Управление производством
Торгово-технологический процесс в ООО «Трактороторг-1» можно разделить на три основные части:
1. Операции с товарами до предложения их покупателям ( покупатель подразумевается конечный потребитель (покупатель в магазине? Или розничные точки, которые заказывают алкоголь?) у тт нет своих магазинов, это уже другое предприятие! Если имеются ввиду розничные точки, то это обработка накладных от поставщиков товара, проверка сертификатов и тд (поставка алкогольной продукции в магазин);
2. Операции непосредственного обслуживания покупателей; это сбор заявок и их обработка операторами на складе и распечатка накладных для сборки на склад и для логиста
3. Дополнительные операции по обслуживанию покупателей. Это предоставление сертификатов к товарам
На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:
1. Разгрузку транспортных средств на базе ТТ?(ТТ это сокращенно трактороторг) (согласование с работниками отдела закупа и склада по срокам и времени доставки товара);
2. Доставку товаров в зону приемки;
3. Приемку товаров по количеству и качеству;
4. Доставку товаров в зону хранения, распределение по складу подготовки к продаже и непосредственно в торговый зал на складе, где представлены выставочные образцы всего ассортимента тт;
5. Подготовку товаров к продаже; не к продаже, а к отгрузке клиентам
6. Размещение товаров в магазине. Этот пункт не надо
Для того чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, в ООО «Трактороторг-1» должен постоянно изучаться спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров. Работники ООО «Трактороторг-1» обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров.
В ООО «Трактороторг-1» должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания покупателей (клиентов), если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент, “и они правильно размещены в торговом зале” не надо эту фразу.
Каждый рабочий день начинается с планового собрания Администратора (НЕТ никаких администраторов. Тогда уж начальник отдела продаж дает указания менеджерам) с продавцами, где обсуждаются результаты работы, планы, а также рассказывают о новых поступлениях, их характеристики. Все продавцы ООО «Трактороторг-1» должны отлично знать весь ассортиментный ряд запчастей , не только представленный в торговом зале, но и имеющийся в каталогах. Этот абзац можно заменить на: Каждый рабочий день начинается с планового собрания Начальника отдела продаж с менеджерами, где обсуждаются результаты проделанной работы за предыдущий день, планы на день и решаются какие-то текущие не глобальные проблемы. Все менеджеры ООО «Трактороторг-1» должны отлично знать не только ассортимент продукции представленный в прайсе, но и по возможности ассортимент имеющийся в каталогах поставщиков ООО Трактороторг-1. А так же ассортимент конкурентов.
Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:
1. Встреча покупателя – продавец должен быть приветливым, но не навязчивым;
2. Предложение товаров – описать преимущества предоставляемой продукции;
3. Отбор товаров покупателями (оформление договора при поставке оптовым покупателям);
4. Расчет за отобранные товары – выбор наиболее приемлемой формы оплаты – наличный или безналичный расчет;
5. Оказание покупателям дополнительных услуг - согласование сроков и времени доставки.
На этой стадии торгово-технологического процесса между покупателями и персоналом магазина возникают межличностные психологические контакты, которые отражают сложные экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров. Поэтому в ООО «Трактороторг-1» должны быть созданы все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, для удобной отборки им товаров и т.д.
Третья часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров – телефонный обзвон не до конца определившихся покупателей с рассказом о новых поступлениях и существующих акциях.
В конце рабочего дня продавец составляет отчет для бухгалтерии.
Торгово-технологический процесс в ООО «Трактороторг-1» строится на основе следующих основных принципов:
1. Обеспечение комплексного подхода к его построению;
2. Создание максимальных удобств для покупателей;
3. Достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазинов;
4. Создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;
5. Обеспечение необходимой экономической эффективности работы ООО «Трактороторг-1».
