Ст. 166 Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения (угон)

Постановление пленума ВС РФ от 9.12.2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».

Объектом данного преступления являются отношения по охране собственности. Предметом данного преступления могут быть транспортные средства, т.е. устройств, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

В соответствии с п.2 постановления пленума, предметом преступления могут быть только механические транспортные средства.

Признаки механических транспортных средств:

1. Приводится в движение двигателей внутреннего сгорания объемом более 50 кубических сантиметров.

2. Способны развивать конструктивную скорость более 50 км/час.

3. Требует государственной регистрации.

4. Требует водительского удостоверения лица, управляющего им.

Объективная сторона – формальный состав, деяние выражается в неправомерном завладении предметом без цели хищения. Преступление окончено с момента отъезда либо перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось (п. 20 Постановления пленума).

Субъективная сторона – прямой умысел, и отсутствие цели хищения. Целями действия преступника – покататься, свершить на машине преступление, куда-либо уехать.

Субъект – общий, с 14 лет.

Не являются предметом данного преступления – воздушное судно, судно водного транспорта, железнодорожный подвижной состав.

Отличие ст. 166 от хищения автомобиля:

1. По цели – при хищении имеется цель присвоения автомобиля целиком или по частям или цель продажи автомобиля; при угоне эта цель отсутствует

Ст. 167 – умышленное уничтожение или повреждение имущества.

01.12.2010

Лекция № 16

Постановление пленума ВС «По делам о нарушении пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога».

Объектом данного преступления являются отношения по охране собственности, предметом данного преступления может являться только чужое имущество.

Объективная сторона – материальный состав, деяние выражается в уничтожении или повреждении чужого имущества. Уничтожение – это приведение имущества в такое состояние, когда имущество не может использоваться по целевому назначению. Повреждение – приведение в такое состояние, при котором для использования по целевому назначению требуется ремонт.

Последствия – по ч. 1 – значительный ущерб (свыше 2500 ), по ч. 2 - смерть человека или иные тяжкие последствия (п. 10 Постановления пленума – тяжкий вред, вред здоровью средней тяжести, длительная дизорганизация.

Субъективная сторона – в ст. 167 – прямой или косвенный умысел. Мотивы могут быть любые, кроме корыстного. В ч. 2 – обязательный признак – хулиганские побуждения. В ч. 2 – квалифицирующие признаки путем поджога или иным общеопасным способом.

При этом способе может быть уничтожено имущество нескольких лиц.

Преступление против интересов службы.

Постановление пленума «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 10.02.2000 г. № 6

Постановление пленума от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностных полномочий и превышении должностных полномочий».

Понятие должностного лица.

УК содержит 2 главы уголовной ответственности за должностные преступления.

Глава 30 предусматривает ответственность против интересов службы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях и вооруженных силах. Глава 23 предусматривает ответственность за преступление, совершенное в организации.

Должностные лица – это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Примечание к ст. 318 – представитель власти – должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

1. П. 3 Постановления Пленума № 19 - к представителям власти относятся сотрудники правоохранительных органов, сотрудники органов законодательной, исполнительной и судебной власти, сотрудники контролирующих органов.

2. Лица, выполняющие организационно-распорядительные функции – полномочия, связанные с руководством трудовым коллективом, формированием кадрового состава, с определением трудовых функций, и применением мер поощрения и взыскания.

3. Лица, выполняющие административно-хозяйственные функции – полномочия лица по управлению и распоряжению имуществом или денежными средствами от собственного имени.

Данные функции должностное лицо может выполнять:

1. Постоянно – с человеком заключен трудовой договор. Если на время отсутствия должностного лица – это оформляется специальным распоряжением

2. по специальному полномочию – функции возложены законом, иным нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица или полномочным органом.

Преступления могут быть совершены в государственных органах, данные преступления могут быть совершены в органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, в государственных корпорациях, в вооруженных силам. Преступления, предусмотренные главной 23 могут быть совершены в любых организациях, кроме перечисленных в примечании к ст. 201. Субъектами могут быть лица, осуществляющие управленческие функции – понятие дано в примечании к ст. 201:

1. лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции

2. лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров и иного коллегиального органа.

Наши рекомендации