Тема 3.1. Процессы концентрации и кооперации в торговле

Содержание занятия

1. Значение процессов концентрации торговых организаций в отечественной торговле.

2. Горизонтальная и вертикальная интеграция крупномасштабного предпринимательства в торговле.

3. Формы объединения крупномасштабного предпринимательства на российском товарном рынке.

4. Организационно-правовые нормы и управление крупномасштабными объединениями.

Методические указания

В настоящее время отечественная торговля вышла на новый уровень интеграции: наблюдается объединение крупномасштабных торговых организаций, их кооперирование, диверсификация и конгломерация, слияние торгового, банковского и промышленного капитала. Эти процессы меняют соотношение сил на внутреннем рынке, повышают роль интеграции.

Изучение данной темы ставит цель ознакомить студентов с сущностью и значением крупномасштабных объединений.

Следует подробно рассмотреть организационные формы на внутреннем рынке, природу их образования, цели создания. Необходимо изучить, какое влияние оказывают крупные организации на развитие внутреннего рынка страны.

В мировой практике сложились крупные организационные формы соответствующих их бизнес-стратегиям. Необходимо определить, какие организации соответствуют принципам интеграции, рассмотреть особенности их организации и управления.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чём состоит сущность концентрации торгового капитала и каково его значение для товарного рынка России?

2. Рассмотрите законодательные акты, регулирующие процессы концентр-ации капитала на внутреннем рынке страны.

3. Опишите цели процессов кооперации крупных торговых структур.

4. Опишите различия в условиях создания, управления и функционирования крупномасштабных интегрированных организаций.

5. Рассмотрите совместные предприятия как формы интеграции.

Задание. Подготовьте сообщение на тему: «Процессы концентрации торгового капитала на современном этапе развития внутреннего рынка».

Тема 3.2. Роль торговых организаций в межотраслевых объединениях

Содержание занятия

1. Образование и область функционирования межотраслевых хозяйственных объединений.

2. Торговые дома как проводники коммерческо-посреднической деятельности в торговле.

3. Роль торговых домов в развитии межотраслевых торговых связей.

4. Финансово-промышленные группы и формы участия торговли в их деятельности.

Методические указания

Одним из направлений интеграции структур крупного бизнеса является образование групп для решения межотраслевых проблем. Роль этих групп в развитии рынка различна. Наиболее типичными групповыми образованиями являются торговые дома и финансово-промышленные группы.

Целью данной темы является изучение цели, условий создания, функций этих групп, а так же формы участия в их деятельности торговых структур.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каковы цели и условия образования межотраслевых добровольных объединений?

2. В чём заключается роль межотраслевых объединений в развитии внутреннего рынка страны?

3. Рассмотрите цель и условия создания объединений типа «Торговый дом».

4. Опишите права и обязанности участников Торгового дома.

5. Какую организационно-правовую форму может иметь Торговый дом?

6. Рассмотрите органы управления, модели организационного построения, основные структурные подразделения Торгового дома и их функции.

7. Дайте определение понятия «финансово-промышленная группа».

8. Какую роль играют ФПГ в развитии торговли?

9. В чём заключается роль государства в в регулировании деятельности межотраслевых объединений?

Задание. Подготовьте сообщение на тему «Роль финансово-промышленных групп в развитии внутренней торговли».

ТЕСТЫ

1. Система размещения розничной торговой сети базируется на следующих трех принципах:

а) равномерное размещение;

б) групповое размещение;

в) ступенчатое размещение;

г) локальное размещение.

2. Розничная торговая сеть определяется как:

а) имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказание торговых услуг;

б) совокупность предприятий розничной торговли, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением;

в) торговая сеть конкретной фирмы, организации, системы;

г) совокупность стационарных и нестационарных видов торговых сетей.

3. Основой розничной торговой сети является:

а) разносная и развозная торговля;

б) стационарная сеть;

в) фирменная торговая сеть производственного предприятия;

г) магазины, павильоны, киоски и палатки.

4. Формат торговли — это:

а) площадь торгового зала и количество рассчетно-кассовых узлов;

б) совокупность параметров, по которой определяется принадлежность торгового предприятия (как сетевого, так и независимого) к одному из распространенных в мировой практике видов;

в) форма обслуживания, представляемый сервис, часы работы;

г) среднее количество покупок в день.

