Тема: «Аренда транспортных средств»
Договор этот бывает двух видов: аренда с экипажем и без экипажа.
Аренда с экипажем. 632 статья ГК РФ даёт определение.
По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Договор – двусторонний, возмездный.
Из определения получается, что договор реальный. Но это формально. Но есть маленький-маленький момент. Есть видовая классификация на основе неких признаков, то, что подпадает под эти признаки – подпадает и относится к тому или иному классу, виду и так далее. Скажем, бабочка – у неё есть усы, есть большие-большие крылья, оно ими махает и летает, а ещё она ест цветы (это по мнению лектора, который честно признался, что он не спец в биологии). Поэтому если мы говорим, что что-то не ест цветы, не летает и вообще под землёй ползает – и это бабочка, то что-то тут нечисто.
В общем, смысл такой, что если аренда эта находится в разделе аренды, и эти договоры консенсуальные… Получается, что вообще аренда – консенсуальная, этот подвид – реальный, а Кодекс Торгового Мореплавания (или типа того) – там морские чартеры, тайм-чартеры и так далее – они консенсуальные. Что-то тут определённо нечисто…
В общем, вероятнее всего, что он всё-таки консенсуальный, этот договор.
Предмет.
Предмет сложный – транспортное средство и услуги вдобавок по управлению этим средством.
Вопрос – что же такое транспортное средство? Понятие транспортного средства есть в разных источниках и во многом оно в них различается. Есть ПДД – там в том числе относятся вожжевые повозки, велосипеды… И вообще, к транспортному средству и прицеп относится, и как это – «принцип с оказанием услуг по управлению». Некоторая несогласованность…
Подумать на досуге: движимая вещь, для личных нужд, публичный договор – транспортное средство без экипажа, на время. Вопрос: это прокат или аренда транспортного средства без экипажа.
Отличие аренды от оказания услуг в том, что в аренде происходит передача во владение, а в оказании услуг – нет, только пользование. Здесь важно, так как за вред, причинённый источником повышенной опасности, отвечает владелец.
Статья 633 ГК РФ, требует письменную форму.
В отношении цены тоже нет специальных правил.
Сроки. Сроки могут быть с указанием срока или с указанием, но 621 ГК не применяется – нет продления и преимущественного права.
Что касается прав и обязанностей.
Обязанности арендодателя. Помимо всех прочих, которые есть в стандартной аренде здесь:
Арендодатель обязан оказать услуги по управлению и услуги эти должны быть оказаны неким экипажем. Состав этого экипажа и требования к нему могут быть предусмотрены договором. Если не предусмотрены, то экипаж должен быть достаточным по количеству и качеству (квалификация у них должна быть), чтобы обеспечить нормальную эксплуатацию. Экипаж – это не предмет договора, экипаж в аренду не сдаётся. Экипаж – это работники работодателя, и заработную плату они получают от арендодателя. Поэтому арендатор ничего им платить не должен. Всё, что связано с технической стороной – работники подчиняются арендодателю, а всё, что касается коммерческой – арендатору. Куда ехать и чего вести – арендатору подчиняются, а если это что-то слишком тяжёлое и вообще нельзя его вести – то подчиняются арендатору. Затраты на техническое обеспечение, ремонт и всё такое оплачивает арендодатель. А затраты с коммерческой эксплуатацией – это арендатора, например, бензин или платные дороги.
Здесь особенность в том, что арендатор, без согласия арендодателя, может сдавать транспортное средство в субаренду. А ещё он может заключать договор перевозки с третьими лицами.
Нормы, посвящённые вреду. Есть вред, причинённый транспортным средством и вред, причинённый транспортному средству. Комментировать мы будем потом, когда будем разбирать деликты.
Аренда транспортного средства без экипажа.
Всё тоже, но без экипажа.
Ещё разница – арендатор все расходы несёт, и капитальный, и текущий ремонт производит.
Разграничивать чартеры и аренды транспортного средства будем на
Почитать:
Кодекс Торгового Мореплавания – почитать то, что говорится о морских перевозках.
Уставы автомобильного, наземного и так далее транспорта.
Можно посмотреть и воздушный кодекс.
Остался единственный вид аренды – лизинг. На следующий раз.
25 ноября у нас в четверг будет одна возмещающая лекция по гражданскому праву.
Тема: «Лизинг».
Определение этого договора есть в 665 статье ГК РФ. Здесь сказано, что по этому договору арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определённого им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
С 1 января 2011 года лизинг будет возможен и для непредпринимательских целей.
Характеристика как у аренды.
Предмета у лизингодателя в момент отсутствует, для этого арендодатель для начала обязуется приобрести какое-то имущество в собственности.
У лизингодателя две обязанности: как и в обычной аренде он обязан передать вещь, но ещё и где-то должен это имущество приобрести – то есть выступить покупателем этого имущества.
