Не являются объектом налогообложения

Помимо положений НК нормы, исключающие определенные здания, сооружения из объектов обложения налогом на недвижимость, могут быть закреплены нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь (абз. 3 ч. 1 п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 28 НК).

В частности, не признаются объектами обложения налогом на недвижимость:

- капитальные строения, объекты сверхнормативного незавершенного строительства, приобретенные за счет средств или полученные в виде международной технической помощи, на срок их использования в целях непосредственного осуществления такой помощи (подп. 2.3 п. 2 ст. 185 НК, подп. 1.3 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 N 460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь");

Примечание. Более подробно по данному вопросу читайте в статье: Кудина

Н.А. "Международная техническая помощь: льготы при налогообложении".

- объекты недвижимого имущества офисно-гостиничного комплекса штаб-квартиры Национального олимпийского комитета Республики Беларусь на период до исполнения заказчиком обязательств по возврату кредитных средств, полученных в соответствии с пунктом 1-1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.09.2007 N 403 "О строительстве в г. Минске штаб-квартиры Национального олимпийского комитета Республики Беларусь" (далее - Указ N 403) (подп. 2.15 п. 2, п. 1 Указа N 403);

- иные объекты недвижимости в соответствии с указами Президента Республики Беларусь, направленными на реализацию конкретных проектов.

ГЛАВА 1.3

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Льгота по налогу - это преимущество, которое предоставлено налоговым законодательством отдельным категориям плательщиков по сравнению с другими плательщиками.

Виды (типы) налоговых льгот весьма разнообразны. Например, на основании льготы налогоплательщики могут быть освобождены от налога, а также иметь возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере, в частности, за счет налоговых вычетов (скидок), пониженных налоговых ставок (п. 1, 2 ст. 43 НК). Плательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований (п. 5 ст. 43 НК).



Обратите внимание! Освобождение от налога и освобождение от уплаты налога - разные категории налоговых льгот. Льгота в виде освобождения от налога дает право плательщику не исчислять и не уплачивать налог в бюджет. Формулировка "освобождение от уплаты налога" означает, что плательщик исчисляет налог, но не уплачивает его в бюджет, а использует по целевому назначению, указанному в нормативном документе, которым предоставлено такое освобождение

Примечание. О том, какие организации и физические лица освобождены от

обязанностей плательщиков налога на недвижимость, см. в разделе 1.1.3.

Льготы по налогу на недвижимость установлены ст. 186 НК. Помимо НК льготы по налогу на недвижимость могут быть закреплены нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь (ч. 1 п. 4 ст. 43 НК). В отдельных случаях налоговые льготы могут предоставляться плательщикам местными Советами депутатов или по их поручению местными исполнительными и распорядительными органами (ч. 6 п. 4 ст. 43, ч. 3 ст. 188 НК).

Таким образом, льготы по налогу на недвижимость можно условно разделить на:

- общие льготы, которые установлены положениями НК, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения, а также международных договоров Республики и применяются всеми плательщиками налога на недвижимость на всей территории Республики Беларусь;

- специальные льготы, которые предусмотрены соответствующим нормативным правовым актом органа местного управления и самоуправления Республики Беларусь и действуют только для определенной категории плательщиков на отдельной территории Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что предоставление плательщикам налоговых льгот индивидуального характера не допускается (п. 3 ст. 43 НК, подп. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 N 182 "О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям"). Другими словами, установленные налоговым законодательством льготы (в данном случае - по налогу на недвижимость) может получить любой субъект, который будет отвечать определенным (регламентированным) условиям и требованиям.

Вместе с тем пользование льготами - это право, а не обязанность плательщика. Так, исходя из положений ч. 4 п. 5 ст. 43 НК, плательщик вправе не использовать налоговые льготы, отказаться от их использования либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не установлено НК.

Обратите внимание! С 2012 года отменена обязанность плательщиков при использовании налоговых льгот представлять в установленные сроки в налоговые органы вместе с декларациями (расчетами) по соответствующему налогу (сбору, пошлине) документы, подтверждающие обоснованность применения данных льгот (п. 6 ст. 43 НК). Вместе с тем по требованию налогового органа при проведении им камеральной проверки плательщик обязан представить указанные документы (подп. 1.10 п. 1 ст. 22, п. 3, 4 ст. 70 НК)

Наши рекомендации