Процедура приватизации

Она растянута во времени. В осуществление этой процедуры принимают участие множество разных органов.

На стороне покупателей при приватизации выступают любые ФЛ и ЮЛ, кроме го муницип унитарных предприятия, гос муниципальных учреждений а также ЮЛ доля РФ, субъекта РФ или муниципалитета превышает 25%.

Особую роль при приватизации федерального имущества особую роль играет правительство РФ к компетенции данного органа относится издание нормативных актов по вопросам приватизации, утверждение прогнозного плана приватизации, принятие решения об условиях приватизации а также контроль за проведением приватизационных мероприятий.

Правительство наделяет орган гос власти полномочиями по приватизации. Такой орган Рос имущество (федерального агентство по управлением гос имущества). Федерального положение от 5 июня 2008 года № 432.

Этапы приватизации:

1. Планирование
Процедура приватизации начинается с утверждение прогнозного плана или программы приватизации. На срок от 1 до 2 лет. Включает в себя перечень федеральных гос унитарных предприятий, акций ОАО, иное федеральное имущество которое планируется приватизировать.
распоряжение правительства РФ от 27 ноября 2007 года № 2102-Р – прогнозный план приватизации имущества 2011-2013 года.
Порядок составления прогнозного плана.
Федеральные органы исполнительной власти не менее чем за 8 месяцев до начала очередного фин года направляют в правительство или уполномоченный орган предложение о приватизации определённого гос имущества.
Гос власти субъектов, МСУ а также сами субъекты хоз деятельности иные ФЛ и ЮЛ вправе направлять в правительство предложение о приватизации федерального имущества.

2. Принятие решения об условиях приватизации ст. 14 Закона о приватизации.
решение об условиях приватизации принимает правительство. Существует правила подготовки принятия решения о приватизации. Определяется постановлением правительство от 2 июля 2012 года № 512. Решение о приватизации готовится Росимуществом. В решении должны содержаться сведенья: наименования, состав имущества. Его индивидуализирующие характеристики, способ приватизации, начальная цена этого имущества при предоставлении рассрочки.
если приватизируется имущественный комплекс унитарного предприятия необходимо также отразить состав имущественного комплекса а также перечень объектов которые не подлежат приватизации. Т.е. те права которые входят в состав имущества но не могут быть приватизированы.
закон предусматривает особые правила в отношении унитарного предприятия, которое включено в прогнозный план. На весь период осуществления процедуры приватизации данное предприятие не вправе осуществлять некоторые виды действий.
например: нельзя сокращать численность сотрудников, не может получать кредиты, осуществлять выпуск ценных бумаг, не вправе совершать сделки, цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов.

Способы приватизации.

Исчерпывающий перечень способов приватизации закреплён в т. 13 закона о приватизации:

1. Преобразование унитарного предприятия в ОАО или в ООО.

2. Продажа имущества на аукционе.

3. Продажа акций ОАО на специализированном аукционе

4. Продажа имущества на конкурсе

5. И т.д.

Органы гос власти субъектов РФ самостоятельно определяют порядок принятия решения об условиях приватизации, т.е. тот порядок принятия решения который мы записали действует для федерального имущества.

3. Обнародование информации.
один из принципов приватизации – гласность. Закон о приватизации устанавливает порядок обнародования информации о процедурах приватизации. Закон предписывает что к такой информации должен иметь доступ неограниченный круг лиц. Обязательному обнародованию подлежит:

а) Прогнозный плана программы приватизации

б) Ежегодные отчёты о результатах приватизации.

в) Также раскрытии. Подлежат решения об условиях приватизации

г) Информационные сообщения о продаже конкретного имущества и отчёты об итогах продажи

Обнародуется информация 2 способами

а) В официальном печатном издании )(официальный бюллютено Росимущества - Госимущества)
распоряжение правительства РФ от 22 октября 2008 года № 1540N

б) На официальном сайте Росимущества

Срок для обнародования информации: не позднее чем за 30 дней до продажи имущества.

В информационное сообщение о продаже имуществ включается обязательно:

а) Орган принявший решения о приватизации

б) Наименования имущества и его индивидуализирующие признаки

в) Способ приватизации

г) Начальная цена.

д) Включается информация для будущих участников:

v Форма подачи заявки

v Размер задатка и срок его внесения

v Порядок, место, дата начала и окончания подачи заявок

v Исчерпывающий перечень документов. Которые надо представить покупателю

е) Иная информация ели это указанно законом

4. Стадия исполнения решения об условиях приватизации. На данной стадии реализуется конкретный способ приватизации который был принят ранее.

