Глава 24. расчеты в предпринимательской деятельности

24.1. Понятие, правовое регулирование и способы расчетов

В рамках предпринимательской деятельности расчетные правоотношения представляют собой урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами и кредитными организациями по поводу проведения платежей за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также во исполнение налоговой обязанности.

В настоящее время существуют различные точки зрения относительно правовой природы расчетных правоотношений. В частности, по мнению Тосуняна Г.А., расчетные правоотношения являются особым видом правоотношений, основным критерием выделения которых является особый объект совершаемых сделок, в качестве которого выступает имущество в виде денежных прав требования к банку. При безналичных расчетах в качестве средства платежа используется имущество в форме абстрактного, безусловного и неограниченного сроком права требования к банку о выдаче (выплате) по первому требованию денег (права на деньги), зафиксированного посредством бухгалтерских записей, ведущихся банком <1>. Л.Г. Ефимова выделяет понятие расчетной сделки как "любой гражданско-правовой сделки, осуществляемой участниками системы безналичных расчетов (банками и их клиентами) в рамках определенной формы безналичных расчетов, направленной на перемещение (трансферт) безналичных активов с одного счета клиентов (раздела счета) на другой, принадлежащий как ему самому, так и третьему лицу" <2>. Наличие различных подходов к особенностям правового режима расчетных правоотношений обусловливается высокой значимостью и широким применением расчетов в предпринимательской деятельности, с одной стороны, а также наличием противоречивого, порой устаревшего и коллизионного законодательства - с другой.

--------------------------------

<1> Банковское право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Г.А. Тосуняна. М.: Юристъ, 2002. Т. 2. С. 182.

<2> Ефимова Л.Г. Банковские сделки. Право и практика М.: НИМП, 2001. С. 321.

Основными нормативными правовыми актами в области расчетов являются: глава 46 ГК РФ; Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ (в ред. от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ) "О Центральном банке РФ (Банке России)" <1>; Положение "О безналичных расчетах в Российской Федерации", утвержденное Банком России 3 октября 2002 г. N 2-П (в ред. от 11 июня 2004 г.) <2>; Положение "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации", утвержденное Банком России 5 января 1998 г. N 14-11 (в ред. от 31 октября 2002 г.) <3>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; СЗ РФ. 2005. N 30. Ст. 3101.

<2> ВБР. 2002. 28 дек. N 74; 2004. 7 июля. N 39.

<3> ВБР. 1999. 14 янв. N 1; 2002. 6 нояб. N 61.

Основными способами расчетов являются безналичные расчеты и расчеты наличными деньгами.

Безналичные расчеты осуществляются в Российской Федерации посредством банковских счетов, открываемых хозяйствующими субъектами в кредитных организациях.

Наличные денежные расчеты - это произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги <1>.

--------------------------------

<1> Статья 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" // СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 1957.

При этом предельный размер расчетов наличными деньгами в соответствии с указанием Банка России от 14 ноября 2001 г. N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" составляет не более 60 тыс. рублей <1>.

--------------------------------

<1> ВБР. 2001. 21 нояб. N 69.

24.2. Расчеты с применением контрольно-кассовой техники

Наличные денежные расчеты с участием юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), а также расчеты с использованием платежных карт осуществляется в обязательном порядке с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ). Статья 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" <1> относит к числу ККТ контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью <2>, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. 26 мая. N 21. Ст. 1957.

<2> Фискальная память - это комплекс программно-аппаратных средств в составе ККТ, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением ККТ, в целях правильного исчисления налогов.

Без применения ККТ осуществление наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт хозяйствующими субъектами допускается только в следующих случаях:

1) оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности;

2) нахождения указанных субъектов предпринимательской деятельности в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа);

3) при осуществлении отдельных видов деятельности, в частности:

- продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ;

- продажи ценных бумаг;

- продажи лотерейных билетов; проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

- обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

- торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также других территориях, отведенных для осуществления торговли, за некоторыми исключениями, установленными федеральными законами;

- разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков;

- продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

- продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;

- торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

- торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами и некоторых иных видов деятельности.

Использующие ККТ хозяйствующие субъекты обязаны:

- осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах;

- применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную технику, опломбированную в установленном порядке и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (т.е. фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

- выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные кассовые чеки;

- обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющим проверку выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков, беспрепятственный доступ к соответствующей технике, а также представлять им указанную документацию;

- производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память данной техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Используемая хозяйствующими субъектами контрольно-кассовая техника должна соответствовать определенным требованиям, в частности, быть включена в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации (далее - Реестр), который представляет собой совокупность сведений о моделях контрольно-кассовых машин, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, имеющих одну или несколько версий. В свою очередь, ведение данного Реестра означает включение в него или исключение из него наименований моделей контрольно-кассовой машины, данных о ее версиях и иных сведениях и осуществляется в соответствии с Положением "О порядке ведения Государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Данное Положение утверждено решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам, протокол от 22 октября 1993 г. N 3 (текст в ред. от 18 апреля 2002 г. опубликован в издании "Контрольно-кассовые машины" N 25 - 26 (1 - 2, 2002)).

