Конституционные основы предпринимательства
Место законодательного акта в правовой системе государства предопределяется его юридической силой. Высшей юридической силой в Российской Федерации обладает ее Конституция (ч.1 ст.15 Конституции РФ). Именно поэтому она занимает самое высокое положение в иерархии законодательных актов.
Под конституционными основами предпринимательской деятельности понимаются основополагающие конституционные нормы, которые:
формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности;
предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления;
обеспечивают право на предпринимательскую деятельность соответствующими гарантиями.
Эти конституционные нормы:
выражают определенные концепции правового регулирования;
закрепляют конституционные принципы;
определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы и интересы, а также устанавливают их гарантии.
Взятые вместе, все эти положения и образуют ту конституционную базу, на которой рождается и развивается право на занятие предпринимательской деятельностью.
Понятие и структура "экономической конституции". Современные конституции большинства государств содержат множество норм, регулирующих отношения в сфере экономики. Это обусловило появление в научном обиходе понятия "экономическая конституция", означающее совокупность конституционных положений, связанных единым предметом - отношениями в сфере экономики и проникнутых внутренним единством логико-правовых системных связей*(81).
Система таких конституционных положений включает в себя принципы основ конституционного строя - свободы экономической деятельности, единого экономического пространства, многообразия и равноправия различных форм собственности, защиты конкуренции (ст.8 Конституции РФ). Эти принципы составляют общую часть "экономической конституции". Стержнем же ее являются нормы Конституции РФ об основных экономических правах и свободах - о праве на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34), о праве на свободный выбор рода деятельности и профессии (ст.37), о праве частной собственности (ст.35, 36), о праве на защиту своего доброго имени (ст.23), что в экономической сфере означает право на защиту деловой репутации, о праве на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53), и другие права, а также конституционные гарантии предпринимательства (ч.2 ст.34, ч.1 ст.74, ч.2 ст.75).
В структуру "экономической конституции" входят также нормы Конституции РФ, устанавливающие экономический публичный порядок: 1) принципы государственного регулирования экономической деятельности; 2) нормы о возможном ограничении основных экономических прав и свобод (ст.55 и 56); 3) нормы о полномочиях федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования предпринимательства.
При всей важности конституционных положений, составляющих блок "экономической конституции", они не могут главенствовать и предопределять содержание других положений Основного закона. На эту роль вправе претендовать только нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина, включая, конечно, положения о праве собственности, свободе экономической, и в том числе предпринимательской деятельности, праве на объединение и выбор профессии. В частности, если государство признает право индивида на свободу экономической деятельности, оно обязано гарантировать ему на своей территории единое экономическое пространство.
Этому важнейшему конституционному положению соответствует обязанность государства обеспечить создание таких предпосылок экономической деятельности, как единая денежная система, единая система банков, свободное передвижение товаров и услуг, защита капиталов на любой территории, защита конкуренции.
Закрепление права индивидуума на свободную экономическую деятельность предопределяет наличие в Основном законе и других положений, например, предостановление законодательным органам полномочия принимать законы в сфере экономики, исполнительным органам - регулировать экономику на основе этих законов, судебным органам - защищать в соответствии с законом права предпринимателей.
Таким образом, стержнем системы конституционных норм, условно названной "экономической конституцией", являются основные права человека и гражданина (право на свободное развитие своей личности, на объединение, право свободно избирать род деятельности, право собственности и др.).
Конституционные принципы рыночной экономики. Конституционные принципы рыночной экономики являются особой разновидностью правовых принципов, ориентированных на регулирование экономических отношений. Они во многом предопределяют содержание принципов правового регулирования предпринимательской деятельности*(82).
Конституционные принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность этих принципов состоит как в их приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на всех субъектов права (см. постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1993 г. "О проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе применения законодательства о труде и постановлений Пленумов Верховного Суда СССР, Верховного Суда Российской Федерации, регулирующих данные вопросы")*(83).
Конституционные принципы рыночной экономики имеют объективную природу, они не изобретаются людьми, а ими только обнаруживаются, как и иные объективно существующие законы - естественные и экономические.
Объективная природа таких конституционных принципов, как свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности, единство экономического пространства и других, очевидна*(84).
