Организации и индивидуальные предприниматели

Уплачивающие единый налог для производителей

Сельскохозяйственной продукции

Исключает исчисление и уплату налога на недвижимость применение организациями и индивидуальными предпринимателями системы налогообложения для производителей сельскохозяйственной продукции (единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции) (п. 3 ст. 302 НК).

Пример.Организация, перешедшая на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, имеет в собственности административное здание. Обязанность по исчислению и уплате налога на недвижимость в отношении указанного здания у организации отсутствует, поскольку налог на недвижимость не включен в перечень налогов и сборов, по которым сохраняется общий порядок исчисления и уплаты, указанный в пункте 4 статьи 302 НК.

Примечание. Дополнительно по данному вопросу см. консультацию.

Иные лица

Налоговым законодательством определены условия, соблюдение которых (соответствие которым) освобождает плательщиков от некоторых налогов, сборов (пошлин). Так, например, освобождены от налога на недвижимость:

а) резиденты свободных экономических зон (СЭЗ) - по объектам налогообложения налогом на недвижимость, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования (п. 4 ст. 327 НК).

Примечание. Указанное освобождение предоставляется в квартале, если в

непосредственно предшествовавшем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась

деятельность, на которую распространяются особенности налогообложения в

СЭЗ. Подробнее об этом см. консультации.

б) крестьянские (фермерские) хозяйства в течение трех лет со дня их государственной регистрации в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства (п. 1 ст. 328 НК);

в) коллегии адвокатов, адвокатские бюро, Белорусская нотариальная палата и ее организационные структуры (п. 1 ст. 329 НК);

г) Национальный банк Республики Беларусь и его структурные подразделения (п. 1 ст. 330 НК);

д) республиканские органы государственного управления, их территориальные органы и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Администрация Президента Республики Беларусь, другие государственные органы и иные государственные организации, подчиненные Президенту Республики Беларусь, их территориальные органы, таможни, Генеральная прокуратура Республики Беларусь, территориальные прокуратуры, местные исполнительные и распорядительные органы и их структурные подразделения, суды - при условии, что доходы от сдачи в аренду (иное возмездное пользование) капитальных строений (зданий, сооружений) перечисляются ими в бюджет полностью (п. 1-1 ст. 330 НК);

е) в части объектов налогообложения налогом на недвижимость, расположенных на территории Китайско-Белорусского индустриального парка, независимо от направления их использования:

- совместная белорусско-китайская компания по развитию Китайско-Белорусского индустриального парка. Срок действия налоговых преференций - до 01.01.2032;

- резиденты Китайско-Белорусского индустриального парка. Срок действия налоговых преференций - со дня их регистрации в качестве резидентов и в течение следующих 10 календарных лет (абз. 3 подп. 2.1, абз. 3 подп. 2.2 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 N 326 "О деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка "Индустриальный парк "Великий камень" (далее - Указ N 326));

ж) до 01.01.2016 - организации - участники ювелирного холдинга (абз. 3 ч. 1 подп. 3.3 п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 24.05.2012 N 241 "О некоторых вопросах создания и деятельности ювелирного холдинга" (далее - Указ N 241)). Однако средства, высвободившиеся в результате применения данной налоговой преференции, должны быть использованы этими организациями на финансирование капитальных вложений производственного назначения. В случае нецелевого использования указанных средств они взыскиваются в соответствии с законодательством (ч. 2 подп. 3.3 п. 3 Указа N 241).

Примечание. Подробнее об освобождении налога на недвижимость на

основании нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь см. в

подразделе 1.3.2.1 и разделе 2.3.2.

Учет плательщиков налога на недвижимость

В налоговых органах

Лицо, признаваемое ст. 13 НК плательщиком налогов, сборов (пошлин), обязано стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных НК (подп. 1.2 п. 1 ст. 22 НК). Общие принципы постановки на учет плательщиков определены ст. 65 НК. Так, постановка на учет плательщиков - юридических лиц (за исключением отдельных категорий) и плательщиков - индивидуальных предпринимателей осуществляется при их государственной регистрации (ч. 2 п. 2 ст. 65 НК). Простые товарищества, доверительные управляющие, иностранные организации наряду с физическими лицами становятся на учет в налоговых органах по заявлению (ч. 3 п. 2 ст. 65 НК).

Исключение из данного правила сделано для доверительных управляющих, заключивших договор доверительного управления:

- находящимися в собственности отдельных государственных должностных лиц долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций;

- денежными средствами;

- ценными бумагами;

- фондом банковского управления (ч. 2 п. 1 ст. 65 НК). Такие доверительные управляющие не подлежат постановке на учет.

Формы заявлений о постановке на налоговый учет и порядок их заполнения утверждены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 N 96 (далее - Постановление N 96).

Постановка плательщиков на учет в налоговых органах сопровождается присвоением каждому из них учетного номера плательщика (УНП). Документом, удостоверяющим постановку плательщика на учет в налоговом органе, является соответствующее извещение (п. 4 ст. 65 НК, п. 2, 4 Инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, утвержденной Постановлением N 96 (далее - Инструкция N 96)).

Примечание. Дополнительно о постановке на учет в налоговых органах см.

в статье "Постановка на учет плательщиков отдельных категорий"

(С.И.Шаплыко, начальник экспертно-правового отдела юридического управления

Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь) (Налоги Беларуси. -

2014. - N 30).

Наши рекомендации