От 28 февраля 2013 г. N 15АП-1425/2013

Дело N А53-28546/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2013 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сулименко О.А.,

судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,

при участии:

от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом, почтовое уведомление N 34400259413687

от заинтересованного лица: Вавилов П.Ю., по доверенности от 29.12.2012 г., паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Таганрогской таможни

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.12.2012 по делу N А53-28546/2012

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восток"

к заинтересованному лицу - Таганрогской таможне

о признании незаконными решений о корректировке таможенной стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Восток" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Таганрогской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительными решений о корректировке таможенной стоимости товара от 12.07.2012 по таможенной декларации N 10319010/310512/0008516, от 17.07.2012 по таможенной декларации N 10319010/170512/0007513, от 17.07.2012 по таможенной декларации N 10319010/070612/0008643, от 19.07.2012 по таможенной декларации N 10319010/220512/0007837.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.12.2012 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что общество представило таможенному органу документы, содержащие достаточные и достоверные сведения в подтверждение заявленной таможенной стоимости ввезенного товара. Оснований для применения иного метода определения таможенной стоимости ввезенного товара у таможенного органа не имелось.

Не согласившись с принятым судебным актом, Таганрогская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы жалобы сводятся к тому, что с использованием системы управления рисками были выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, что послужило основанием для проведения дополнительной проверки. Дополнительные документы были представлены декларантом не в полном объеме, по результатам из анализа таможней сделан вывод об отсутствии документального подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товара, задекларированной по спорным декларациям в связи с чем приняты оспариваемые решения о корректировке таможенной стоимости.

Основаниями для принятия таможенным органом данных решений послужили следующие обстоятельства:

- декларант не представил экспортную таможенную декларацию страны отправления и ее заверенный перевод или иной документ, на основании которого в стране-экспортере осуществляется возврат внутренних налогов;

- декларант не представил прайс-лист производителя ввозимых товаров на условиях поставки EXW или FCA, сославшись на законодательство Турции, однако исходя из условий внешнеторгового контракта от 21.09.2011 N 1 стороны в п. 1.4 пришли к соглашению о поставке товара на условиях СРТ согласно "Инкотермс 2000", а исходя из толкования международных правил в обязанности продавца по просьбе покупателя входит "оказание последнему на его риск и за его счет полное содействие в получении документов или их электронных эквивалентов (пункт А10), выдаваемых в/или передаваемых из страны отгрузки и/или страны происхождения -товара, которые могут понадобиться покупателю для ввоза товара или транзитной перевозки через третьи страны", в связи, с чем таможенный орган пришел к выводу, что отказ предоставить документы, ссылаясь на законодательство контрагента, является необоснованным;

- декларант не представил пояснения об участии в сделке третьих лиц, которым может быть произведена оплата за товар, предоставленный декларантом контракт от 21.09.2011 N 1 не уточняет, существует или нет зависимость цены от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товара не может быть количественно определено;

- декларантом не представлены документы и сведения, поясняющие влияние физических характеристик товаров, качества и репутации товаров на рынке ввозимых товаров на ценообразование, несмотря на то, что декларантом была изучена конъюнктура рыночных цеп, полученные сведения, по мнению таможенного органа, могли бы объяснить колебание индекса таможенной стоимости ввозимых товаров;

- отсутствует пояснение продавца о систематическом несоответствии поставляемого товара согласованным спецификациям и выставленным инвойсам.

Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебном заседании представитель таможни доложил апелляционную жалобу. Просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что не является в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальным препятствием к рассмотрению апелляционной жалобы в его отсутствие.

Повторно изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, проанализировав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с внешнеторговым контрактом от 21.09.2011 N 1, заключенным обществом и фирмой "BIRLIK PAZARTAMA" (Турция, г. Стамбул) (т. 1 л.д. 31-35), в адрес общества поставлялись товары, используемые для производства обуви, товары народного потребления, оборудование для производства обуви и запчасти к оборудованию согласно прилагаемой к каждой поставке товаров спецификации, которая является неотъемлемо частью контракта (пункт 1.1 контракта).

