Структура научной теории
Лекция 2: Теория организаций
Пан лекции:
1. Структура научной теории;
2. Циклический процесс формирования научной теории;
3. Предмет теории организации;
4. Создание элементов научной теории для малого бизнеса;
5. Жизненный цикл организации;
6. Инновационные методы прорывов.
Структура научной теории
В настоящее время в системе научных знаний появилась и быстро развивается новая научная дисциплина «Теория организации». Любая современная теория представляет собой систему научных знаний, обобщающих практический опыт и отражающих сущность исследуемых явлений, их внутренние необходимые связи, законы функционирования и развития.
Теория выполняет объяснительную функцию. Она показывает: какими свойствами и связями располагает объект исследования, каким законам он подчиняется в своем функционировании и развитии.
Теория организации как научная дисциплина изучает общие свойства, законы и закономерности создания и функционирования и развития организации как единого целого.
Она необходима для научной организации общественных (социальных) структур – компаний, фирм, цехов, отделов и т. п. Теория организации – одна из серии управленческих наук, основой которой служит теория управления (рис. 1).
Рис. 1. Место теории организации в системе управленческих наук
Теория организации, обособившись, сохраняет связь с основополагающими науками и опирается на законодательно-правовую базу (рис. 2).
Рис. 2. Связь теории организации с другими науками
Организацией как объектом исследования занимаются менеджмент, экономика, социология, психология, политология. Каждая из этих дисциплин рассматривает лишь часть процессов, происходящих в организации.
Менеджмент рассматривает вопросы, связанные с элементами организации и процесса управления, коммуникациями, с организацией взаимодействия и полномочий, построения организаций, динамикой групп.
Экономика изучает элементы организации и оплаты труда; организации производства; экономические законы развития, втом числе пропорционального и планомерного развития, соответствия производственных отношений характеру производительных сил.
Психология изучает психическое отражение человеком различных аспектов организационных отношений.
Политология рассматривает отношение людей к политическим организациям, проблемам внутренней и внешней политики. Однако это лишь элементы, составляющие организацию в целом как процесс и как явление. Предпринимались попытки объединить усилия перечисленных наук в области исследования организаций как больших систем посредством кибернетики, теории управления.
Теория управления изучает следующие проблемы, касающиеся организации: производство как система, типы отношений управления, формирование объектов и субъектов управления, цели и функции управления, организационная структура управления, линейные и функциональные связи, организационно-распорядительные методы управления, организация процесса управления, организация управленческого труда. Дальнейшее развитие исследований в области теории управления способствовали выделению теории организации как самостоятельной новой науки. Она призвана интегрировано подходить к ключевым процессам, происходящим в формальных и неформальных объединениях людей и их коммуникациях.
Развитие каждой науки характеризуется двумя процессами: дифференциацией и интеграцией знаний.
Дифференциация – это поиск своей ниши (своего объекта исследования) для проведения углубленных исследований.
Интеграция основанана стремлении исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния той или иной процедуры на ситуацию в целом.
Ученые, занимающиеся теорией организации, обсуждают перспективность трех путей ее развития:
• создания общего подхода к основным научным воззрениям на базе имеющихся в менеджменте, экономике, социологии и других относительно разработанных науках научных воззрений и дальнейшего продвижения в исследованиях;
• выделения своей локальной области исследования части организации и развития ее;
• формирования трехступенной схемы развития (рис. 3).
Рис. 3. Схема развития теории организации
Определенной трудностью для развития теории организации является проблема количественного измерения организационных параметров. В настоящее время, в основном, оперируют качественными измерениями: хороший, плохой, высокий, средний, низкий, большой, маленький; эффективный, неэффективный. Например, организация обладает высоким научным потенциалом.
Из числа эффективных методов исследования в теории организации могут использоваться дедукция и индукция.
Дедукция предусматривает исследования путем перехода от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные или групповые события.
Индукция предусматривает исследования путем перехода от частного к общему. Вначале собирается обширный материал, на базе которого создается теория, могущая объяснить любые происходящие события из данной типологии данных.
Например, по результатам большого количества собранных материалов о зависимости характера отношений между работниками и эффективностью их труда была создана весьма эффективная теория коммуникаций, включающая пять уровней отношений: полная поддержка, различие, поляризация, столкновение и антагонизм.
Каждый метод опирается на комплекс эмпирических гипотез (предположений). Они должны удовлетворять следующим требованиям:
• осмысленность введенных терминов, категорий и понятий;
• непротиворечивость дефиниций одного и того же предмета или явления;
• достоверность выводов, т. е. возможность проведения проверки или повторения результатов;
• возможность обобщения на другие классы событий;
• наличие ограничений на применение гипотез (технических, экологических, социальных и т.д.);
• возможность объяснения происходящих событий и их прогнозирования.
Ранее организация была определена нами как явление и как процесс. Изучением организации как явления занимается теория организаций как составная часть теории организации.
Теория организации формирует систему научных знаний в области анализа и синтеза социальных организаций и социальных отношений.
Развитие теории организации включает семь конкретных этапов:
1) сбор фактов, явлений, прогнозов, тенденций, исторических и фольклорных сведений, легенд и мифов о существовании или функционировании организаций (как явления), особенностях организации (как процесса);
2) систематизация информации и составление типологии, например, по времени, по эффективности, по характеру организационных отношений, по сфере деятельности;
3) создание понятийного аппарата: категории, термины, их взаимосвязь, классы терминов, синонимы;
4) нахождение зависимостей между параметрами, отношений между категориями, формулирование законов и закономерностей; например, нормы управляемости персоналом в зависимости от характера деятельности, закон развития, закон самосохранения, закон синергии;
5) привлечение научного багажа других наук для более полного понимания своих собственных проблем; например, теории управления, разработки управленческих решений, кибернетики Виннера, функционально-стоимостного анализа.
6) практическое апробирование разработанных теорий и методик;
7) обобщение теоретических разработок и практических результатов применения отдельных положений теории организации, накопление статистических данных.
Перечисленные этапы выполняются циклически друг за другом, совершенствуя на каждом очередном витке знания в области теории организации.