5. Магазины формата дискаунтер стали повсеместно появляться после …

а) издания указа «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» и выхода на российские рынки иностранных сетей;

б) после кризиса 1998г.

6. Горизонтальная кооперация это:

а) объединения, слияние, кооперация или взаимодействие предприятий находящихся на одной хозяйственной ступени;

б) объединение, слияние, кооперация или взаимодействие функционально зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей данного продукта по цепочке создания стоимости.

7. Определите последовательность формирования розничных торговых сетей в России:

а) появление и бурное развитие продовольственных рынков, появление первых сетевых компаний и переход ряда предприятий от оптовой торговли к розничной, появление региональных продуктовых сетей, появление гипермаркетов, формирование федеральных игроков отрасли, первое IPO, появление первого иностранного игрока, освоение торгового формата дискаунтер, увеличение объемов сделок по слияниям и поглощениям, появление магазинов формата «продуктовый бутик»;

б) появление и бурное развитие продовольственных рынков, появление первых сетевых компаний и переход ряда предприятий от оптовой торговли к розничной, появление первого иностранного игрока, освоение торгового формата дискаунтер, появление региональных продуктовых сетей, появление гипермаркетов, формирование федеральных игроков отрасли, первое IPO, увеличение объемов сделок по слияниям и поглощениям, появление магазинов формата «продуктовый бутик»;

в) появление первых сетевых компаний и переход ряда предприятий от оптовой торговли к розничной, первое IPO, увеличение объемов сделок по слияниям и поглощениям, появление первого иностранного игрока, освоение торгового формата дискаунтер, появление и бурное развитие продовольственных рынков, появление региональных продуктовых сетей, появление гипермаркетов, формирование федеральных игроков отрасли, появление магазинов формата «продуктовый бутик».

8. К особенностям развития розничных сетей в РФ относятся следующие три положения:

а) слабая экспансия иностранных сетей;

б) избыток торговых площадей;

в) отсутствие товаров под собственной маркой;

г) региональная экспансия;

д) размещение акций на бирже;

е) отсутствие франчайзинга.

9. Собственные торговые марки, ориентированные на покупателей, чувствительных к цене, у которых преобладают рациональные мотивы покупки:

а) марки эконом-класса;

б) имиджевые (нишевые);

в) инновационные собственные торговые марки.

10. Самая крупная транснациональная торговая сеть — это …

а) Wal-Mart Stores, Inc.;

б) Auchan group;

в) Metro AG.

11. Риски для франчайзи:

а) использование марки, завоевавшей популярность у потребителей и репутацию;

б) вступление в апробированную бизнес-систему и использование ее конкурентных преимуществ;

в) отказ выплаты роялти;

г) ложные обещания франчайзера, его неспособность управлять ростом сети, утрата интереса к развитию.

12. Выполнение отдельных функций (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и проч.) или бизнес-процессов (организационных, финансово-экономических, производственно-технологичес-ких, маркетинговых) внешней организацией, располагающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения называется:

а) аутсорсинг;

б) концессия;

в) аутстаффинг;

г) контрактация.

13. RFM-анализ …

а) позволяет сгруппировать объекты анализа по мере однородности анализируемых параметров путем применения коэффициента вариации;

б) оценка структуры задолженности с целью выявления задолженности которую предприятие может погасить в ближайшей перспективе;

в) анализ товарного ассортимента по частоте обращений, где основными критериями сегментации являются давность и частота обращений.

14. Категорийный менеджмент — это …:

а) процесс управления ассортиментом, при котором каждая товарная категория рассматривается как самостоятельная бизнес-единица;

б) специфическая и определяющая структура всех и каждой организаций;

в) умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей;

г) деловая активность, посредством которой поток товаров и услуг направляется от производителя к потребителю или пользователю.

15. Мерчандайзинг — это …:

а) комплекс мер по увеличению объемов продаж;

б) подготовка товаров к продаже, а также комплекс мер, направленных на привлечение внимания покупателей с помощью эффективного размещения товаров в торговом зале, размещения рекламных проспектов и плакатов;

в) продвижение торговых марок непосредственно в торговых залах магазинов;

г) развитие популярности торговых марок путем воздействия на потребителя.