Отсутствие этих принципов в Конституции означает невозможность создания рыночной экономики, поскольку конституционные принципы рыночной экономики имманентно присущи данному типу экономики. Если в Конституции не закреплены в качестве принципов свобода договора, неприкосновенность частной собственности, свобода передвижения и т.д., в обществе не могут функционировать и экономические законы рынка. Конституционной норме о свободе передвижения, выборе места пребывания и жительства (ст.27 Конституции России) коррелирует такая экономическая категория, как свобода рынка труда. Права иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст.35 и 36 Конституции РФ) соотносятся с такой экономической категорией рыночной экономики, как рынок недвижимости.
В конституционных принципах рыночной экономики могут получать воплощение общие принципы права, т.е. положения (правила) объективного права, которые хотя и не всегда выражаются в текстах законов, но в любом случае подлежат применению судами.
Сравнивая общие принципы права с юридическими нормами, необходимо обратить внимание на их менее конкретный характер. Однако будучи признаваемыми и применяемыми органами государства, общие принципы права приобретают официальный статус.
Ссылки на общие принципы права можно встретить в судебных решениях. Так, например, оценивая предусмотренный Федеральным законом от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)" порядок возбуждения производства по делам о банкротстве, Конституционный Суд РФ констатировал, что он не предоставляет должнику надлежащих процессуальных гарантий того, что определение арбитражного суда о признании должника банкротом и, следовательно, введение наблюдения будет обоснованным и правомерным: такое решение выносится в условиях несоблюдения общеправового принципа audi alteram partem (выслушать обе стороны)*(85).
Такие общеправовые принципы, как принципы справедливости, пропорциональности и соразмерности при ограничении прав и свобод, добросовестности и недопустимости злоупотребления субъективными правами, получив воплощение в конституционном праве, становятся конституционными принципами*(86).
Принципы конституционного строя не могут функционировать вне системной связи друг с другом.
Гарантируя приоритет прав и свобод человека и гражданина, основы конституционного строя, в силу их целостности, определяют принцип свободы экономической деятельности, который опосредованно устанавливает основы экономической системы в Российской Федерации и тесно связан с конституционным принципом единства экономического пространства.
Принцип экономической свободы может быть лучше понят с учетом как принципа приоритета прав и свобод человека, который в силу ст.2 Конституции РФ является "высшей ценностью", так и принципа социального государства, закрепленного в ст.7 Конституции России.
Иные положения Основного закона не могут противоречить нормам-принципам, составляющим основы конституционного строя Российской Федерации, этой своего рода "общей части" Конституции.
Однако реально могут возникнуть не только коллизии между положениями, составляющими основы конституционного строя Российской Федерации, т.е. конституционными принципами и иными положениями Конституции, но и между самими конституционными принципами.
Нередко нормативное содержание одного конституционного принципа выступает в качестве границ другого. Рассматривая содержание принципов неприкосновенности собственности, демократии, правового государства (в сочетании с принципом социального государства), необходимо обращать внимание на взаимодействие конституционных принципов в процессе правового регулирования.
В основе взаимодействия конституционных принципов, предполагающего нередко и противоречия между составляющими их содержание требованиями, лежат объективные противоречия между экономическими и социальными закономерностями.
Конституционные принципы рыночной экономики можно классифицировать. Предлагаемая классификационная система - это только один из множества возможных вариантов классификации в зависимости от избранного критерия.
1. Конституционные принципы, являющиеся проявлением общих принципов права: а) справедливости; б) пропорциональности и соразмерности при ограничении субъективных прав; в) юридической безопасности; г) добросовестности и недопустимости злоупотребления субъективными правами.
2. Общие конституционные принципы рыночной экономики:
а) правового государства;
б) демократии;
в) разделения властей;
г) равенства перед законом и судом;
д) социальной рыночной экономики.
3. Специальные конституционные принципы рыночной экономики:
а) общедозволительности;
б) свободы экономической деятельности;
в) единства экономического пространства;
г) свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; стабильности гражданского оборота; юридической безопасности предпринимателей;
д) признания и защиты равным образом разных форм собственности;
е) неприкосновенности частной собственности;
ж) поддержки конкуренции.
Их необходимо учитывать в процессе создания юридических норм, регламентирующих взаимоотношения предпринимателей между собой, а также с органами государства. В.А. Мау отмечает, что фундаментальным принципом, который пронизывает конституции развитых демократий, является принцип неприкосновенности личности и наличия у нее неотчуждаемых прав. Это центральная проблема, без чего немыслимо существование демократического общества вообще и рыночной экономики в частности.
