Функции социальных норм

1. Регулятивная (устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма).

2. Оценочная (выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).

3. Трансляционная (в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и "транслируются" в будущее, передаются следующим поколениям через образование, воспитание, просвещение и т.д.).

Виды социальных норм

1) По сферам действия:

· экономические;

· политические;

· религиозные;

· экологические и др.

2) По механизму (регулятивным особенностям):

· мораль;

· право;

· обычаи;

· корпоративные нормы.

Мораль формируется в духовной сфере жизни общества, не институционализирована, т.е. не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности и т.п., которые вырабатываются философией, религией, искусством в процессе этического осмысления мира.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования. Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства. Именно в этих процессах доминирующие в обществе идеи права и правовые представления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, т.е. четко отделены от правосознания и действуют в рамках социальных институтов.

Обычай - исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения.

Корпоративные нормы - это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

6. Общественные блага и спрос на них

К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные, не похожие на обычные товары. Тем не менее это вполне реальные экономические блага, поскольку, с одной стороны, они обладают полезностью для потребителей, а с другой - их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ.

В основе классификации благ лежат два критерия: тип присвоения, регулирующий доступность блага в потреблении, и характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе потребления блага.

Выделяются такие признаки благ, как избирательность (конкурентность) и неизбирательность (неконкурентность).

Для общественных благ характерны два свойства:

- увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому, из них;

- ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.

Необходимо отметить, что свойства, характерные для общественных благ, могут проявляться с разной степенью интенсивности.

Для очень немногих благ, таких, как, например, законодательство или стратегические ядерные вооружения, численность индивидов, извлекающих преимущества из их наличия, может едва ли не беспредельно увеличиваться без дополнительных затрат, а ограничение доступа к этим благам, если и осуществимо, то для целых групп, но не для отдельного лица персонально. На практике чаще встречаются несколько иные ситуации.

Чистое частное благо – благо, которое обладает признаками избирательности и исключаемости. Потребление такого блага одним субъектом препятствует тому же для других и приносит полезность только его владельцу. Покупка порции мороженного кем-либо исключает ее доступность для других, а заключенная в ней полезность потребляется исключительно покупателем. Иначе говоря, чистое частное благо – благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу. Такие блага могут быть оценены и проданы поштучно и, в этом смысле, наиболее отвечают требованиям рыночного обмена.

Чистое частное благо – благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу.

Чистое общественное благо – благо, которое обладает признаками неизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним субъектом не ограничивает его полезность для других. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от национальной обороны, не ущемляя при этом полезности, извлекаемой из нее другими. Одновременно никто не может быть исключен из числа потребителей этого блага. Следовательно, чистое общественное благо – благо, которое не может быть предоставлено кому-то отдельно и потребляемое только сообща.

Чистое общественное благо – благо, которое не может быть предоставлено кому-либо отдельно и потребляемое только сообща.

Наши рекомендации