Договор перевозки груза

Легальное определение содержится в п.1 ст.785 ГК РФ: По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Это же легальное определение повторяется почти во всех транспортных уставов и кодексов.

Характеристика договора перевозки:

С точки зрения момента заключения – реальный договор, потому что «обязуется доставить вверенный»

С точки зрения наличия встречного имущественного предоставления – возмездный договор.

С точки зрения распределения прав и обязанностей между сторонами – двухсторонний синаллагматический договор.

В силу предписания ст.789 ГК РФ в том случае, если перевозка осуществляется транспортом общего пользования, то такой договор является публичным.

Главная особенность перевозки – это именно реальность договора. Перевозочные отношения охватывает взаимосвязь субъектов с момента вверения груза, с момента погрузки груза в транспортное средство.

Действующее законодательство знает такую правовую конструкцию, как договор фрахтования (чартером) (легальное определение в ст.787 ГК РФ). Этот договор может использовать практически на всех видах транспорта, кроме железнодорожного транспорта.

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Как соотносятся между собой перевозка и фрахтование? Ответ на этот вопрос надо строить исходя из ключевых признаков перевозки. К этим ключевым признакам перевозки относилась цель. Она есть во фрахтовании. Использование транспортного средства есть. На или в транспортном средстве есть. Наличие специального субъекта (перевозчик-фрахтовщик) есть.

Отсюда, вывод: фрахтование – разновидность договора перевозки.

Вопрос о соотношении перевозки и фрахтовании является дискуссионным. Но мы с вами убедились, что есть серьезные основания полагать, что фрахтование – это разновидность перевозки.

С точки зрения момента заключения договор фрахтования – консенсуальный договор.

Фрахтование – возмездный договор.

Фрахтование – двухсторонний синаллагматический договор.

Поскольку фрахтование – консенсуальный договор, оное будет охватывать отношения сторон и до перевозки. В классической перевозке договор реальный, а значит, правовая связь по перевозки возникает с момента погрузки груза в транспортное средство.

Отсюда вопрос: как урегулировать отношения сторон до перевозки на стадии подачи транспортного средства и погрузки груза в него? Эта проблема, связанная с регулирование предперевозочных отношений, решается так: законодатель устанавливает ряд правовых феноменов, которые в доктрине именуются организационными предпосылками.

Правовые формы организационных предпосылок могут быть различными: ст.798 ГК РФ – договор об организации перевозок. Он может опосредовать отношения сторон до перевозки. Там есть легальное определение договора об организации перевозок. Эта конструкция может использоваться на любых транспортных средствах, он известен всех транспортным уставам и кодексам.

Уже из самого названия очевидно, что данный договор преследует организационную цель и должен рассматриваться в ряду организационных договоров. Тут доктрина испытывает определенные сложности. Из числа поименованных договоров сегодняшнему правопорядку известен только один организационный договор – это предварительный договор. Отсюда, в доктрине есть соблазн рассматриваться организационный договор по перевозке как разновидность предварительного договора. Это порок.

Данные договоры не являются тождественными. В предварительном договоре существенные условия – это все существенные условия основного договора. А в организационном договоре может всех существенных условий основного договора перевозки и не содержать.

Основным способом защиты при нарушении предварительного договора – понуждение к заключению. В организационном договоре такого способа защиты нет.

Если у нас будет категория рамочного договора, то этот вопрос разрешится сам собой. Организационный договор имеет в себе все черты рамочного договора. В нем определяются основные параметры с тем, чтобы в дальнейшем целый ряд иных условий был реализован в основном договоре.

Явно стоит отринуть позицию В.В. Витрянского, который полагает, что договор об организации перевозки – это разновидность договора перевозки. Почему? Потому что ни цели, ни трех других признаков в организационном договоре нет. Да, он является предпосылкой к целям, но сам по себе к этим целям не направлен.

Кроме договора об организации перевозок, правовой формой, опосредующей перевозочные отношения, также выступает система заявок или заказов.

Ст.791 ГК РФ упоминает о такой возможности. А те транспортные уставы, которым эта система известна, содержат детальное регулирование этих правил. Мы сущностно должны понять, что система заказов и заявок состоит в том, что потенциальный грузоотправитель отправляет заявку: «у меня есть потребность перевести, перевези!». Перевозчик рассматривает заявку и, если все нормально, ее удовлетворяет. И на основании этой заявки грузоотправитель предъявляет груз, а перевозчик предоставляет транспортное средство.

