Предприятие в условиях различных моделей рынка

Определение цели и объемов производства
в условиях чистой конкуренции

Отличительная черта рынка чистой конкуренции — абсолютная эластичность спроса по отношению к отдельному продавцу. Поскольку его доля на рынке весьма незначительная, то масштабы индивидуального предложения не влияют на рыночную цену. Продавец соглашается с установившейся ценой, а не диктует ее.

Для характеристики доходов предприятия от его хозяйственной деятельности используют следующие показатели:

а) валовой доход — общая выручка от реализации продукции;

б) средний доход — валовой доход в расчете на единицу реализованной продукции;

в) предельный доход — дополнительный доход, который приносит продажа еще одной единицы продукции.

Поскольку при совершенной конкуренции цены не зависят от объема продаж отдельного продавца, то средний и предельный доходы будут одинаковыми и равными цене за единицу продукции.

Сопоставление доходов с издержками должно дать ответ на ряд вопросов: 1) стоит ли вообще производить; 2) если да, то какое количество продукции; 3) какая при этом будет получена экономическая прибыль.

Для выяснения логики рассуждений при поиске ответов на эти вопросы в условиях краткосрочного периода рассмотрим несколько вариантов рыночных цен, по которым сможет реализовать свою продукцию уже упоминаемое нами предприятие по производству джинсов.

В табл. 13.5 представлены данные о валовом доходе и экономической прибыли, получаемых предприятием при ценах 147, 130 и 90 ДЕ за единицу продукции. Определить наиболее предпочтительный вариант объемов производства можно двумя путями:

1) сопоставляя совокупные издержки с валовым доходом, можно рассчитать максимальный размер экономической прибыли;

2) сопоставляя предельные издержки и предельный доход, можно обнаружить такой максимальный объем производства, при котором первая величина меньше второй.

Если цена на джинсы установится на уровне 147 ДЕ, то наибольшая экономическая прибыль (36 ДЕ) будет получена при производстве шести джинсов в день. Этот же вывод подтверждается и тем, что это последняя позиция в возрастающем ряду объемов производства, при которой предельные издержки (131 ДЕ) меньше предельного дохода




Глава 13. Воспроизводство предприятия: издержки и доходы 207

предприятие в условиях различных моделей рынка - student2.ru Таблица 13 5 Выбор объемов производства при различных вариантах цены (чистая конкуренция)
Дневной обем производства, едениц товара Издержки. ДЕ Цено = 147 Цена =130 Цена = 90
совокупные предельные средние валовой доход Экономиче- ская прибыль валовой доход Экономиче- ская прибыль валовой доход Экономиче- ская прибыль
–200 –200 –200
–155 –170 –210
–102 –136 –216
–54 –105 –225
–12 –80 –240
+20 –65 –265
+36 –66 –306
+35 –84 –364
–16 –120 –44
–27 –180 –540
–100 –270 –900  

(147 ДЕ). Реализация следующей, седьмой единицы продукции, принесет фирме 147 ДЕ дополнительного дохода, но ее производство обойдется в 148 ДЕ, что приведет к снижению прибыли.

При цене джинсов 130 ДЕ любые объемы производства убыточны для предприятия. Однако отсюда нельзя сделать вывод, что производить продукцию вообще не стоит. Дело в том, что если не производить, то убытки будут равны постоянным издержкам, если же производить какой-то объем — их можно уменьшить. В такой ситуации предприятие руководствуется задачей минимизации убытков. Она достигается при объеме производства, равном пяти джинсам в день. Именно при таком объеме предельные издержки пока ниже предельного дохода (соответственно 115 и 130).

Производить действительно не стоит, если цена снизится до 90 ДЕ. В этом случае всякое производство принесет убытки большие, чем

постоянные издержки.

Таким образом, любую единицу продукции, предельный доход от которой превышает его предельные издержки, следует производить. Предприятие максимизирует прибыль или минимизирует убытки в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам. Это правило общее для любой модели рынка.

предприятие в условиях различных моделей рынка - student2.ru 208 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА

Чистая конкуренция предполагает свободный доступ на рынок новых производителей и столь же свободный их уход. Это особенно важно для анализа поведения предприятия в долгосрочном периоде. При этом -обнаруживается, что механизм межотраслевой конкуренции приводит к устранению экономической прибыли. Если рассматриваемое нами предприятие является характерным представителем отрасли и при цене 147 ДЕ получает экономическую прибыль, то такая ситуация привлекает производителей из других отраслей, у которых экономическая прибыль отсутствует. В результате этого кривая предложения смещается вправо и изменяется цена равновесия. Такой процесс происходит до тех пор, пока устанавливается цена на уровне минимальных средних затрат, обеспечивающих получение нормальной прибыли, но исключающих получение экономической прибыли. Если же в силу каких-то причин цена будет равна 130 ДЕ, т.е. отрасль окажется убыточной, будет наблюдаться противоположное явление: капитал уходит из отрасли, кривая предложения смещается влево, что означает рост цены равновесия и повышение доходности.

Поэтому в долгосрочном периоде перелив ресурсов из одной отрасли в другую приводит к нивелировке уровня доходности и ликвидации экономической прибыли. В конечном счете цены устанавливаются на уровне минимальных средних затрат, наиболее характерных для отрасли предприятий. В нашем примере цена должна установиться на уровне 147 ДЕ за единицу продукции.