ФЗ «О лизинге» помимо кодекса регулирует данные отношения. В своей первоначальной редакции он вообще был никуда не годен, сейчас чуть подкорректирован и выглядит чуть более оптимистично. Но мы его ещё обсудим. В первую очередь, хотя, конечно, нужно ориентироваться на Кодекс.
Существенные условия:
1. Предмет. На сегодняшний день это вещи непотребляемого характера, кроме земельных участков и участков недр, предназначенные для предпринимательской деятельности. С 1 января 2011 года будет исключена цель – будет для любой деятельности.
С точки зрения ФЗ «О лизинге», есть ещё существенные условия (хотя они не бесспорны):
2. Срок лизинга. Не очень ясно написан закон, так что мы можем предположить, что это таки существенное условия.
Стороны: арендодатель или лизингодатель; лизингополучатель или арендатор.
Обычные стороны, никаких особых требований. Пока это предприниматели, с нового года – уже нет.
Форма: письменная. Но – пока, так как это предпринимательские отношения. Потом, вероятно, будут общие правила о форме сделок применяться.
Есть две ситуации:
1) Предмет и продавца определяется лизингодателем.
2) Предмет и продавца определяется лизингополучателем.
Момент выбора влияет на распределение ответственности. В том случае, когда выбор продавца и выбор имущества осуществляет арендатор, в этом случае за такой выбор арендодатель ответственности не несёт. Статья 670 ГК РФ.
В случае если лизингополучатель выбирает сам продавца, вещь оказалась некачественной, то претензии к лизингодателю он не может предъявить, но может предъявить претензии к продавца. Кроме того, и лизингодатель может предъявить претензии к продавцу, тогда лизингодатель и лизингополучатель будут солидарными кредиторами продавца.
В том случае если лизингодатель выбирает продавца, то в этом случае лизингодатель и продавец являются солидарными должниками по отношению к лизингополучателю. То есть лизингополучатель может предъявить претензию к лизингодателю и/или продавцу.
В рамках общих норм никогда бы мы не смогли предъявить претензии лизингополучателем и продавца, ибо у них нет договорных обязательств между собой.
При заключении такого договора купли-продажи добавляется существенное условие: лизингодатель обязательно извещает продавцу о том, что эта вещь будет сдана в лизинг.
Лизинг предполагает три субъекта: лизингодатель, лизингополучатель и продавец. Но это не значит, что здесь всегда три лица. Три субъекта, как таковых – да, но лица может быть и два: продавец и арендодатель могут совпадать.
Лизинг – это вариант финансовой инвестиционной деятельности.
Как правило в лизинге после истечения срока договора лизинга лизингополучатель становится собственником вещи, сдаваемой в лизинг. Это так называемая ситуация «возвратного лизинга».
ФЗ «О лизинге» последней редакции прочитать (финансовый, возвратный лизинг – этого уже очень давно нет).
ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО.
Для нас здесь важны нормативные акты:
Жилищный кодекс от 2005 года.
Постановление Пленума ВС от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практики при применении Жилищного Кодекса РФ».
Мы сейчас будем говорить о жилых помещениях. Понятие жилого помещения есть и в ГК, и в ЖК. Критиковать это понятие можно долго и мучительно: ЖК проявляет чудеса логики и здравого смысла. Исходя из определения получается что это недвижимость, пригодная для проживания и которое является изолированное. А ещё отвечает определённым стандартом.
Изолированность предполагает, что помещение имеет самостоятельный вход и выход. Но не будет считаться изолированными коридор, проходная комната, места общего пользования.
Но в ЖК о договоре социального найма говорится, что предметом договора не может быть неизолированное жилое помещение.
Жилищный фонд. Вся совокупность жилых помещений в РФ называется жилищным фондом.
Жилищный фонд классифицируется:
1. По форме собственности. Государственная (РФ и субъектов), муниципальная и частная.
2. В ЖК ещё появилось новое деление. В зависимости от его целевого назначения, его использования.
· Жилищный фонд индивидуального использования; Это ситуация, когда фонд используется собственником для своего проживания и члены их семьи. Это частная собственность.
· Жилищный фонд социального использования, социального назначения; Это фонд, который используется по договорам социального найма жилья. Фонд находится в государственной или муниципальной собственности.
· Фонд коммерческого использования; Это фонд, который используется по договорам коммерческого найма жилья. Этот фонд может находиться в любой форме собственности – ограничений нет.
· Специализированный фонд. Это фонд, который находится в собственности государственной и муниципальный. Это специализированные помещения. Это маневренный фонд, жилые помещения для беженцев и переселенцев, общежития, служебные жилые помещения…
Нас будут интересовать только договоры обязательственного характера – это договоры коммерческого и социального найма жилья.
Жилищное право – предмет совместного ведения федерации и субъектов федерации.