Договор перевозки грузов

По договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязана доставить вверенный ей груз в указанное место назначения и выдать этот груз указанному лицу (грузополучателю), а сторона, которая отправляет груз (отправитель) обязана оплатить услугу/работу.

Регулируется транспортным законодательством:

3. Устав железнодорожного транспорта;

4. Устав внутреннего водного транспорта;

5. Кодекс торгового мореплавания;

6. Воздушный кодекс;

7. Устав автомобильного транспорта.

Характеристики договора:

1. реальный – считается заключённым в момент передачи груза;

2. возмездный;

3. договор в пользу третьего лица, но может быть и двусторонним;

4. разовый характер – договор заключается только на разовое отправление, он не рассчитан на какой-либо длящийся период.

Порядокзаключения договора. Заключению договора перевозки предшествует дополнительно обязательство. Отношения между отправителем и перевозчиком устанавливаются путём заблаговременной подачи отправителем заявки (заказа) в соответствующую организацию. В заявки указывается вид, род, вес или объем груз, а также направление отправления груза. Принятие перевозчиком к исполнению заявки (заказа) означает достижение соглашения по подаче транспортных средств перевозчиком и их использованию отправителем.

После принятия заявки перевозчиком между отправителем и перевозчиком возникают двусторонние обязательственные отношения. Отправитель обязан предоставить фактически реальный груз, который был обозначен в заявке.

Перевозчик должен предоставить именно то транспортное средство, которое подходит для перевозки предоставленного груза. Транспортные средства должны быть пригодны в коммерческом отношении и техническом смысле. Последствия несоблюдения – исключительная неустойка за каждое неподаное транспортное средство – штраф в размере 1/10 МРОТ. Убытки не возмещаются (ответственность ограниченная, а по основным – полная, т.к. может быть и без вины).

Стороны договора:

1. отправитель – лицо, отправляющее груз (любой субъект);

2. перевозчик – организация, которая берет на себя обязанность доставить вверенный ей груз.

Если участвует несколько перевозчиков (организаций), то договор заключается только с той, которая принимает груз, остальные организации – третьи лица, на которых должник переложил свои обязанности. Такие перевозки называются прямыми (один вид транспорта). Перевозка разным видом транспорта – прямая-смешанная.

Третье лицо – грузополучатель. Если груз доставлен с просрочкой, то страдает грузополучатель, он тем самым имеет самостоятельное право предъявить иск к перевозчику.

У него есть и обязанность: если отправитель оплатил груз, но не по тому тарифу, то разницу взыскивают с грузополучателя.

Срок: если специально не установлен, то определяется соглашением сторон.

Виды перевозок.Перевозки разделяют на виды, чтобы определить ответсвенность.

Прямые перевозки – это перевозки, которые осуществляются разными организациями одного и того же вида транспорта.

Перевозка осуществляется несколькими транспортными организациями разными видами транспорта – прямая смешанная перевозка (за сохранность груза отвечает конечная транспортная организация).

__________________________

Содержание договра: права и обчзанности сторон по договору перевозки груза.

Обязанности перевозчика:

1. доставить груз в указанный пункт назначения, который определяется отправителем;

2. доставить груз в определенные сроки. Ответственность в виде исключительной неустойки по железной дороге 9% от стоимости перевозки. Не должно превышать стоимости перевозки груза. Исключительная, значит, другие убытки не возмещаются. Исключение: скоропортящиеся грузы – двойная ответственность за просрочку и порчу груза.

3. Доставить груз в целости и сохранности: ответственность только в случае вины, но вина презюмируется.

Если груз перевозился в присутствии представителя отправителя (получателя), то в случае недостачи действует презумпция невиновности перевозчика. То же, если груз поступил за пломбами отправителя.

Ответственность за порчу груза: возникают только такие убытки, которые представляют собой реальный ущерб (стоимость груза). Если стоимость объявлена, то ответственность определяется по объявленной стоимости, если нет – по цене, которую заплатил грузополучатель.

Ответственность морского перевозчика за несохранность груза: если просрочка, порча (утрата) груза произошла по ошибке экипажа, то отвечает не перевозчик, а экипаж.

Деление всех убытков на 2 категории:

1) Общая авария – убытки, которые являются результатом целенаправленной деятельности по выбрасыванию груза, чтобы спасти остальной груз.

2) Частная авария - все, что не является результатом сознательной деятельности.

Капитан д. составить акт, а по прибытию в порт вызвать специальное должностное лицо – диспашер, который определит, какие убытки являются частной, а какие общей аварией.

Общая авария распределяется между всеми участниками: хозяева уцелевшего груза и хозяин судна.

Определяется контрибуциональный капитал и стоимость общих убытков.

Убытки в виде частной аварии возмещает виновное лицо, если его нет – тот, кто их не понес.

4. Выдать груз управомоченному лицу, которое указывается отправителем.

5. Предупредить получателя о прибытии груза: при принятии груза происходит взвешивание груза, если выявляется недостача, то составляется коммерческий акт перевозчиком. Отказ перевозчика от составления коммерческого акта д.б. обжалован в течение 7 суток.

Некоторые виды грузов подлежат обязательной перевеске, обычно груз лишь осматривается внешне.

Обязанности отправителя:

1. принять груз, даже если он его не заказывал (расторгнул договор). В этом случае он принимает груз на ответственное хранение. Отправитель может отказаться только в случае, если груз пришел в таком состоянии, что его использовать по назначению нельзя.

2. заплатить проездную плату, если она была недоплачена отправителем.

3. вывезти груз с территории порта, станции, где груз может находиться бесплатно не более суток.

Наши рекомендации