Одним из аспектов неприкосновенности личности является защита собственности, т.е. обеспечение государством устойчивости отношений собственности*(87).
Велика роль конституционных принципов рыночной экономики в процессе применения судами источников предпринимательского права. Нередко судам приходится применять правовые нормы недостаточно определенные, "размытые". Использование конституционных принципов позволяет корректировать правовые нормы, придавая им необходимую степень ясности, определенности.
Конституционные принципы рыночной экономики должны учитываться и при саморегулировании взаимоотношений между предпринимателями посредством заключения договоров. Особо важное значение в этой сфере имеет принцип добросовестности.
Таким образом, в силу высокого и признанного авторитета конституционные принципы рыночной экономики обязательны для законодателя, для органов исполнительной и судебной власти, а также для предпринимателей в процессе саморегулирования осуществляемой деятельности.
На конституционный принцип свободы экономической деятельности опирается ряд норм гл.2 Конституции РФ, закрепляющих права, присущие членам общества, в котором функционирует рыночный тип экономики:
1) право выбирать род деятельности или профессию (т.е. род занятий) - свобода быть либо наймодателем-предпринимателем, либо наемным работником (ст.37 Конституции РФ);
2) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства - свобода рынка труда (ст.27);
3) право на объединение для совместной экономической деятельности - свобода выбора организационно-правовых форм предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур (ч.1 ст.34);
4) право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свобода владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами - свобода обладания недвижимостью (ст.34 и 35) и свобода рынка земли (ч.2 ст.36);
5) право на свободу договора - свобода заключать гражданско-правовые и иные сделки (ч.2 ст.35);
6) право на защиту от недобросовестной конкуренции (ч.2 ст.34);
7) свобода заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом "разрешено все, что не запрещено законом" (ч.1 ст.34).
Поскольку в Конституции России нет специальной главы об основах экономической системы, на конституционные нормы об основных экономических правах возлагается значительная функциональная нагрузка - они предопределяют основы экономического строя Российской Федерации.
Конституционный экономический публичный порядок. Конституционные нормы охраняют не только частные интересы, но и общественные (публичные).
Возможностью несовпадения частных интересов предпринимателей с публичными продиктована необходимость включения в Конституцию РФ положений, определяющих границы (пределы) основных экономических прав. Совокупность этих положений создает экономический конституционный порядок, признающий экономическую свободу предпринимателей и определяющий, в каких случаях и в каких пределах она может быть ограничена в публичных интересах.
Конституция создает образ цивилизованного предпринимателя, живущего в обществе и считающегося с его интересами.
Конституционный экономический публичный порядок составляют положения Конституции России, устанавливающие: 1) принципы государственного регулирования экономической деятельности; 2) ограничения экономических прав и свобод предпринимателей; 3) полномочия федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования предпринимательства.
Конституционный экономический публичный порядок, помимо Конституции РФ, формируют:
нормы конституционных договоров (договоров о разграничении сфер ведения и полномочий);
конституционные федеральные законы;
Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;
конституционные прецеденты.
Конституциализация законодательства о предпринимательстве. Многоаспектный процесс воздействия конституционных норм на законодательство о предпринимательстве представляет собой конституциализацию этого законодательства. Этот процесс начинается на стадии разработки проекта законодательного акта. Составляя концепцию будущего закона, разработчики проекта подвергают его так называемому конституционному обоснованию. Законодательство о предпринимательстве, как и другие отрасли законодательства, имеет конституционные истоки, отражением чего является понятие конституционных основ законодательства.
Конституционное обоснование законодательства о предпринимательстве означает воплощение конституционных принципов, норм в содержании актов текущего законодательства на стадии принятия законов.
Если же принятый закон содержит положения, не соответствующие Конституции, то приведение этих положений в соответствие с Конституцией может быть обеспечено в результате особой юрисдикционной деятельности Конституционного Суда России (см. ст.125 Конституции РФ). Конституционный Суд может либо подтвердить конституционность проверяемого закона (или отдельного его положения), либо признать его не соответствующим Конституции.
В некоторых случаях проверяемое на соответствие Конституции положение закона носит неопределенный характер - его смысл может пониматься и как не противоречащий Конституции, так и, напротив, ей не соответствующий. В таких случаях, учитывая сложившуюся правоприменительную практику, Конституционный Суд РФ использует прием так называемого конституционного истолкования проверяемого закона. Суть его - объявление соответствующим Конституции только одного из нескольких возможных вариантов понимания предписаний закона*(88).
