Порядок исчисления и уплаты налога

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, самостоятельно по итогам налогового (отчетного) периода определяют сумму единого налога (квартальных авансовых платежей по единому налогу), подлежащую уплате в бюджет.

Налог рассчитывается исходя из величины налоговой базы и налоговой ставки.

Организации и индивидуальные предприниматели по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу. Квартальный авансовый платеж рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода и до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев.

По окончании налогового периода, то есть по окончании календарного года, рассчитывается не квартальный авансовый платеж, а сумма налога.

При расчете сумма налога (квартального авансового платежа), исчисленная нарастающим итогом, уменьшается на сумму авансовых платежей по налогу, уплаченных ранее в течение налогового периода.

Квартальные авансовые платежи и налоги уплачиваются по месту нахождения организации и месту жительства индивидуального предпринимателя.

Квартальные авансовые платежи по налогу организации и инди-видуальные предприниматели уплачивают не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, то есть не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября.

Единый налог, исчисленный по итогам налогового периода, организации уплачивают не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Например, единый налог за 2006 г. нужно уплатить в бюджет не позднее 31 марта 2007 г.

Индивидуальные предприниматели уплачивают налог, исчисленный по итогам налогового периода, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Например, налог за 2006 г. нужно уплатить в бюджет не позднее 30 апреля 2007 г.

Суммы налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Особенности исчисления налоговой базы при переходе

С общего режима налогообложения на упрощенную систему

И с упрощенной системы налогообложения на общий режим

Налогообложения

В статье 346.25 НК РФ определены особенности исчисления налоговой базы в переходном периоде организациями, которые до перехода на упрощенную систему налогообложения применяли общий режим налогообложения и признавали доходы и расходы в целях налогообложения прибыли по методу начисления.

Переход от общего режима налогообложения

К упрощенной системе

Правила, предусмотренные ст. 346.25 НК РФ, выполняются на дату перехода на упрощенную систему налогообложения, то есть на
1 января года, в котором организация решила применять упрощенную систему налогообложения.

Во-первых, необходимо выявить суммы авансовых платежей, полученных в счет будущей отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, которые не учитывались в целях налогообложения по налогу на прибыль.

Основанием для включения в налоговую базу полученных авансов является кредиторская задолженность, отраженная в бухгалтерской отчетности по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения включительно, то есть кредитовые остатки на бухгалтерском счете 62 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Авансы полученные».

Во-вторых, на 1 января года, в котором организация начинает применять упрощенную систему налогообложения, нужно сформировать данные налогового учета основных средств, приобретенных в период применения общего режима налогообложения в порядке, предусмотренном в статье 346.16 НК РФ.

Учитывая эти требования, организации должны разделить на три группы основные средства, приобретенные до 1 января года, в котором осуществляется переход на упрощенную систему налогообложения.

В первую группу попадают основные средства со сроком полезного использования, установленного Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, до трех лет включительно. Во вторую - со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно. В третью - со сроком полезного использования свыше 15 лет.

Если виды основных средств не приведены в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, организации при постановке их на налоговый учет должны руководствоваться техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.

По каждому основному средству независимо от группы, в которой оно числится, необходимо определить остаточную стоимость в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Эти данные можно взять из данных налогового учета организации для целей исчисления налога на прибыль.

В налоговом учете на дату перехода на упрощенную систему налогообложения отражается остаточная стоимость оплаченных в период применения общего режима налогообложения основных средств.

В-третьих, организации должны определить размер дебиторской задолженности, числящейся по состоянию на 1 января года, в котором осуществляется переход на упрощенную систему налогообложения. В рассматриваемой ситуации речь идет об организациях, работающих по методу начисления. Поэтому числящаяся на счетах бухгалтерского учета дебиторская задолженность по состоянию на 1 января по общему правилу должна быть включена в доходы от реализации при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при применении общего режима налогообложения.

Определение размера дебиторской задолженности, учтенной в целях налогообложения при применении общего режима налогообложения, необходимо, чтобы не учитывать поступление денежных средств в счет погашения указанной задолженности в налоговой базе при применении упрощенной системы налогообложения.

Основанием для выявления дебиторской задолженности является ее инвентаризация по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения включительно, то есть инвентаризация бухгалтерских счетов 62 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». Кроме того, при подготовке информации для перехода на упрощенную систему налогообложения необходимо провести инвентаризацию списанной ранее по каким-либо причинам дебиторской задолженности, учитываемой на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

В результате проведенной инвентаризации выделяется дебиторская задолженность за товары (работы, услуги), имущественные права, которые были учтены в целях налогообложения прибыли до перехода на упрощенную систему налогообложения.

В-четвертых, организация должна выявить на счетах бухгалтерского учета размер денежных средств, перечисленных поставщикам (подрядчикам) в качестве авансов выданных. Для этого нужно провести инвентаризацию бухгалтерских счетов 60-2 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения.

Если расход осуществлен после перехода на упрощенную систему налогообложения, а оплата была произведена при применении общего режима налогообложения, такие расходы будут уменьшать налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения, то есть, если расход, не учтенный в целях налогообложения прибыли, признается расходом для целей налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения. Если, конечно, по правилам главы 25 НК РФ он не должен был уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Кроме того, рекомендуется на дату перехода к упрощенной системе налогообложения провести инвентаризацию ТМЦ. Дело в том, что при применении упрощенной системы налогообложения ТМЦ, оставшиеся на остатке, будут включаться в расходы при передаче в производство.

Наши рекомендации