Поставка товаров согласно пункту 1.4 контракта осуществлялась на условиях СРТ - Аксай ("Инкотермс-2000").

В пункте 3.2 контракта стороны определили, что цена единицы товара и общая стоимость каждой партии товара указываются в спецификациях к данному контракту. Условия оплаты согласованы пунктом 7.1 контракта.

В рамках названного контракта общество осуществило ввоз товара на территорию Российской Федерации, оформив его в таможенном отношении по ДТ N 10319010/310512/0008516,10319010/170512/0007513, N 10319010/070612/0008643, N 10319010/220512/0007837.

Как следует из названных выше деклараций на товары, общество определило таможенную стоимость ввезенного товара по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами, предоставив таможенному органу в подтверждение соответствующий пакет документов.

Вместе с тем по результатам анализа представленных к таможенному оформлению документов, таможня отказала обществу в принятии основного метода определения таможенной стоимости товара, обосновав решение тем, что представленные обществом к таможенному оформлению документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товара, в связи с чем, в адрес общества были направлены запросы о предоставлении дополнительных документов, в том числе:

- по ДТ N 10319010/310512/0008516, N 10319010/070612/0008943: прайс-лист производителя товаров, являющийся публичной офертой, с указанием даты и срока действия ценового предложения; бухгалтерские документы об оприходовании по данной поставке или по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта и спецификации; пояснения по условиям продаж; экспортная таможенная декларация страны отправления и ее заверенный перевод; банковские или платежные документы по оплате инвойсов по декларируемой партии товара, или по предыдущим поставкам товара в адрес получателя;

- по ДТ N 10319010/170512/0007513, N 10319010/220512/0007837: ведомости банковского контроля, бухгалтерские документы об оприходовании товара; экспортную таможенную декларацию страны отправления ее заверенный перевод, или иной документ, на основании которого в стране экспортере осуществляется возврат внутренних налогов; пояснения о физических характеристиках, качества товара и его репутации на рынке ввозимых товаров, позволяющих установить причины отклонения стоимости ввозимых товаров от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа; прайс-лист производителя, являющийся публичной офертой, на условиях поставки EXW или FCA; пояснения по участию в сделке третьих лиц, которым может быть произведена оплата за товар; пояснения продавца о систематическом несоответствии поставляемого товара согласованным спецификациям и выставляемым инвойсом с учетом п. п. 1.2, 6.2 контракта N 1 от 21.09.2011; ценовую информацию в соответствии со ст. ст. 4, 6 - 9 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".

Обществу было предложено заполнить КТС и предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей.

Во исполнение решения о проведении дополнительной проверки, общество представило таможенному органу все имеющиеся у него документы. В частности:

- по ДТ N 10319010/310512/0008516 контракт от 21.09.2011 N 1, пояснения об определении таможенной стоимости с приложением документов, подтверждающими доводы общества (письмо ООО "Восток" N 1024 от 18.06.05.2012); инвойс N 28 от 19.05.2012; упаковочный лист к инвойсу N 28; спецификация N 28 от 19.05.2012; прайс-лист к спецификации от 19.05.2012 N 28; письмо (XX) "Восток" N 458 от 28.05.2012 и ответ контрагента от 03.04.2012 ответ контрагента о пояснениях по факту ошибок, допущенных при оформлении товаросопроводительных документов на товар и согласовании ассортимента и количества партии товара; приходный ордер N 107 от 01.06.2012; международная транспортная накладная N 010815; письмо ООО "Восток" N 453 от 21.05.2012 с приложением в качестве ценовой информации инвойсов и приходных ордеров по идентичным товарам, ранее полученным обществом по контракту; пояснения о влияющих на цену товара физических характеристиках, качестве и репутации на рынке (письма ООО "Восток" N 459, N 460 от 28.05.2012), с приложением письма контрагента, обосновывающим данные характеристики от 29.05.2012; письмо-запрос от 21.05.2012 N 450 о предоставлении таможенных деклараций и прайс-листов на весь ассортимент товара и ответ контрагента об отказе в их предоставлении от 21.05.2012; письмо от 21.05.2012 N 452, поясняющее включение транспортных расходов в стоимость товара в соответствии с контрактом N 1 от 21.09.2011; сведения о расчете калькуляции цены (письмо N 449 от 21.05.2012); письмо ООО "Восток" N 454 от 21.05.2012 о перечне впервые ввозимого товара.