Управление персоналом
В таблице 5.1 приведены качественная и количественная характеристика персонала ООО «Трактороторг-1»
Таблица 5.1 – Качественная и количественная характеристика персонала ООО «Трактороторг-1» за 2012-2014 годы
Показатели | Среднесписочная численность | Отклонение | ||||||||
2012 год | 2013 год | 2014 год | 2013 к 2012 | 2014 к 2013 | ||||||
чел. | в % к итогу | чел. | в % к итогу | чел. | в % к итогу | по чис-леннос-ти, чел. | в % | по чис-леннос-ти, чел. | в % | |
По категориям | ||||||||||
Управленческий персонал | 16 ,33 | 15,38 | 14,55 | - | 100,0 | - | 100,0 | |||
Основной персонал | 69,39 | 67,31 | 65,45 | + 1 | 102,9 | + 1 | 102,9 | |||
Вспомогательный персонал | 14,28 | 17,31 | 20,0 | +2 | 128,6 | + 2 | 122,2 | |||
По образовательному составу | ||||||||||
Высшее профессиональное | 20,41 | 23,07 | 25,45 | + 2 | 120,0 | + 2 | 116,6 | |||
Среднее профессиональное | 69,39 | 69,23 | 65,45 | + 2 | 105,9 | - | 100,0 | |||
Общее среднее | 10,20 | 7,69 | 9,09 | - 1 | 80,0 | + 1 | 125,0 | |||
По стажу | ||||||||||
до 1 года | 36,73 | 38,46 | 40,00 | + 2 | 111,1 | + 2 | 110,0 | |||
от 1 года до 3 лет | 32,65 | 32,69 | 29,09 | + 1 | 106,3 | - 1 | 94,1 | |||
от 3 лет до 10 лет | 18,37 | 17,31 | 18,18 | - | 100,0 | + 1 | 111,1 | |||
свыше 10 лет | 12,24 | 11,54 | 12,73 | - | 100,0 | + 1 | 116,7 | |||
Всего | - | - | - | - | - | - | 105,8 |
Как видно из таблицы 5.1, общая численность работников в 2014 году по сравнению с прошлым в абсолютном выражении возросла на 3 человека (55 – 52), или на 5,8%. Изменение числа сотрудников связано с увеличением штата основных персонала с 35 до 36 человек, или на 2,9%, и ростом вспомогательного персонала на 2 человека (11-9), или на 22,2%.
Среднесписочная численность работников в 2014 году на предприятии составила 55 человек, 65,45% из них составляют специалисты. Удельный вес управленческого персонала 14,55%, что не превышает норму.
Внешнее движение кадров характеризуют такие показатели: общий коэффициент оборота рабочей силы, коэффициент оборота по приему, коэффициент оборота по увольнению.
Таблица 5.2 - Анализ внешнего движения и стабильности персонала
Показатели | Годы | Абс. откл | ||
2012 г | 2013 г | 2014 г. | ||
1. Среднесписочная численность, чел | ||||
2. Количество принятых работников, чел. | ||||
3. Количество уволенных работников, чел. | ||||
4. Количество работников, уволенных по собственному желанию, чел. | ||||
5. Численность работников, которые находятся в списках предприятия на протяжении всего года, чел. | ||||
6. Численность работников, которые имеют стаж работы на предприятии пять и больше лет, чел. | ||||
7. Коэффициент оборота по приему кадров (стр.2/стр.1) | 0,122 | 0,096 | 0,127 | 0,005 |
8. Коэффициент оборота по выбытию кадров (стр.3/стр.1) | 0,082 | 0,077 | 0,091 | 0,009 |
9. Коэффициент по общему обороту кадров (стр.2 + стр.3/стр.1) | 0,204 | 0,173 | 0,218 | 0,014 |
10. Коэффициент текучести кадров (стр.4/стр.1) | 0,082 | 0,077 | 0,073 | -0,009 |
11. Коэффициент постоянства кадров (стр.5/стр.1) | 0,776 | 0,824 | 0,780 | 0,004 |
12. Коэффициент стабильности кадров (стр.6/стр.1) | 0,408 | 0,423 | 0,418 | 0,010 |
Коэффициент оборота по приему - это число принятых на работу деленное на среднесписочную численность рабочих за данный период. За рассматриваемый период данный показатель увеличился с 0,122 до 0,127.
