Поручение, комиссия, агентский договор
Это договоры, грубо говоря, именуемые посредническими. Во всех этих договорах кто-то что-то делает по поручению другого лица. В подряде тоже по поручению кто-то что-то делает (яму роет…), но результат другой – результатом действия поверенного, агента, комиссионера последствия будут юридические, изменения в правах и обязанностях. Кто-то что-то делает, чтобы создать некие правовые последствия по задания другой стороны.
Если договор поручения – поверенный действует от имени доверителя. То есть всё, что он делает – это и действия поручителя. И глядя на поручителя нужно видеть не его, а доверителя.
Договор комиссии – комиссионер становится сам лично стороной договора, а вот потом он уже переводит свои права и обязанности к эмитенту (второй стороне договора). Скажем, комиссионный магазин.
По агентскому договору агент действует либо от имени принципала, либо от своего имени (это симбиоз поручения и комиссии). Соответственно, по агентскому договору правила применяются либо поручения, либо комиссии.
Эти три договора отличаются не только тем, как они действуют, но и тем, что они делают.
Самый узкий предмет в договоре комиссии. Комиссионер обязуется только сделки совершать – от своего имени, но в интересе эмитента.
В договоре поручения поверенный обязуется совершать юридически значимые действия. К примеру, заявления пишет, и вообще… В общем, не только сделка, может совершать и иные направленные на правовые последствия действия. Предмет шире, чем в договоре комиссии.
Самый широкий предмет в агентском договоре. Агент совершает не только юридически значимые действия, направленные на получение определенных результатов, но и выполняет фактические действия.
Во всех трёх договорах сторона действует за счёт эмитента, доверителя или агента.
Скажем, нанимателю нужно продавать сладкую вату. Договор поручения – просто стоишь с кислой миной и всем подряд оферту – «Купи вату. Сто рублей». А вообще можно даже и написать табличку – и больше ничего нельзя сделать (даже если продажи идут не очень-то). А в рамках агентского договора можно возложить на него обязанности: нарядить его сладкой ватой, заставлять порхать бабочкой, изображая воздушность, приторно улыбаться и харизматично чавкать (ибо так надо по роли), а также плясать и вообще совершать определённые фактические действия, чтобы покупатели покупали эту сладкую вату (а они будут – лишь бы отстал).
Все эти три договора консенсуальные (с момента достижения соглашения). Они все двусторонне обязывающие (только насчёт договора поручения вопрос – односторонне обязывающий или двусторонне, но там всё же тоже двусторонний).
Поручение, по общему правилу, договор безвозмездный. Остальные договоры – возмездные. Поручение – это фидуциарный договор.
Характеристика фидуциарности есть только у договора поручения из всех этих трёх – договоры агентские и комиссии не являются таковыми.
Из признаков фидуциарности поручения вытекает: возможность в любой момент любой стороне абсолютно без всякой мотивировки отказаться от выполнения договора (просто потому, что я тебе больше не доверяю). И то, что он (по общему правилу) безвозмездный.
Поэтому агентский договор создали, где во многом просто расширен предмет поручения. Но агентский договор возмездный и не фидуциарный. Поэтому правила о поручении нужно с оговорками применять для агентского договора, так как у них разная природа.
Хранение.
Основной момент в хранении состоит в том, что по нему некая вещь переходит во владение хранителя. То есть вещь хранителю передаётся, хранитель некую вещь приобретает во владение, в своё хозяйственное господство.
Договор (по общему правилу) реальный. То есть пока не хапнул – говорить не о чем.
Это определяет не только характеристику договора, но и предмет его. Можно ли говорить о хранении недвижимости? Есть секвестр – это очень условный вариант хранения недвижимости. Есть ещё по закону об исполнительном производстве, когда приставы описывают недвижимость…
Но по общему правилу недвижимость не может являться предметом договора (так как хапнуть нельзя).
Вопрос: на вокзале есть ячейки, вводим мы туда пароль (первую букву своего имени и год рождения – или, как вариант, первую букву фамилии) и кладём вещь. Пришли – нет. Ответственности – тоже, ибо это не хранение, а аренда.