- по ДТ N 10319010/220512/0007837 контракт N 1 от 21.09.201 1; пояснения об определении таможенной стоимости с приложением документов, подтверждающими доводы общества (письмо ООО "Восток" N 1024 от 18.06.05.2012): ведомость банковского контроля; инвойс N 20 от 07.04.2012; упаковочный лист к инвойсу N 20; спецификация N 20 от 07.04.2012; прайс-лист к спецификации от 07.04.2012 N 20; письма ООО "Восток" от 16.04.2012 N 317 и от 18.04.2012 N 325 и ответы контрагента о пояснениях по факту ошибок, допущенных при оформлении товаросопроводительных документов на товар и согласовании ассортимента и количества партии товара от 16.04.2012, от 18.04.2012, приходные ордера от 23.05.2012 N 104, от 18.04.2012 N 91; международная транспортная накладная N 001680; письмо ООО "Восток" от 11.04.2012 N 307 с приложением в качестве ценовой информации инвойса и приходного ордера но идентичным товарам, ранее полученным обществом по контракту; пояснения о влияющих на цену товара физических характеристиках, качестве и репутации на рынке (письма ООО "Восток" N 305 от 11.04.2012, N 326 от 18.04.2012), с приложением письма фирмы контрагента, обосновывающими данные характеристики; письмо-запрос N 304 от 11.04.2012 в BIRLIK PAZARLAMA о предоставлении таможенных деклараций и прайс-листов на весь ассортимент товара и ответ контрагента с отказом в их предоставлении от 11.04.2012; письмо от 11.04.2012 N 306, поясняющее включение транспортных расходов в стоимость товара в соответствии с контрактом от 21.09.2011 N 1; сведения о расчете калькуляции цепы (письмо N 303 от 11.04.2012).

- по ДТ N 10319010/170512/0007513 контракт купли-продажи N 1 от 21.09.2011; пояснения об определении таможенной стоимости с приложением документов, подтверждающими доводы общества (письмо ООО "Восток" N 1020 от 13.06.05.2012): ведомость банковского контроля; инвойс N 21 от 19.04.2012; упаковочный лист к инвойсу N 21; спецификация N 21 от 19.04.2012; прайс-лист к спецификации N 21 от 09.04.2012; письмо ООО "Восток" N 391 от 15.05.2012 и ответ о пояснениях но факту ошибок, допущенных при оформлении товаросопроводительных документов на товар и согласовании ассортимента и количества партии товара от 15.05.2012, приходный ордер N 100 от 17.05.2012; международная транспортная накладная N 001818; письмо ООО "Восток" N 345 от 25.04.2012 с приложением в качестве ценовой информации инвойса и приходного ордера по идентичным товарам, ранее полученным обществом по контракту; пояснения о влияющих на цену товара физических характеристиках, качестве и репутации на рынке (письма ООО "Восток" N 392 от 15.05.2012), с приложением письма контрагента обосновывающими данные характеристики; письмо-запрос N 342 контрагенту о предоставлении таможенных деклараций и прайс-листов на весь ассортимент товара и отказ в их предоставлении; письмо от 25.04.2012 N 344, поясняющее включение транспортных расходов в стоимость товара в соответствии с контрактом от 21.09.2011 N 1; сведения о расчете калькуляции цены (письмо от 25.04.2012 N 341), письмо ООО "Восток" N 346 от 25.04.2012 о перечне впервые ввозимого товара.