§ 2. Понятие и виды источников правового регулирования
предпринимательской деятельности
В юриспруденции термин "источник права" традиционно понимается в двух смыслах -материальном (содержательном) и формальном. Как отмечает М.В. Баглай, "когда об источниках права говорят как о форме правовых актов, то обычно используют термин "источник права в юридическом смысле". Таким путем это понятие отграничивается от понятия "источник права в материальном смысле", под которым понимаются материальные источники формирования права, то есть условия жизни людей и общества. Эта категория была внедрена в юридическую науку марксистским историческим материализмом для того, чтобы подчеркнуть "надидеалистическую" природу права, материалистический детерминизм его развития. Никакого полезного, прикладного значения для понимания права она не представляет"*(89). Источником предпринимательского права в материальном (содержательном) смысле является вся сумма человеческого опыта, накопленного в сфере предпринимательства и отраженного в многочисленных учениях, науках, доктринах. Юридические правила, регулирующие предпринимательство, имеют свою историю. Они восходят к определенным экономическим, философско-правовым, социальным и даже религиозным воззрениям, выработанным человечеством в течение длительного исторического периода. Следы института банкротства, например, можно обнаружить в законодательстве, в торговой и судебной практике средневековой Европы.
Под источниками предпринимательского права в формальном смысле понимаются разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил. В свою очередь эти правила являются результатом правотворчества.
Все, таким образом, зависит от избранного подхода к определению понятия "источник права". Историков права обычно больше интересует то, какие исторические преобразования претерпевает право, какие материальные, социальные, культурные факторы влияли на процесс правообразования. Для них важно и понятие источников права в материальном смысле. Когда же избирается иной ракурс и нормы предпринимательского законодательства, как и любого другого, нуждаются в осуществлении или применении, то более важное значение имеет понятие "источник права" в формальном (юридическом) смысле*(90).
Как считает А.А. Белкин, источники права в формально-юридическом смысле - это специальные юридические конструкции объективирования юридических норм, посредством которых правовые нормы не только воспринимаются как таковые, с присущими им характеристиками, но и функционируют (т.е. могут реализовываться, применяться, охраняться) в качестве именно юридических норм. Это соответствует наиболее распространенным определениям источников права*(91).
В разных странах, тяготеющих к какой-либо правовой семье, состав и значимость отдельных формальных источников права различаются. Однако обычно в качестве источников правового регулирования признаются: а) закон и иные нормативные акты, б) судебная практика, в) обычай*(92).
Наибольшее значение в правовом регулировании предпринимательской деятельности имеет закон. Понятие "закон" предполагает, в свою очередь, выделение федеральных законов, обладающих более высокой степенью юридической силы, чем законы субъектов Федерации; федеральных конституционных законов - законов еще более высокой юридической силы и, наконец, закона, обладающего высшей юридической силой, - Конституции России. Особое значение и определенный приоритет в отношении других федеральных законов имеют кодифицированные законы - кодексы.
Десять лет назад в Российской Федерации развернулась интенсивная законотворческая деятельность, направленная на правовое регулирование предпринимательства. В настоящее время сформировалась система законодательных актов, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, определяющих общие условия порядка предпринимательской деятельности и порядок этой деятельности в отдельных сферах (страхование, банковская деятельность, правовое регулирование организации и функционирования топливно-энергетического комплекса (ТЭК) РФ (энергетическое право), рекламный бизнес и т.д.).
Законодательство о предпринимательстве включает в себя значительную часть законов разной отраслевой принадлежности. Рыночная экономика испытывает гораздо большую потребность в правовом регулировании, нежели административно-командная экономическая система. Регулируя предпринимательскую деятельность, государство стремится установить правовые основы единого для всей Российской Федерации рынка. В этих целях принимаются не только кодифицированные законы, где сосредоточиваются в основном однородные правовые нормы, образующие одну отрасль права, но и законы, содержащие нормы разных отраслей права.
Законодатель вынужден учитывать объективно существующую взаимосвязь разнородных общественных отношений, регулируемых разными отраслями права. Поэтому законодательные акты о предпринимательстве носят комплексный характер. Это значит, что при регулировании деятельности, к примеру, акционерных обществ, которые вступают в отношения, регулируемые гражданским, финансовым, земельным, административным правом, что не может не учитываться законодателем, принимаемый закон приобретает комплексный характер. В рамках этого закона нормы разных отраслей права, взаимодействуя между собой, обеспечивают регулирование отношений в определенной сфере общественной жизни. Объединяющим "стержнем" для группировки разноотраслевых норм является в данном случае деятельность акционерных обществ. В конечном счете система законов должна быть удобной для их пользователей.
