансовый контроль, охватывает все аспекты деятельности предприятия и осуществляют на его основе получаемой от каждого структурного подразделения финансовой отчетности. Финансовый контроль включает в себя бюджеты, анализ рентабельности анализ относительных показателей, окупаемости инвестиций и т.д.
Маркетинговый контроль базируется на анализе реализации возможностей сбыта, анализе доли рынка, соотношении между затратами на маркетинг и сбытом, наблюдении отзывами покупателей продукции предприятии или ycлуг.
Контроль качества является одним из важнейших средств борьбы предпринимателя за достижение и удержание конкурентных преимуществ. Здесь главным является контроль за соответствием сельскохозяйственной продукции установленным стандартам. Для предприятий по производству средств сельскохозяйственного производства важен контроль новизны продукции, надежности в эксплуатации, технического уровня, отсутствия дефектов при исполнении и т.д.
Процесс внутреннего контроля может быть сведен к следующим четырем этапам:
- установление норм и стандартов желаемого состояния;
- измерение фактического состояния и его соответствия этим нормам и стандартам;
- анализ причин отклонений фактического состояния от желаемого;
- разработка программы корректирующих действий и наблюдение за воздействием корректировок на достижение желаемого состояния.
Для того чтобы система внутреннего контроля была эффективной, она должна быть достаточно простой и всеобъемлющей. Контроль должен быть если не постоянным, то по крайней мере регулярным, а также по возможности наиболее экономичным.
Что касается внешнего контроля, то субъекты предпринимательства в АПК ответственны за соблюдение российских законов, издаваемых правительством РФ и местными органами управления. Государство посредством законодательства может прямо контролировать предпринимательскую деятельность, принимая те или иные хозяйственные решения.
Контроль за соблюдением законодательства о предпринимательской деятельности возложен на налоговые органы. Районные налоговые инспекции, работая во взаимодействии соответствующими органами исполнительной власти, правоохранительными и финансовыми органами, а также банками, контролируют своевременность предоставления предпринимателями бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых paсчетов, отчетов и других документов, связанных с исчислением платежей в бюджет, а также проверяют достоверность документов в части правильности определения прибыли, дохода, других объектов обложения и исчисления платежей в бюджет.
Ответственность за состояние бухгалтерского учета, за своевременность уплаты налогов в бюджет и в государственные социальные внебюджетные фонды несет в первую очередь руководитель предпринимательской структуры.
Важную роль, как во внутреннем, так и во внешнем контроле предпринимательской деятельности призван играть аудит - независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций действующему законодательству, полноты и точности отражения в финансовой отчетности.
Внутренний аудит осуществляется специальной собственной службой предприятия, или приглашенным аудитором (с условием сохранения им коммерческой тайны) для обеспечения внутрихозяйственного контроля за сохранностью активов предприятия, формированием затрат, выявлением отклонений от плановых смет, бюджетов, норм и нормативов, а также анализа причин с установлением виновных лиц, поиска потенциальных резервов развития и разработки соответствующих рекомендаций.
Основной функцией внешнего аудита является проверка финансовой отчетности предпринимательских структур достоверность и отражения в ней финансового положения, правильности формирования показателей прибыли и убытков.
Контрольные вопросы:
1. По каким причинам необходима для предпринимателя оценка его предпринимательской деятельности?
2. В каких случаях необходима комплексная оценка предприятия?
3. Что такое предпринимательский успех?
4. Перечислите основные критерии оценки предпринимательской деятельности.
5. Какие показатели эффективности предпринимательской деятельности важны налоговым органам?
6. Какие показатели эффективности предпринимательской деятельности важны партнерам по договорным отношениям?
7. Какие показатели эффективности предпринимательской деятельности важны акционерам и инвесторам?
8. Что входит в функции внутреннего контроля?
9. Что входит в функции внешнего контроля?