- по ДТ N 10319010/070612/0008943 купли-продажи N 1 от 21.09.2011; пояснения об определении таможенной стоимости с приложением документов, подтверждающими доводы общества (письмо ООО "Восток" N 1026 от 04.06.2012): ведомость банковского контроля; инвойс N 24 от 12.05.2012; упаковочный лист к инвойсу N 24; спецификация от 12.05.2012 N 24; прайс-лист к спецификации от 12.05.2012 N 24; письмо ООО "Восток" от 06.06.2012 N 495 и ответ о пояснениях по факту ошибок, допущенных при оформлении товаросопроводительных документов на товар и согласовании ассортимента и количества партии товара от 06.06.2012, приходный ордер от 10.06.2012 N 110; международная транспортная накладная N 003303; письмо ООО "Восток" от 21.05.2012 N 417 с приложением в качестве ценовой информации инвойсов и приходных ордеров но идентичным товарам, ранее полученным обществом по контракту; пояснения о влияющих на цену товара физических характеристиках, качестве и репутации на рынке (письма ООО "Восток" от 06.08.2012 N 658, от 21.05.2012 N 435), с приложением письма контрагента, обосновывающим данные характеристики; письмо-запрос N 414 о предоставлении таможенных деклараций и прайс-листов на весь ассортимент товара и ответ с отказом в их предоставлении; письмо N 416 от 25.04.2012, поясняющее включение транспортных расходов в стоимость товара в соответствии с контрактом от 21.09.2011 N 1; сведения о расчете калькуляции цены (письмо от 21.05.2012 N 413), письмо ООО "Восток" от 21.05.2012 N 418 о перечне впервые ввозимого товара.

Однако, представленные документы и сведения по мнению таможни не устранили оснований, послуживших поводом для проведения дополнительной проверки, в связи с чем, таможенным органом приняты решения о корректировке таможенной стоимости товара, заявленного по указанным выше ДТ, на основании информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа с использованием шестого метода на базе третьего и шестого метода, что подтверждается соответствующими ДТС-2.

В обоснование принятых решения таможенный орган сослался на то, что декларантом не были представлены: экспортная таможенная декларация страны отправления и ее заверенный перевод, или иной документ, на основании которого в стране - экспортере осуществляется возврат внутренних налогов; прайс-лист производителя ввозимых товаров на условиях поставки EXW или FCA; пояснение об участии в сделке третьих лиц, которым может быть произведена оплата за товар; документы и сведения, поясняющие влияние физических характеристик товаров, качества и репутации товаров на рынке ввозимых товаров на ценообразование; пояснения продавца о систематических несоответствиях поставляемого товара, согласованным спецификациям.

После принятия указанных решений таможней осуществлено обращение взыскания таможенных пошлин на суммы денежного залога, внесенные заявителем.

Считая незаконными действия Таганрогской таможни по корректировке заявленной обществом таможенной стоимости, декларант обратился в Арбитражный суд Ростовской области за защитой своих прав.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 48 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, в рамках которого принят данный документ, вступил в силу с 6 июля 2010 года с учетом временных изъятий, установленных Протоколом от 05.07.2010. В Республике Казахстан и Российской Федерации данный Договор применяется с 1 июля 2010 года.

Таким образом, правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, возникших с 01 июля 2010 года, осуществляется в соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза.

Согласно части 2 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных этим Кодексом, - таможенным органом.

Статьей 65 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров (пункт 1). Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2). Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4).

Так, порядок и методы определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентирован Соглашением Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение "О таможенной стоимости").

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из условий, в пункте 1 статьи 4 Соглашения.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости").

Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения "О таможенной стоимости" в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.

При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.

В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.

На основании статьи 66 Таможенного кодекса Таможенного союза контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.

По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза (статья 67 Таможенного кодекса Таможенного союза).

На основании пункта 1 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с данным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.

В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.

Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (пункт 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза)

Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям Соглашения об определении таможенной стоимости (пункт 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Суд апелляционной инстанции полагает, что приведенные положения статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза подлежат применению во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 176 этого же Кодекса, в соответствии с которым при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.

Из вышеприведенного следует, что установление признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости не является безусловным основанием для проведения корректировки таможенной стоимости, указанное обстоятельство лишь дает основания для проведения дополнительных проверочных мероприятий в отношении декларируемого товара.

В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" указано, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

В данном Постановлении Пленум ВАС РФ также указал на то, что основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.

Кроме того, как разъяснил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 26 июля 2005 года N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не используется, является исчерпывающим.

Пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.