16. Для оценки эффективности использования торговой площади магазина не используют …

а) коэффициент установочной площади;

б) коэффициент экспозиционной площади;

в) коэффициент нагрузки на м2.

17. Снижение покупательной способности населения является ...

а) положительной тенденцией изменения параметров спроса;

б) отрицательной тенденцией изменения параметров спроса;

в) положительным изменением в конкурентной среде;

г) отрицательным изменением в конкурентной среде.

18. Доля товарооборота розничной сети в общем обороте розничной торговли страны падает, при этом оборот розничной торговли страны и товарооборот розничной сети растут. Возможно ли это?

а) нет не возможно, т.к. товарооборот розничной сети растет;

б) да возможно если товарооборот розничной сети растет меньшими темпами нежели оборот розничной торговли страны;

в) по представленным данным выводы сделать нельзя.

19. ФАС заинтересуется деятельностью розничной сети если:

а) ее доля на рынке превышает 25%;

б) ее доля на рынке превышает 50%.

20. Сколько кассовых узлов устанавливается в жестком дискаунте?

а) 2-6;

б) 5-16;

в) 5-10;

г) 25-40.

21. Величина города, форма плана (компактная, расчлененная и др.), функциональное зонирование его территории (селитебная, промышленная, коммунально-складская, транспортная и другие зоны), плотность населения, размещение административных и культурных центров, спортивных комплексов, мест приложения труда –– это … факторы, учитываемые при размещении магазинов.

а) транспортные;

б) градостроительные;

в) социальные.

22. Расположение магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения –– это … размещение.

а) равномерное;

б) групповое;

в) ступенчатое.

23. Финансовый модуль автоматизируемой системы управления розничной сетью обычно содержит компоненты:

а) «управление персоналом»;

б) «управление складом»;

в) «бухгалтерия», «работа с банками», «бюджетирование», «финансовое планирование».

24. Основой материально-технической базы розничной торговли является …

а) торговая сеть;

б) персонал;

в) информация.

25. Совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением –– это … .

а) магазины;

б) торговая сеть;

в) компьютерная сеть.

26. По формам продажи различают следующие виды розничной торговой сети:

а) стационарная и нестационарная;

б) магазинная и внемагазинная;

в) розничная и мелкорозничная.

27. По местоположению торговых объектов различают следующие виды розничной торговой сети:

а) стационарная и нестационарная;

б) магазинная и внемагазинная;

в) розничная и мелкорозничная.

28. Расширение деятельности за счёт слияния или создания новых предприятий, производящих или оказывающих одни и те же услуги –– это … .

а) диверсификация;

б) вертикальная интеграция;

в) горизонтальная интеграция.

29. Какой форме организации бизнеса в розничной торговле соответствует классификационный признак «единый контроль и управление всеми магазинами, входящими в корпоративную сеть»?

а) ассоциированная торговля;

б) многофилиальные компании (корпоративные сети);

в) франчайзинг.

30. … называют такой способ её организации, при котором мелкие торговцы вступают в объединения с целью повышения своей конкурентоспособности и рентабельности бизнеса.

а) ассоциированной торговлей;

б) корпоративной сетью;

в) франчайзингом.

31. Распространение крупных фирм в другие отрасли, которые являются последовательными ступенями производства по отношению к основной отрасли –– это …

а) вертикальная интеграция;

б) диверсификация;

в) горизонтальная интеграция.

32. Фирма, владеющая в нескольких странах производственными, торговыми и другими приносящими доход активами –– это … .

а) торговый комплекс;

б) межотраслевая диверсификация;

в) транснациональная компания.

33. Стратегия … ориентирована на создание преимуществ на основе уникальности, максимального разнообразия и высокого качества продукции.

а) стратегия диверсификации;

б) стратегия лидерства в низких издержках;

в) дифференциации.

34. По договору … одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т.д.

а) коммерческой концессии;

б) купли-продажи;

в) поставки.

35. Система взаимоотношений, которая заключается в возмездной передаче одной стороной (франчайзером) другой стороне (франчайзи) товарного знака, технологии и другой коммерческой информации, использование которой будет способствовать росту франчайзи и надежному закреплению на рынке –– это … .

