Особенности рыночного поведения фирмы-олигополиста

Олигополия в рыночном диапазоне размещается между монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией – с другой.

Олигополия – рыночная структура, в которой несколько продавцов предлагают потребителям одинаковые или сходные товары.

Наличие на рынке нескольких конкурентов, которые противостоят олигополисту в его стремлении максимизировать собственную прибыль, приводит к тому, что он специфически видит спрос на свою продукцию со стороны покупателей.

Олигополист считает (обоснованно), что повышение им цены на свою продукцию скорее всего вызовет ответную реакцию конкурентов, которые не последуют за ним, а перехватят покупателей. С другой стороны, олигополист считает (тоже обоснованно), что снижение им цены с целью увеличения продаж скорее всего повлечёт за собой аналогичные действия с стороны конкурентов, которые не захотят упустить своих покупателей.

Таким образом, при олигополии у фирм возникают несовместимые стремления, с одной стороны, объединившись с другими олигополистами, можно получить дополнительный доход, с другой стороны, победив конкурентов (а их немного), можно получить еще больший доход, правда, с меньшей вероятностью.

Вследствие этого поведение олигополиста на рынке описывается несколькими методами:

– графиком ломаной кривой спроса;

– моделью сговора (картель);

– лидерством в ценах;

– соблюдением принципа «издержки плюс».

График ломаной кривой спросана продукцию олигополиста характеризует поведение олигополистов при отсутствии между ними сговора, когда каждый выступает за себя.

Здравый смысл и хозяйственный опыт подсказывают олигополисту, что в случае снижения цены его конкуренты поступят так же, как он, а в случае повышения – останутся при своих ценах. В этом случае олигополист сталкивается с ломаной кривой спроса на свою продукцию, а кривая предельного дохода MR имеет вертикальный разрыв, не оказывающий никакого влияния ни на цену, ни на объем производства. Следовательно, олигополист максимизирует прибыль с соблюдением общего условия MC = MR <Р, но с особенностями в MR (у полиполиста особенности были в цене).

График ломаной кривой наглядно свидетельствует, что олигополист, ведущий на рынке политику «каждый за себя», рискует не только прибылью, но и опасностью развязывания ценовой войны (модель Бертрана), при которой участники олигополии, попеременно снижая цены в конкурентной борьбе, доходят до состояния «нулевой» прибыли.

Картельявляется типичной моделью сговора. Картель – это группа фирм, действующих совместно и согласующих рыночную политику между собой.

Создание картеля приводит к рыночной ситуации, аналогичной монополии, правда, с одной особенностью: входящие в него олигополисты готовы в любой момент, если для них это будет более выгодным, противопоставить себя другим членам картеля. Поэтому картель часто называют квазимонополией (подобием монополии).

Ценообразование вслед за лидером. Лидерство в ценах позволяет олигополистам максимизировать прибыль, не вступая в сговор. Суть лидерства в ценах заключается в том, что наиболее крупная или наиболее эффективная фирма-олигополист устанавливает цены на рынке, а остальные подстраиваются под нее.

Вместе с тем лидерство в ценах вовсе не исключает жесткой борьбы между самими олигополистами, поэтому часто совмещается с поведением, описываемом при помощи модели ломаной кривой спроса.

Принцип «издержки плюс», или накидка к цене, широко применяется олигополистами из-за простоты совмещения как с моделью картеля, так и «лидерства в ценах». Этот принцип наиболее целесообразен для фирм, производящих не один продукт, а большое количество различных товаров.

При ценообразовании по данному принципу вычисляются издержки олигополиста на единицу продукции при некотором желательном (планируемом) объеме производства и добавляется накидка в размере определенного процента. В результате получается рыночная цена.

7.1. Антимонопольная политика государства. Рынок действует по определённым принципам, которые монополия подрывает. Поэтому борьба с монополией является одновременно защитой основных принципов рыночной экономики.

Антимонопольная политика – это целенаправленная деятельность государственных органов по защите и усилению конкурентных начал в экономике и созданию препятствий для возникновения чрезмерной власти монополий.

Эта политика находит выражение в следующих действиях:

– предупреждение образования и сокращения существующей сферы монопольного ценообразования;

– разработка антимонопольного законодательства и применение его в хозяйственной практике;

– исключение условий для возникновения дефицита в экономике;

– проведение децентрализации ресурсов при их чрезмерной концентрации в одних руках;

– принудительное разукрупнение фирм, монопольно контролирующих рынок.

7.2. Регулирование деятельности естественной монополии. Естественная монополия – это неустранимый без ущерба для общества вид монополии.

Она возникает в сферах, где один производитель, используя положительный эффект масштаба производства, удовлетворяет полностью рыночный спрос. Если при этих условиях ввести принудительную конкуренцию между производителями, то их суммарные затраты превысят уровень издержек прежнего монополиста, что неминуемо вызовет рост цен (например, подвод конкурирующих водопроводных, электрических, газовых сетей к жилому городскому дому).

Государство заинтересовано в том, чтобы естественные монополисты не злоупотребляли своим положением. В наиболее развитом виде антимонопольное законодательство существует в США, где оно впервые и возникло в 1890 г. с принятием антитрестовского закона Шермана.

РЫНОК ТРУДА

1. Особенности рынка труда. Рынок труда – специфический рынок, так как на нём продаются не просто товары и услуги, а способность людей их создавать. Этот рынок не может существовать на принципе полного саморегулирования. Государство издревле регулирует трудовые отношения в экономике.

Важнейшей категорией рынка труда является заработная плата – сумма денег, которую получает работник за труд. Однако заработная плата – это не только форма дохода для продавца (работника), но и цена труда – для покупателя (нанимателя), уплаченная им за право использования в течение определенного времени.

2. Спрос на рынке труда. Рыночный спрос на труд в соответствии с законом спроса находится в обратной зависимости от величины зарплаты. Эта зависимость находит графическое выражение в кривой спроса на труд.

Кривая спроса на труд специфична, так как имеет ограничения сверху и снизу. Спрос на труд диктуется необходимостью для предпринимателя получить прибыль – иначе бессмысленно вести бизнес. Это объясняет верхнее ограничение кривой. Нижнее ограничение также имеет экономический смысл и вызывается тем, что работнику необходимо восстановить свою трудовую активность; содержать семью; учиться, лечиться, повышать квалификацию и т. д. Кроме того, человеку необходимы различные социальные, духовные и материальные блага (религия, досуг, культура, спорт и т. д.).

Все перечисленное требует средств и должно быть объективно учтено в цене труда. На основе нижней границы цены труда формируется минимальная заработная плата, обеспечивающая минимум работнику.

3. Предложение на рынке труда.Предложение труда на рынке также зависит от размера заработной платы, но эта зависимость противоположна спросу: с ростом зарплаты увеличивается предложение.

На стороне предложения труда проявляются два эффекта – замещения и дохода.

Совместное действие этих эффектов приводит к тому, что кривая предложения модифицируется и принимает необычную форму.

4. Равновесная цена на фактор «труд».Если объединить графики спроса и предложения труда, то получится график, характеризующий равновесную цену.

Наши рекомендации