На всем протяжении рассматриваемого периода коэффициент оборота по приему кадров выше коэффициента оборота по выбытию кадров, что положительно характеризует деятельность предприятия.
Коэффициент оборота по выбытию - это число уволенных работников деленное на среднесписочную численность рабочих за данный период. Коэффициент оборота по выбытию увеличился с 0,082 до 0,091 долей.
Коэффициент общего оборота кадров отражает общий уровень интенсивности оборота кадров на предприятии и характеризует долю тех работников, которые, так или иначе, связаны с движением персонала. Рост данного коэффициента с 0,204 до 0,218 свидетельствует о нестабильности работающего персонала, а следовательно, о проблемах кадровой политики.
Коэффициент текучести кадров (Ктк) – рассчитывается отношением численности работников, уволенных по собственному желанию, за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, несоответствие занимаемой должности к среднесписочной численности работников.
Проанализируем показатели текучести кадров. За рассматриваемый период текучесть кадров сократилась на 0,009, что говорит о стабильности показателя текучести кадров. Основными причинами увольнений сотрудников (по материалам отдела кадров) являются: неудовлетворение размером заработной платы, отдаленность места жительства.
Когда в компании имеет место высокий коэффициент текучести кадров, возникает необходимость в постоянном поиске замены уходящих сотрудников, проведении адаптации и обучении новичков. В нашем случае наблюдается снижение данного показателя, что положительно характеризует деятельность кадровой службы.
Устойчивость кадров характеризуют показатели постоянства и стабильности кадров. Коэффициент стабильности кадров характеризует долю работников, которые имеют стаж работы на предприятии пять и больше лет в общей совокупности работающих Высокие значения данных показателей характеризуют эффективность кадровой работы торгового предприятия.
Кадровая служба ООО «Трактороторг-1» представлена инспектором кадрового отдела, находящегося в подчинении у главного бухгалтера. Глазной целью кадровой службы ООО «Трактороторг-1» становится обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие. Основными функциями этого отдела являются:
- разработка кадровой политики, концепции управления персоналом и планов реформирования кадровой службы;
- обновление положения о подразделениях кадровой службы;
- проведение необходимых перестановок в руководящем составе организации с опорой на данные внеочередной аттестации (главных специалистов, руководителей функциональных и производственных подразделений);
- переход на контрактную систему найма работников;
- внедрение новых методов подбора, отбора и оценки персонала;
- внедрение системы планирования деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения персонала, ротации кадров;
- разработка программы профориентации и адаптации персонала;
- разработка системы стимулирования и трудовой мотивации работников;
- выработка мер по управлению трудовой дисциплиной;
- компьютеризация службы управления персоналом;
- разработка системы разрешения конфликтов в коллективе и другие функции, предусмотренные руководителем организации и другие функции.
Целью управления персоналом в ООО «Трактороторг-1» является развитие повышение качества управления и профессионализма персонала, а также создание благоприятного климата для развития профессиональных и личностных качеств сотрудников, которые могут быть использованы при достижении поставленных перед организацией целей (таблица 5.3).
Таблица 5.3 - Главные цели работы кадровой службы ООО «Трактороторг-1»
Цель | Методы |
1. Привлечение высокоспециализированных кадров | - выявление с последующим увольнением сотрудников, не выполняющих свои обязанности должностным образом из-за нежелания или халатного отношения к работе; - привлечение на предприятие через агентства и биржу труда высококвалифицированных работников |
2. Повышение квалификации сотрудников | - содействие в получении высшего или второго высшего образования; - проведение профессиональных семинаров и тренингов; |
3. Введение системы оценки персонала | - введение системы количественных параметров оценки работы персонала; - введение аттестации. |
4. Усовершенствование системы мотивации работников | - акцент на конкретные результаты, а не только выполнение служебных обязанностей; - приветствуются такие качества, как активность, предприимчивость, инноваторство. |
Таким образом, в компании ООО «Трактороторг-1» для развития и совершенствования системы управления персоналом необходимо повысить квалификацию менеджера по персоналу, главной задачей которого станет комплексное развитие системы управления компании.