Законодательные акты о предпринимательстве объективно приобретают характер комплексных нормативных актов также и потому, что в этой сфере общественной жизни особенно важно обеспечить разумный баланс между общественными (публичными) и частными интересами предпринимателей. Правовой формой, адекватно отражающей такие частные интересы предпринимателей, как свобода экономической деятельности, свобода договора, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, традиционно являются нормы гражданского права. Что же касается публичных интересов (забота об интересах потребителей, экологическая, энергетическая безопасность и т.д.), то для их выражения используются нормы административного, финансового, земельного права. Эти нормы привносят в правовое регулирование определенные ограничения, во многом связанные с тем, что Российская Федерация является социальным государством.
Таким образом, комплексный характер законодательных актов о предпринимательстве во многом связан с тем, что государство постоянно находится в поиске справедливого сочетания публичных и частных интересов. Не случайно одной из исходных концепций, которая положена в основу правового регулирования предпринимательской деятельности, является концепция социальной рыночной экономики. Хотя в действующей Конституции РФ она прямо не отражена, однако закрепленная в ст.7 Конституции характеристика Российской Федерации как социального государства предполагает именно социально ориентированную рыночную экономику.
Формирование законодательства о предпринимательстве осуществлялось по двум основным направлениям:
а) принятие законов, определяющих общие условия для предпринимательской деятельности (Гражданский кодекс РФ, Закон о конкуренции на товарных рынках и т.д.);
б) издание законодательных актов, направленных на регулирование предпринимательской деятельности в определенных сферах экономики (о банках и банковской деятельности, о газоснабжении, об электроэнергетике, о рекламе, о банкротстве, о крестьянских (фермерских) хозяйствах и т.д.).
В этой связи представляет интерес вопрос о юридическом значении общеправового классификатора отраслей законодательства, утвержденного Указом исполняющего обязанности Президента РФ от 15 марта 2000 г.*(93)
В постановлении Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. "О проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1999 года "О рекламе" отмечается, что использование общеправового классификатора отраслей законодательства в качестве инструмента определения критериев отнесения правовых вопросов к той или иной отрасли законодательства является недопустимым*(94). Классификатор подготовлен в целях унификации формирования эталонных банков данных правовой информации, а также для обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между органами государственной власти.
Следовательно, при выявлении, какие же комплексные законодательные акты входят в массив предпринимательского законодательства, невозможно руководствоваться классификатором правовых актов.
Тот или иной вид предпринимательской деятельности обычно является объектом комплексного правового регулирования. Так, например, законодательство о рекламе не может быть отнесено только к гражданскому законодательству. Рассматривая дело, связанное с проверкой законности принятого Белгородской областной Думой 13 сентября 1995 г. Закона "О регулировании распространения и рекламе эротической продукции на территории Белгородской области", Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отметила в своем определении: "Белгородская областная дума в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации имела право принять Закон"*(95). Данный вывод означает, что Верховный Суд РФ не считает, что в процессе рекламной деятельности возникают только гражданско-правовые отношения, которые в силу п."о" ст.71 должны регулироваться только гражданским законодательством, находящимся в ведении Российской Федерации.
Комплексный характер нормативных актов о предпринимательстве получил отражение и в конституционном праве. В соответствии со ст.71 (п."ж") в ведении Российской Федерации находится "установление правовых основ единого рынка" наряду с отнесением также к сфере Российской Федерации в п."о" этой же статьи гражданского законодательства. Если применительно к выделению такой сферы ведения, как гражданское законодательство, использован точный и конкретный критерий - правоотраслевой, то применительно к предпринимательскому законодательству используется иной критерий. Некоторая неоднородность избранных для классификации сфер ведения Российской Федерации в ст.71 Конституции РФ усложняет систематизацию законодательства о правовых основах единого рынка.
Система законодательства о предпринимательстве в Российской Федерации представляет собой классификацию законодательных актов, построенную с помощью разных критериев, или оснований.