В Постановлении Президиума ВАС РФ 19.04.2005 N 13643/04 также указано, что обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота. Непредставление истребованных таможенным органом у декларанта документов следует рассматривать в качестве несоблюдения условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости лишь в том случае, когда такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара.

Судом апелляционной инстанции установлено, что при таможенном оформлении ввезенного товара в подтверждение обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости обществом был представлен полный пакет документов к каждой декларации на товары, в которых содержались необходимые сведения для определения таможенной стоимости.

Ведомостью банковского контроля подтверждается, что общество оплатило контрагенту денежные средства за товар, поставленный по декларации на товары, в соответствии с суммами размера общей фактурной стоимости, указанными в графе N 22 деклараций на товары, и суммами, указанными в инвойсах и спецификациях.

В силу указанного суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод общества о том, что товар оплачен согласно стоимости контракта.

Довод жалобы о непредставлении прайс-листа подлежит отклонению, поскольку его представление не предусмотрено Перечнем дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки (приложение N 3 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376), к их составлению общество не имеет отношения и ответственность за их наличие не несет. Более того, на формирование цены в рамках контракта может влиять характер долгосрочности отношений.

Из материалов дела усматривается, что наименование товаров, количество и таможенная стоимость в спорной таможенной декларации совпадают и соответствуют условиям, указанным в контракте.

На основании статьи 1.1 Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА стороны свободны вступать в договор и определять его содержание.

Пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Из анализа статей 421, 424, 455, 469 и 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует что действующее российское гражданское законодательство не предусматривает обязательного указания в договоре купли-продажи условий об ассортименте товара в зависимости от его физических характеристик.

Пунктами 2 и 3 статьи 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, сторона, являющаяся продавцом в договоре купли-продажи.

Анализ содержания товаросопроводительных документов, контракта, паспорта сделки, ведомости банковского контроля позволяет сделать вывод, что данные документы составляют единый взаимодополняющий пакет документов по спорной внешнеэкономической сделке по поставке товара, задекларированного по указанной выше ДТ. Сведения, содержащиеся в данных документах, позволяют идентифицировать декларируемый товар с товаром по заявленным условиям сделки, а также с достоверностью установить цену применительно к количественно и качественно определенным характеристикам товара и условиям поставки.

Из переписки контрагентов, представленной в материалы дела, при поставке товара фирмой "BIRLIK PAZARLAMA" были допущены технические ошибки при оформлении отгрузочных документов.

Таким образом, довод таможни о том, что стороны не согласовали ассортимент поставки, подлежит отклонению, как несостоятельный.

Давая оценку доводу таможни о факте участия третьих лиц в сделке, которыми может быть произведена оплата за товар, суд первой инстанции верно указал, что включение в договор такого условия не противоречит действующему законодательству, соответствует принципу свободы договора; участия в данных конкретных поставках третьи лица не принимали, а поэтому истребование у декларанта мотивации причин включения соответствующих пунктов в контракт не имеет отношения к спору о таможенной стоимости по конкретной поставке.

При таких обстоятельствах, отклоняются доводы таможни о том, что обществом не были представлены все дополнительно запрошенные документы, поскольку данные документы не могли объективно повлиять на правильность определения примененного метода.

Суд апелляционной инстанции соглашается также с выводом суда первой инстанции относительно низкого ценового уровня товаров. В силу положений таможенного законодательства, устанавливающих исчерпывающий перечень оснований невозможности применения метода определения таможенной стоимости товара по цене сделки, таможня должна была не просто сомневаться в достоверности заявленной стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки товара. При этом довод таможенного органа о том, что заявленная обществом таможенная стоимость товара имеет низкий уровень, согласно ценовой информации, имеющейся в ИАС "Мониторинг-Анализ", не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и служить основанием для корректировки таможенной стоимости.

Стоит также учитывать, что на формирование рыночной цены может оказывать влияние система факторов, в том числе: технические, функциональные и качественные характеристики товара, коммерческие условия сделки, налоги страны импорта, длительность деловых отношений партнеров, и прочие. Эти причины могут привести к объективным расхождениям в уровне цен на один и тот же товар.

Наши рекомендации