Хранение – это когда дядя Вася из тёмных глубин выныривает, вещь забирает и отдаёт замусоленный жетончик.
В общем, отдельный разговор – когда есть пользование ячейкой, аренда этой ячейки, а когда это хранение.
Если мы пришли, отдали деньги, нам говорят – забирай вещь. Мы посмотрели на кабанчика, а он – кабанище и понимаем, что не допрём и говорим «давай завтра заберу», то если мы подёргали за пятак и вообще традиция (передача) произошла, то хранение будет, а если нет – то не будет. Это важно (особенно если кабанища за ночь не стало).
Нельзя хранить свою вещь, поэтому и должна быть традиция (передача). Иначе – исполнение купли-продажи отсроченное. Исключение – это когда приставы арест на имущество накладывают и назначают собственника ответственным хранителем.
Хранение бывает возмездным и безвозмездным.
Хранение возмездные бывает профессиональным и просто возмездным.
Лектор рекомендует нам права и обязанности табличкой по этим трём вариантам расписать.
Обязанности. Безвозмездное – относиться вещи как к своей (то есть если у него всё на улице валяет и под дождём мокнет, то он и вашу вещь может туда же кинуть), возмездное – всё возможное и от него зависящее должен сделать хранитель для сохранения вещи.
Ответственность отличается. По моменту наличия или отсутствия вины, размер ответственности.
Факторинг.
Смысл простой. Этот факторинг – это обычная цессия, обычная уступка требования.
Лектор не знает, нафига вообще этот договор отдельно выделить – и без него всё было нормально, он, по сути, дублирует цессию (два или три маленьких отличия всего), и вообще это просто, кажется, взяли и ввели потому, что в зарубежных странах таковой договор есть (хотя и не во всех).
Есть лицо – клиент, который получает от фактора денег взамен на то, что тот уступает право требования (финансирование под уступку).
Клиент (кредитор) имеет право требования перед должником, клиент уступает это за деньги фактору и тот становится кредитором по отношению к данному должнику.
Фактор – это банки (в большинстве случаев), хотя могут быть и иные коммерческие организации (раньше была фраза «имеющие лицензию», сейчас её убрали – кто угодно может заниматься).
Финансирование под уступку денежного требования. Причём не просто денежного – а там по исполнению, по выполнению работ (а не по возмещению вреда).
Предметом договора могут быть и будущие требования (чего нет в цессии). Это написано в Информационном письме.
Есть один маленький интересный момент, который действительно отличает от цессии факторинг.
Факторинг строится по двум моделям: либо модель купли-продажи, либо обеспечительная модель.
Модель купли-продажи: всё то же самое, но если должник не платит – то клиент тут ни причём и к нему никаких претензий. То есть если продал своё право требовать 100 рублей за 80 рублей, и должник уплатил – то выиграл. Если нет – то к клиенту никаких претензий.
Обеспечительная модель: всё то же самое, но в этом случае банк выдаёт кредит на те же деньги (80 рублей), а клиент передаёт ему свои права требования к должнику. Если должник (когда подошло время исполнить обязательство) обязательство исполнил заплатил 100 рублей банку, то банк 80 рублей оставит себе в счёт уплаты кредита, а 20 рублей отдаст клиенту. Если 50 рублей должник заплатит – то клиент остался должен.
При обеспечительном факторинге сколько заплатит клиент очень важно для отношений между клиентом и фактором.
Изначально по Конвенции международной этот договор конструировался как договор оказания услуг. Финансовый агент (фактор) производит финансирование, а также оказывает как минимум две услуги из списка услуг он оказывает (ведение бухгалтерии, осуществление за него взыскания дебиторской задолженности)… В общем, это обязательно должна быть комплексная услуга. Но это в Конвенции – «обязательно», а у нас «может» оказываться такая услуга. Но если не оказываются – то это, по факту, обычная цессия.
При этом, по факту, один из способов обеспечения обязательства, так как фактором может быть любая коммерческая организация, а не только Банк.
При обеспечительной модели определяем условия сами, если клиент сам исполнил своё обязательство, не дожидаясь исполнения должника – то к нему возвращается его право требования.