Основными критериями этой классификации являются:
I - юридическая сила и место в иерархии правовых нормативных актов;
II - сферы законодательного регулирования, установленные в ст.71-73 Конституции России, в которых они приняты;
III- масштаб действия.
С точки зрения первого критерия законодательные акты о предпринимательстве подразделяются на: 1) законы, 2) подзаконные акты.
Среди законов особое значение имеет Гражданский кодекс РФ. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ). Следовательно, общие положения гражданского законодательства полностью распространяются на отношения с участием предпринимателей. Кроме того, для некоторых имущественных отношений с их участием в ГК РФ предусматриваются специальные правила. Специальный характер придан, в частности, положению, содержащемуся в п.3 ст.401 о повышенной ответственности предпринимателей. Такими же "специализированными", направленными на урегулирование отношений с участием предпринимателей, являются нормы о содержании и режиме предпринимательской деятельности (абз.3 п.1 ст.2), об обычаях делового оборота (ст.5), о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также недопустимости злоупотребления доминирующим положением на рынке (абз.2 п.1 ст.10), о поставках товаров (ст.506), о хранении на товарном складе (ст.907), о доверительном управлении имуществом (ст.1012) и т.д.
Все это свидетельствует о качественном своеобразии предпринимательских общественных отношений, находящем свое отражение даже в стержневом цивилистическом акте - Гражданском кодексе РФ.
В то же время следует отметить, что во многих странах с рыночной экономикой законодательство о предпринимательской, хозяйственной деятельности носит самостоятельный характер*(96).
Принципиальными в этом плане являются новейшие тенденции в регулировании хозяйственных отношений в странах СНГ. Так, в Украине 16 января 2003 г. Верховной Радой утверждены и подписаны Президентом Республики Гражданский кодекс (Закон N 435-IV)*(97) и Хозяйственный кодекс (Закон N 436-IV), т.е. два разных стержневых кодифицированных нормативных правовых акта, регулирующих общественные отношения и юридически закрепляющих основную идею о том, что правовое регулирование хозяйственной, в том числе предпринимательской, деятельности не может быть больше частноправовым, а должно сочетать в себе частноправовое и публично-правовое начала*(98).
Другие, помимо ГК РФ, федеральные законы, регулирующие предпринимательство, подразделяются на законы, содержащие общие для различных видов предпринимательства нормы, и на законы специального характера, содержащие нормы о регулировании отдельных сфер предпринимательства. К первым можно отнести законы об ипотеке, о банкротстве, о рекламе, о приватизации государственного и муниципального имущества, о рынке ценных бумаг, о лицензировании, о конкуренции на товарных рынках, о валютном регулировании, о защите прав потребителей и др.
Законами специального характера являются законы о банках, об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и др.
К законодательству о государственном предпринимательстве относится Закон о поставках продукции для государственных нужд.
Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации определяют Закон об иностранных инвестициях в РФ, Закон о соглашениях о разделе продукции, принятый в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности, который устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций поиска, разведки и добычи минерального сырья на территории РФ.
Использование в ст.71-72 Конституции РФ понятия "законодательство" может быть интерпретировано только в узком смысле, т.е. как охватывающее только федеральные законы. Иные подзаконные нормативные акты не входят, например, в гражданское законодательство. Не случайно ст.3 ГК РФ называется "Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права".
Подзаконные правовые акты занимают важное место при установлении правовых основ единого рынка.
Важные для предпринимательства правовые нормы содержатся в подзаконных актах, к числу которых относятся нормативные указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч.3 ст.90 Конституции России).
Постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, также входят в состав законодательства о предпринимательстве. То обстоятельство, что постановления Правительства издаются непосредственно на основании и во исполнение Конституции РФ, а не только во исполнение федеральных законов, свидетельствует об определенной степени нормотворческой самостоятельности Правительства. Так, постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745*(99) (в ред. постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 917*(100) во исполнение Закона РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"*(101) утвержден Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
К числу подзаконных актов относятся также правовые акты министерств, ведомств, нормативные акты федеральных комиссий и ЦБ РФ. В качестве примера может быть приведено Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденное распоряжением Госкомимущества РФ и Минстроя РФ от 13 апреля 1993 г. N 660-р*(102).
Наибольшее значение для предпринимательской деятельности имеют ведомственные нормативные акты Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства энергетики РФ, Министерства имущественных отношений РФ, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
В соответствии с Правилами подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации*(103) федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Не допускается принятие нормативных актов в форме писем и телеграмм.