Коммерческая деятельность сельских предпринимателей

Литература:

1. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс. – М.: Интерпракс, 1994. – С.324-374

2. Попов Н.А. и др. Предпринимательство в АПК. Учебник. – М.: Изд-во «ЭКМОС», 2001. – С.129-146

3. Предпринимательство: Учебник /Под ред. М.Г.Лапусты. – М.: -ИНФРА-М, 2002. – С.323-352

4. Организация предпринимательской деятельности /Под ред. С.И.Грядова. – М.: Колос, 2003. – С.156-195

5. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие /Под ред. А.С.Пелиха. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – С.155-173

6. Голованов Н.М. Сборник хозяйственных договоров с комментариями. – СПб: Питер, 2005. – 304 с.

1. Сущность, виды, методы и порядок осуществления коммерческих сделок.

Коммерческаядеятельность предпринимателей в любых отраслях экономики подразумевает установление необходимых партнерских связей. Она опосредствуется совершением сделок, заключением с хозяйствующими субъектами договоров и их исполнением. Порядок совершения сделок, заключения и исполнения договоров определяется ГК РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, постановлениями Высшего арбитражного суда РФ и другими законодательными и нормативными актами, регулирующими порядок совершения сделок, их государственную регистрацию, заключение, изменение и расторжение договоров.

В соответствии с гражданским законодательством сделка – действие граждан и юридических лиц, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделки могут быть односторонними или многосторонними. Под коммерческой сделкой понимают соглашение двух или не скольких сторон на поставку товаров в соответствии с условиями, установленными соглашениями. Сделки подразделяются на внутренние (представители одной страны) и международные (участвуют иностранные граждане или юридические лица).

Все коммерческие сделки подразделяются на два вида: основные (связанные с куплей-продажей конкретной продукции и других видов работ и услуг) и вспомогательные (связанные с передачей товаров и услуг от продавца к покупателю). Эти сделки, как правило, осуществляются посредством привлечения денежных средств в наличной или безналичном виде. Кроме того, существуют сделки, осуществляемые без привлечения денежных средств – бартерные сделки, т.е. на основе прямого товарообмена.

В сельскохозяйственной практике используют два метода проведения коммерческих сделок:

* прямые торговые сделки – операции проводятся непосредственно производитель-потребитель (личное подсобное хозяйство – колхозный рынок и др.). Канал прямого или нулевого маркетинга;

* торгово-посреднические сделки, когда продвижение товара к потребителю от производителя осуществляют торговые посредники. Например, одноуровневый канал маркетинга (крестьянское (фермерское) хозяйство – кафе и потребитель). Двухуровневый канал маркетинга (сельхозпредприятие– мясокомбинат – магазин и только затем потребитель).

Преимущества первого метода заключаются в отсутствии посредников, в постоянстве сотрудничества или совместного производства и другие. Второй метод освобождает товаропроизводителя от расходов, связанных со сбытом продукции.

По характеру торгово-посреднические сделки принято делить на:

  1. операции по перепродаже – посредник временно становится собственником товара;
  2. комиссионные – посредник обязуется реализовать товар за определенное вознаграждение;
  3. агентские – посредник выступает на рынке от имени производителя на осуществление сделок за счет последнего на определенный период времени в определенном регионе;
  4. брокерские – данные посредники выступают на биржах и аукционах между продавцами и покупателями, за что получают определенное вознаграждение за осуществление делового контакта между ними.

Сделки могут совершаться в устной и письменной формах:

* устная – в том случае, когда для ее совершения законом или соглашением сторон не установлена письменная форма;

* письменная – совершение сделки путем составления документа, выражающее его содержание и подписанного лицом или лицами, совершившими сделку, или должным образом уполномоченными ими. Сделки в простой письменной форме совершаются: а) между юридическими лицами и с гражданами; б) сделки граждан между собой.

Письменная нотариальная – разновидность письменной простой, которая требует удостоверительной надписи нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать нотариальные действия. Нотариальное удостоверение сделок обязательно: в случаях указанных в законе; в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя по закону для сделок данного вида эта форма не требуется.

В соответствии с законом сделки, связанные с возникновением, переходом и прекращением прав собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, подлежат государственной регистрации (ст. ст. 130, 131, 132, 164 ГК РФ), за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

В ГК РФ установлены виды недействительных сделок – оспоримая сделка, ничтожная сделка, мнимая и притворная сделки, кабальная сделка.

  1. Оспоримые – недействительны в силу признания их таковыми судом;
  2. Ничтожные – в силу предписания закона, т.е. независимо от судебного признания.

3. Мнимая (фиктивная) сделка – совершается для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.

  1. Притворная сделка – совершается с целью прикрыть другую сделку.
  2. Кабальная сделка – совершается под влиянием обмана, насилия, угрозы и другие обстоятельств не выгодных для одной стороны условий, чем воспользуется другая сторона.

В порядке осуществления коммерческих сделок с участием сельских предпринимателей можно выделить следующие этапы:

1 этап. Изучение конъюнктуры рынка – комплексное изучение данной области рынка, где предприниматель собирается выступить как субъект рыночных отношений;

2 этап. Поиск и подбор контрагента – предприниматель подбирает себе партнера, с которым он будет работать в снабжении и продвижении товара на рынке. Каждому партнеру по сделке может быть направлено твердые предложения (длительные связи или договорные обязательства) или инициативные предложения (максимально возможная информация о предлагаемом товаре и условиях поставки продавцом для потребителя) или запрос (направляется производителю покупателем);

3 этап. Подготовка к заключению контракта – проведение переговоров, на которых уточняются все условия работы партнеров;

4 этап. Заключение контракта – в основном инициатива заключения контракта принадлежит той стороне, которая поставляет продукцию, товары и услуги, т.е. производителю. Она готовит текст контракта, затем согласование по всем статьям с другой стороной и подписание;

5 этап. Реализация условий контракта – контракт ступает в силу с момента его подписания. На этом этапе происходит официальная переписка, банковские операции и другие работы, обеспечивающие исполнение контракта.

Наши рекомендации