Эта система заявок и заказов известна почти всем видам транспорта, кроме морского. При всей регламентации возникает вопрос о правовой природе системы заявок и заказов. Тут следует согласиться с позицией Витрянского о том, что система заявок и заказов – это договор. Направление заявки – это оферта, а принятие заявки и ее одобрение – это акцепт.

Но согласившись с тем, что это договор, возникает вопрос: что это за договор и каково его место в системе российского гражданского права? Это не перевозка, ибо сама по себе заявка и ее одобрение на цели пространственного перемещения груза не направлены.

Все признают, что заявка преследует организационную цель, но дальше развития никакого нет.

Две ключевые обязанности: обязанность перевозчика подать транспортное средство в согласованном количестве, в обусловленный срок и в определенном месте.

При этом ст.791 ГК РФ говорит о том, что подаваемые транспортные средства должны быть исправными и пригодными для перевозки соответствующего груза. Нужно обратить внимание на то, что подавляющее большинство транспортных кодексов вопрос о пригодности дифференцируют, выделяя техническую пригодность с одной стороны, и пригодность в коммерческом отношении с другой стороны.

Техническая исправность определяется перевозчиком. Он же за эту техническую НЕисправность будет нести ответственность.

Применительно к железнодорожному транспорту, есть Пленум ВАС от 06.10.05 №30 «О некоторых вопросах практики применения устава железнодорожного транспорта». П.13 Пленума ВАС указывает, что ответственность за подачу технически неисправного транспортного средства несет перевозчик. Эта ответственность за техническую неисправность является безусловной ответственностью. Погрузка грузоотправителем грузов в поданные перевозчиком в технически неисправные вагоны или контейнеры не освобождают от ответственности перевозчика. Он освобождается от ответственности только вследствие отсутствия вины в технической неисправности или же такие неисправности возникли по вине грузоотправителя. Вина грузоотправителя выступать не может в качестве ОПРАВДАНИЯ ПОТЕРИ ГРУЗА.

Пригодность в коммерческом отношении – это способность транспортного средства перевозит данный конкретный груз. Есть перечень обстоятельств, которые говорят о пригодности в коммерческом отношении – это ст.20 Железнодорожного устава: особенность внутренних конструкций, отсутствие постороннего запаха и т.п. Если техническая пригодность – это применительно ко всем грузам, то пригодность в коммерческом отношении – это применительно к конкретному грузу.

При этом, что касается пригодность в коммерческом отношении, то она определяется лицом, осуществляющим погрузку. Это лицо и несет ответственность за несохранность груза, вызванную непригодностью в коммерческом отношении. А почти все уставы и кодексы говорят, что обязанность за погрузку осуществляет грузоотправитель. Получается, что в подавляющем большинстве случаев перевозчик ответственности не несет.

Эта мысль отражена и в п.15 Пленума №30. ВАС говорит: если погрузка осуществляется грузоотправителем, то он определяет пригодность в коммерческом отношении. Грузоотправитель может отказаться от непригодных в коммерческом отношении вагонов. Если он отказался, то перевозчик должен новые вагоны предоставить. А если он не отказался, а груз не сохранился, то перевозчик освобождается от ответственности, а грузополучатель может предъявить требование к грузоотправителю.

Что касается последствий неисполнения данной обязанности, то эти последствия устанавливаются уставами и кодексами, и, как правило, ответственность перевозчика за не подачу транспортного средства, выступает в форме неустойки (исключительной неустойки).

Вторая обязанность – это обязанность грузоотправителя предъявить груз к погрузке.

В классической перевозке и это отношение не охватывается договором перевозки. Мы говорим об организационных предпосылках.

Эта обязанность включает в себя подготовку груза (чтобы обеспечивалась безопасность груза и транспортного средства), предоставление всех необходимых документов и фактическую погрузку груза.


Это составные части обязанности предъявить груз к погрузке. Выполнение этих частей лежит на грузоотправителе.

При неисполнении грузоотправителем данном обязанности, грузоотправитель несет ответственность, предусмотренную транспортными уставами и кодексами. Эти транспортные уставы и кодексы в качестве формы данной ответственности предусматривают исключительную неустойку.

Вот две обязанности, которые для классической перевозки как реального договора не охватываются самим договором перевозки, а проистекают из организационных предпосылок, а поэтому их регулирование осуществляется нормативно. НО мы должны еще раз констатировать: в классической перевозке это будут предперевозочные отношения, а вот во фрахтовании нет необходимости в предперевозочных отношениях, а, значит, эти обязанности будут регламентироваться соответствующим договором.

Наши рекомендации