Определение объемов производства в условиях
чистой монополии

Рассмотрим противоположную ситуацию, когда предложение на рынке представлено единственным производителем, т. е. состояние чистой монополии. При этом кривая отраслевого спроса совпадает с кривой спроса на продукцию предприятия, а следовательно, представляет собой убывающий график.

Монополия продавца действительно предоставляет ему возможность выбирать любую цену на свой товар. Однако нельзя полагать, что монополист будет стремиться установить максимально возможные цены. Выбирая ту или иную цену, монополист одновременно выбирает и объем продаж, диктуемый кривой спроса. Повышая цены и выигрывая от этого, он проигрывает от уменьшения количества проданной продукции. Чтобы увеличить объем продаж, необходимо снизить цены. Поэтому и перед монополистом возникает вопрос: какой объем производства позволит ему максимизировать экономическую прибыль? Представим, что рассматриваемое нами предприятие оказалось в силу особых причин чистым монополистом. Чтобы определить наилучший объем производства, т. е. найти на графике спроса точку,

Глава 13. Воспроизводство предприятия: издержки и доходы 209

предприятие в условиях различных моделей рынка - student2.ru где максимизируется экономическая прибыль, обратимся к анализу данных табл. 13.6. Как видно из нее, цена за одну пару джинсов снижается по мере роста объемов продаж. Еще в большей мере снижается предельный доход, который теперь не совпадает с ценой. Он меньше цены новой порции продукта, поскольку по новой цене приходится продавать не только дополнительную единицу, но и весь объем.

Таблица 13 6 Выбор объемов производства при чистой монополии
Дневной обем производства, едениц товара Издержки. ДЕ Цена за еденицу Доход экономиче- ская прибыль
совокупные предельные средние валовой предельный
–70
+14
+70
+80
+85
+66
+28
–40
–144
–290

Экономическая прибыль, получаемая предприятием, возрастает только до определенного объема производства, а дальше начинает снижаться, переходя в убытки. Максимальная экономическая прибыль (85 ДЕ) достигается при объеме производства пяти джинсов в день. Нетрудно заметить, что начиная со следующей единицы продукции предельные издержки превышают предельный доход. А это уменьшает экономическую прибыль. Отсюда можно сделать вывод, что и для чистой монополии справедливо правило: максимальная прибыль достигается при равенстве предельных издержек и предельного дохода.

В отличие от совершенной конкуренции предприятие-монополист будет получать экономическую прибыль как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Поскольку доступ в отрасль других предприятий ограничен, не произойдет перелива капитала, смещения кривой предложения и устранения экономической прибыли. Поэтому в отраслях с чистой монополией цены на продукцию будут выше, чем при таких же условиях, но с господством свободной конкуренции.

предприятие в условиях различных моделей рынка - student2.ru 210 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА

Формирование цены и выбор объемов производства в условиях монополистической конкуренции и олигополии сочетают в себе положения, характерные для рассмотренных двух крайних позиций.

Краткие выводы

1. Все материально-вещественные и денежные ресурсы, которыми обладает предприятие, называются фондами предприятия. Ими обеспечивается воспроизводство предприятия.

2. Производственные фонды предприятия подразделяются на основные, оборотные и фонды обращения. Кругооборот производственных фондов — это процесс смены форм, превращения фондов из одной функциональной формы в другую (денежную, производительную, товарную). Оборот фондов — это движение фондов от момента авансирования денежных средств до их полного возврата.

3. Основные производственные фонды служат в течение длительного времени, совершают оборот в течение ряда кругооборотов, затраты на них возвращаются постепенно, определенными порциями, называемыми амортизационными отчислениями. Стоимость основных фондов может выражаться через показатели первоначальной, остаточной, восстановительной их стоимости.

4. Оборотные фонды полностью используются в каждом кругообороте, включаются в стоимость создаваемой продукции в полном объеме и возмещаются в течение одного кругооборота.

5. В краткосрочном периоде, когда невозможно изменить производственные мощности, все издержки предприятия можно подразделить на постоянные — они не связаны с изменениями объемов производства, и переменные — они зависят от объемов производства. В сумме они дают совокупные
издержки. Прирост совокупных издержек на получение дополнительной единицы продукции называется предельными издержками.

6. В долгосрочном периоде, когда есть возможность изменить объемы применения всех видов ресурсов, все издержки предприятия переменные. При выборе масштабов производства необходимо учитывать как положительный, так и отрицательный эффект роста предприятия.

Глава 13. Воспроизводство предприятия: издержки и доходы 211

предприятие в условиях различных моделей рынка - student2.ru

7. Доходы предприятия характеризуются показателями валового, среднего и предельного доходов. Для решения вопроса об объемах производства предприятие руководствуется целью максимизации прибыли или минимизации убытков. Любую единицу продукции, предельный доход от которой превышает его предельные издержки, следует производить. Предприятие максимизирует прибыль или минимизирует убытки в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам. Это правило общее для любой модели рынка.

8. В условиях совершенной конкуренции перелив капитала из одной отрасли в другую устраняет экономическую прибыль и ликвидирует убытки. Цена при этом устанавливается на уровне минимальных совокупных издержек для наиболее характерного для данной отрасли предприятия. При чистой монополии устранение экономической прибыли не происходит, так как перемещение капиталов в эту отрасль затруднено.

Наши рекомендации