Неценовые факторы, влияющие на предложение

Помимо цены предложение зависит от следующих неценовых факторов:
1. Цены на экономические ресурсы, которые определяют уровень издержек ( C ). Рост цен на экономические ресурсы ведет к росту издержек и снижению выгодности продаж по прежним ценам. Происходит сокращение предложения, которое в графической модели представлено как сдвиг кривой предложения влево. И наоборот.

Неценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru

Рисунок 6. Рост заработной платы.
Рост издержек и снижение предложения, сдвиг кривой влево.

2. Характер технологий (K). Новые технологии ведут к росту производительности труда, снижению издержек, росту выгодности производства, - рост предложения - сдвиг кривой вправо. И наоборот.

Неценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru

Рисунок 7. Внедрение в автоматизированной линии покраски автомобилей.
Снижение издержек и рост предложения. Сдвиг кривой вправо.

3. Налоги на бизнес и дотации бизнесу (T). Они меняют условия предпринимательской деятельности, делая их более выгодными или более жесткими. Рост налогов - снижение предложения - сдвиг кривой влево. И наоборот. Рост дотаций - рост предложения - сдвиг кривой вправо. И наоборот.
4. Цены на другие товары, в производстве которых используются те же самые ресурсы (Pc).
Например,

  земля в производстве капусты и картофеля. Происходит переориентация производства на выпуск тех товаров, цены на которые растут и их производство становится более выгодным. При росте цены на капусту фермер увеличивает площади, занятые под нее и сокращает производство картофеля, как менее рентабельного товара.

5. Ожидания будущих цен (E). Ожидаемый рост цен ведет к придерживанию товара и сокращению предложения. Ожидаемое падение цен сопровождается ростом предложения, продавец стремится избавиться от товара по более выгодным ценам.
Например,

  информация о низком урожае зерна стимулирует продавца придержать товар в ожидании роста цен в будущем. Предложение зерна снижается (сдвиг кривой влево).

6. Число продавцов и сила конкуренции (N). Чем больше продавцов и сильнее конкуренция между ними, тем выше при прочих равных условиях предложение.
7. Прочие объективные условия (B).
Тогда функция предложения принимает вид:
Qs = f(P, Pc, C, K, T, N, B, E).
Также как и при анализе спроса следует различать понятия "изменение величины предложения", которое формируется под влиянием цен и иллюстрируется движением по кривой; "изменение предложения", которое связано с изменением неценовых факторов и иллюстрируется движением кривой.

Модель частичного рыночного равновесия.

Цель: переходим от моделей поведения продавцов и покупателей к общей модели рынка. Рассмотрим цены как результат действий продавцов и покупателей.

Простая модель рынка.

Простейшая модель рынка является инструментом анализа влияния рыночной конъюнктуры на цену.
Рыночная конъюнктура- это совокупность условий, сложившихся на рынке в определенный момент времени. Анализируя разное сочетание факторов, определяющих спрос и предложение, можно делать заключения о тенденциях изменения рыночной цены.

Неценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru
Рисунок 8. Модель частичного рыночного равновесия.

Неценовые факторы, влияющие на предложение - student2.ru

Частичное равновесие- это равновесие отдельного изолированного рынка, не учитывающее более сложных условий взаимодействия рынков. Равновесие рынка существует тогда, когда планы покупателей и продавцов совпадают, ни у кого из них нет каких-либо причин менять свое поведение.
Признаки частичного равновесия:

· Цена спроса = цене предложения - цена равновесия.

· Объем спроса = объему предложения - равновесный объем продаж.

· При данной конъюнктуре достигается баланс интересов покупателя и продавца. Они не имеют возможностей увеличить свою выгоду,их устраивает установившаяся цена.
Функции равновесной цены:
1.Передача информации о ценности благ и ресурсов: нормирует потребление и подталкивает производство к свертыванию или наращиванию.
2.Стимулирование: экономии в потреблении и поиска наиболее эффективных технологий, снижающих издержки.
3. Распределение дохода: в пользу более эффективного производителя; между потребителями (разный темп роста цен на низшие и нормальные товары); между владельцами ресурсов.
Равновесие на рынке имеет следующее значение:
1. В краткосрочном периоде: по определению равновесная ситуация эффективна по Парето: все взаимовыгодные сделки совершены. Функция - эффективного распределения ресурсов.
2. В долговременном периоде: ситуация равновесия, обеспечивая баланс интересов, способствует стабилизации рынка и цен, что позволяет осуществлять экономические расчеты, планировать инвестиции.

Наши рекомендации