Способ приватизации продажи гос или муниципального имущества н аукционе (ст. 18). По составу участников аукцион является открытым. Право на приобретение имущества или победителем аукциона является субъект предложивший наиболее высокую цену. Закон предусматривает 2 формы подачи заявок:

а) Открытую – предложение о цене делается участниками открыто в ходе проведения торгов.

б) Закрытую - предложение о цене имущества передаётся в закрытых. Запечатанных конвертах. Соответственно открываются после окончания срока подачи

При закрытой форме подачи заявки 2 или более участников могут сделать одинаковые предложения. При этом победителем признаётся тот участник чья заявка была подана ранее.
При открытой форме подачи предложения о цене обязательно устанавливается шаг аукциона (величина повышения начальной цены).
Продолжительность приёма заявок не может быть менее 25 дней. Для того чтобы аукцион был признан состоявшимся. Необходимо чтобы к участию в аукционе был допущен не менее 2 субъектов.
каждый претендент на участие в аукционе вносит задаток. Размер его установлен законам – не менее 10% начальной цены указанной в информационном сообщении.
После объявления результатов аукциона задаток возвращается всем участникам кроме победителя. Возврат должен быть осуществлён в течении 5 дней с даты проведения. Победитель уведомляется о результатах аукциона либо под расписку либо заказным письмом и в течении 5 дней необходимо его уведомит с момента проведения аукциона. В течении 15 дней с даты проведения аукциона необходимо заключить с победителем договор купли-продажи. Если победитель уклоняется или отказывается от заключения договора в срок, то задаток ему не возвращается. Он также утрачивает право на заключение договора.
Существуют специальные правила о проведении аукционов. Постановление правительства от 12 августа 2002 года № 585 «об организации продажи гос и муницип имущества на аукционе». Этим же постановлением утверждено положение об организации продажи имущества на спец аукционах.
Другого способ продажи – специализированный аукцион.
Объектом приватизации могут выступать акции ОАО. О приватизации иного имущества таким образом речи быть не может. Закон даёт легально определение специализированного аукциона.
Специализированный аукцион - Это такой способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции ОАО по единой цене за одну акцию. Состав участников открытой. Также требуется наличие не менее 2 участников. Для участия необходимо заполнение специально-подготовленного бланка. Заявка на специализированный аукцион могут быть 2 типов:

а) Без указания макс цены – такие заявки которые выражают намеренье купить акции по любой единой цене продажи

б) С указанием макс цены – выражают намеренье приобрести акции по единой цене не выше максимальной

Типы заявок учитываются при распределении акций между участниками. В заявке обязательно указываются: Сумма средств направленная на оплату акций. Данные денежные средства перечисляются на счёт указанный в информационном сообщении после подачи заявки. В платёжном документе отражается номер заявки. Номер заявки отображается для того чтобы идентифицировать плательщика.
До даты окончания приёма заявок претендент вправе отозвать зарегистрированную заявку. В письменной форме подаётся уведомление.
После истечения срока подачи заявок. Организатор аукциона оценивает их. Принимает решения о допуске к участию в специализированном аукционе. Данное решение оформляется протоколом. С момента составление такого протокола. Претенденты становятся участниками специализированного аукциона.
Закон предусматривается также дополнительное основание для признание аукциона несостоявшимся.
Общая сумма денежных средств указанных в заявках участников не может быть менее стоимости акций выставленных на продажу.
после окончания срока подачи заявок организаторы определяют единую цену продажи. При этом нормативными актами установлены специальные правила:

а) При определении единой цены продажи учитываются только денежные средства претендентов допущенных к участию в специализированном аукционе

б) Единая цена продажи рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить реализацию всех акций, которые предложены в продаже.

в) Единая цена продажи не может быть ниже начальной цены.