а) франчайзинг;

б) аренда;

в) лизинг.

36. Продукция, выпускаемая под маркой и по заказу конкретной розничной сети –– это …. Часто носит название самой розничной компании («Рамстор», IKEA), но может иметь и собственное имя («Ромашкино» у «Перекрестка», Elenberg – у «Эльдорадо»).

а) private Label (собственная или частная торговая марка);

б) товарный знак;

в) упаковка.

37. У одной сети … существовать несколько собственных торговых марок для разных категорий товаров или разных групп потребителей.

а) может;

б) не может;

в) правильного ответа нет.

38. Под аутсорсингом понимают выполнение отдельных функций (произ-водственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и т.п.) или бизнес-процессов (организационных, финансово-экономических, произ-водственно-технологических, маркетинговых) внешней организацией, распола-гающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения.

а) аутсорсингом;

б) аутстаффингом;

в) арендой.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

1. Сущность процессов кооперации в торговле и их объективная необходимость.

2. Сущность, общность и различия процессов интеграции, концентрации, кооперации.

3. Интеграционные процессы на уровне объединений, предприятий и внутри фирм.

4. Роль малого предпринимательства в развитии торговли.

5. Факторы, обуславливающие создание объединений предприятий малого бизнеса.

6. Коммерческие и некоммерческие объединения, их сущность и условия образования в торговле.

7. Ассоциативные формы организации малых торговых предприятий, их разнообразие и роль в структуризации торговой сети.

8. Кооперативы как форма добровольного объединения предпринимателей в торговле. Виды и цели их создания, юридический статус.

9. Направления совместной деятельности членов кооператива и ее эффективность.

10. Права и обязанности членов кооперативов.

11. Формы управления кооперативами и ответственность их членов за результаты деятельности объединения.

12. Закупочные кооперативы предприятий малого бизнеса: цели создания, организационные особенности хозяйственно-экономическая деятельность, управление

13. Кооперация розничных торговцев: цели и сущность объединения, управление объединением.

14. Кооперация корпоративных структур: виды, цели, задачи.

15. Сбытовая кооперация корпоративных структур: создание совместных торговых представительств, взаимное использование сбытовых сетей, заключение соглашений картельного типа.

16. Цели и условия создания добровольных цепей, их отличительные особенности от ритейловых сетей.

17. Горизонтальные и вертикальные добровольные цепи.

18. Основные направления деятельности объединений, образованных в форме добровольных цепей.

19. Оптово-розничные объединения: цели их создания, направление деятельности, управление.

20. Обязательства членов оптово-розничных объединений, их права и обязанности.

21. Франчайзинг — как форма объединения малого бизнеса в торговле.

22. Сущность франчайзинга, его организационные основы.

23. Формы оплаты услуг франчайзинга.

24. Права и обязанности франчайзера и франчайзи.

25. Франшиза как вид соглашения. Стандарты франчайзинга.

26. Коммерческие интересы участников контрактного соглашения по типу франчайзинга.

27. Концентрационные процессы в сфере крупного торгового капитала и причины, их вызывающие.

28. Группирование крупных объединений, их сущность и отличительные признаки.

29. Крупномасштабные торговые корпорации и объединения малого бизнеса: их борьба за сегменты рынка.

30. Сущность и принципы межотраслевой интеграции, роль и место торговли в ней.

31. Объединения типа «Торговый дом». Цель их образования и характер деятельности.

32. Организационная сущность и юридический статус объединения по типу «Торговый дом» и его участники.

33. Финансово-промышленные группы (ФПГ), задачи их образования, область деятельности. Роль торгового капитала в ФПГ.

34. Ответственность членов Финансово-промышленной группы за результаты ее деятельности.

35. Роль государства в регулировании деятельности финансово-промышленной группы.

36. Глобализация как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции.

37. Уровни интеграции: полная, частичная, минимальная.

38. Органический рост и интеграция как пути развития организации: сущность, преимущества и недостатки.

39. Внутренняя интеграция: сущность и цели.

40. Особенности трактовки терминов «слияние», и «поглощение» в России и за рубежом.

41. Сущность и цели образования стратегических альянсов.

42. Структура и динамика рынка сделок слияния и поглощения.

43. Холдинг как вид объединения организаций.

Наши рекомендации