После определения единой цены определяется победитель специализированного аукциона. Количество акций победителя определяется путём деления суммы денежных средств заявки на единую цену продажи. Если получилось дробное число, то все эти дробные части отбрасываем.
В первую очередь удовлетворяются заявки первого типа. Во вторую очередь удовлетворяются заявки второго типа максимальная цена которых превышает единую цену продажи. Далее удовлетворяются заявки продажи первого типа сумма средств которых равна единой цене продажи. И наконец удовлетворяются заявки 2ого тип, в которых макс цена равна единой цене продажи.
итоги аукциона оформляются протоколом. Утверждённый протокол означает заключение договора купли-продажи.
иные субъекты претенденты не допущенные к аукциону а также участники заявки которых не удовлетворенны получают свои денежные средства обратно.
Следующий способ приватизации – это продажа акций ОАО, долей в уставном капитале ООО на конкурсе. В ст. 20 ФЗ о приватизации содержатся спец правила по этому поводу. Есть ст. 447 ГК закрепляет 2 формы проведения торгов: аукцион и конкурс.
победителем конкурса по законам конкурса о приватизации признаётся покупатель, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену при условии выполнения им условий конкурса. Объект приватизации. По конкурсу может продаваться только акции ОАО а также доли в уставе общества с ограниченной ответственностью. При этом акции и доли должны составлять более 50% уставного капитала соответствующего общества.
Суть изменений 2011 года. До внесения изменений данный способ приватизации допускался и дозволялся и для приватизации предприятия как имущественного комплекса. Соответственно после принятия таких изменений предприятие мы таким образом приватизировать не можем. По мимо акций в ОАО можно приватизировать доли ООО.
Условия конкурса.
Условия конкурса разрабатываются совместно Росимуществом, ФС по труду и занятости. Иными федеральными органами исполнительной власти в введенье которых находятся распоряжение соответствующих актов. Утверждается условие федеральным агентством по управлению гос имуществом.
П. 1 ст. 20 ФЗ о приватизации устанавливает исчерпывающий перечень условий. Из числа данного перечня организаторы могут устанавливать конкретные условия.

а) Сохранение определённого числа рабочих мест

б) Переподготовка повышения квалификации работников

в) Ограничения изменения профиля деятельности, отдельных объектов социально культурного. Коммунально-бытового, транспортного обслуживания.

г) Проведения реставрационных, ремонтных работ, иных работ в отношении данных объектов

Условия конкурса должны быть экономически обоснованными и подлежат выполнению в определённый срок. П. 17 ст. 20 определяет что макс срок исполнения условий конкурса не может превышать 1 год.
Закон также предусматривает порядок подтверждения победителем условий конкурса. Продавец вправе и обязан контролировать исполнение условий конкурса покупателем. В качестве таких способов контроля закон устанавливает:

а) Продавец обязан вести учёт всех договоров к/п которые заключены по итогам конкурса.

б) Осуществляется учёт обязательств победителей.

в) Продавец вправе затребовать от победителя отчётные документы о исполнении условий конкурса, проводить проверки данных документов.

г) При неисполнении условий конкурса продавец вправе принимать меры воздействия

д) И т.д.

Условия конкурса не могут быть изменены в ходе его провдения и после его завершения. Изменения условий конкурса приведёт к нарушению процедуры приватизации а значит сделки совершённые по итогом конкурса можно будет признать недействительной.
Постановление правительства от 12 августа 2002 года - устанавливает положение о итогах конкурса на продажу имущества.
По итогам конкурса между победителем и организатором заключается договор. Если победитель не исполняет условия конкурса, либо исполняет их ненадлежащим образом, то договор к/п может быть расторгнут. Договор расторгается либо по соглашению сторон. При отсуствии соглашения можно расторгнуть в судебном порядке. С покупателя в данном случае взыскивается неустойка. Приватизированное имущество остаётся в гос муницип собственности, полномочия покупателя в отношении имущества прекращаются. При таком расторжении договора с покупателя по мимо неустойки можно взыскать убытки причинённые неисполнением договора в размере не покрытой неустойкой.
Конкурс открытый. Участвуют любые субъекты. Предложения о цене в запечатанных конвертах. Победитель тот кто предложит более высокую цену, при условии соблюдения условий конкурса. Если 2 заявки с одинаковой ценой то тоже признаём победителя по сроку подачи заявки.
В течении 15 дней нужно заключить договор с победителем.
Последний способ – преобразование унитарного предприятия в ОАО или ООО.
Хоз общество созданное путём преобразование становится правопреемником унитарного предприятия. Права передаваемые вновь созданному хоз обществу учитываются в передаточном акте. Передаточный акт составляется по итогам инвентаризации имущества унитарного предприятия. К участию также привлекаются независимые аудиторы.
В передаточном акте указываются:

а) Все виды имущества принадлежащего унитарному предприятию.

б) Долги приватизированного предприятия, иные обязательства по выплате повремённых платежей гражданам (например за ответственность из причинения вреда жизни и здоровью)

В соответствии с законом о приватизации предусматривается, что уставы вновь создаваемых обществ должны определять цели и предмет деятельности данного общества.
Закон устанавливает также особенности относительно создание органов управления таких хоз обществ. Касаемо единоличного исполнительного органа до 1ого общего собрания участников (акционеров) руководитель унитарного предприятия сохраняет свои полномочия. Он назначается директором ОАО или ООО. Особенности касаемо совета директоров и ревизионной комиссии: Совет директоров. Его количественный составу и его конкретные члены определяются и избираются одновременно с утверждением устава хоз общества. То же самое с членами ревизионной комиссией.

4.

Наши рекомендации