Решение о включении конкретной модели ККТ в Реестр принимается Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам с учетом следующих факторов:

- соответствия представленной модели техническим требованиям к электронным контрольно-кассовым машинам (ККМ) для осуществления денежных расчетов с населением;

- соответствия степени оснащенности предприятий сферы торговли и услуг моделями ККМ аналогичного типа;

- возможности адаптации модели ККМ к изменяющимся требованиям по учету денежной выручки и исчислению налогов;

- наличия технической документации на русском языке, входящей в комплект поставки ККМ, а также исполнения на русском языке обозначений на корпусе, клавиатуре и выводимой на печать и индикации информации;

- наличия технического обслуживания моделей ККМ конкретного типа на территории Российской Федерации и других факторов.

Государственный реестр подлежит обязательному официальному опубликованию в установленном порядке.

В соответствии с Приказом ГНС РФ <1> от 22 июня 1995 г. N ВГ-3-14/36 "Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах" <2> обязанности по осуществлению государственной регистрации ККМ всеми организациями и другими юридическими лицами, их филиалами и обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, возложены на государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации. При этом письмом МНС от 17 декабря 2003 г. N ШС-6-33/1321@ (в ред. от 2 августа 2004 г.) "О применении контрольно-кассовой техники" <3> подчеркнуто, что налоговые органы обязаны осуществлять регистрацию всей без исключения контрольно-кассовой техники, включенной Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации (п. 15) // РГ. 2004. 12 марта. N 50.

<2> Российские вести. 1995. 27 июля. N 139.

<3> Налогообложение. 2004. N 1; Экономика и жизнь. 2004. N 28.

Помимо собственно регистрации, налоговые органы осуществляют контроль за применением ККТ хозяйствующими субъектами по следующим направлениям:

- контроль за соблюдением требований Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт";

- контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

- проведение проверок документов, связанных с применением хозяйствующими субъектами ККТ, получение необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверок;

- проведение проверок выдачи хозяйствующими субъектами кассовых чеков;

- наложение штрафов на нарушителей порядка применения ККТ в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.

При осуществлении вышеуказанных полномочий налоговые органы взаимодействуют с органами внутренних дел.

24.3. Расчеты наличными деньгами

в предпринимательской деятельности

По общему правилу организации, предприятия, учреждения и индивидуальные предприниматели (далее - хозяйствующие субъекты), имеющие кассу и осуществляющие наличные денежные расчеты, обязаны хранить свободные денежные средства в кредитных организациях на своих банковских счетах.

В пределах лимитов, размер которых устанавливается кредитной организацией, наличные денежные средства могут храниться в кассах хозяйствующих субъектов. Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота хозяйствующих субъектов с учетом особенностей режима их деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в кредитные организации, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей. Накопление хозяйствующими субъектами наличных денег в кассах для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты не допускается.

Наличные денежные средства сверх установленных лимитов в обязательном порядке сдаются хозяйствующими субъектами в кредитную организацию. Хранение средств сверх лимитов допускается лишь для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии на срок не свыше трех рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до пяти дней), включая день получения денег в кредитной организации. По истечении данного срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в кредитную организацию, и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

При наличии у хозяйствующего субъекта нескольких счетов в различных кредитных организациях данный субъект по своему усмотрению вправе обратиться в одну из обслуживающих его кредитных организаций с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления такого лимита хозяйствующий субъект направляет уведомления об определенном ему лимите в другие кредитные организации, в которых ему открыты банковские счета.

По хозяйствующему субъекту, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одну из обслуживающих его кредитных организаций, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная им денежная отчетность - сверхлимитной. Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций правил ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью и осуществляющим расчеты наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно и накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет применение мер ответственности, предусмотренных ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 22 июля 2005 г.) <1>.

--------------------------------

<1> РГ. 2001. 31 дек. N 256; РГ. 2005. 13 янв. N 2.

Поступающие в кассу организации наличные денежные средства в соответствии с требованиями п. 2.2 Положения "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (утвержденного Банком России 5 января 1998 г. N 14-П) <1> подлежат сдаче в кредитную организацию для последующего зачисления на счета данных лиц. Как правило, зачисление средств осуществляется через инкассаторские службы кредитной организации, специализированные инкассаторские службы; или путем непосредственной сдачи в кассы кредитных организаций <2>. При этом прием денежной наличности в приходную кассу производится по объявлениям на взнос наличными, представляющим собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции. Зачисление внесенных сумм на банковский счет хозяйствующего субъекта осуществляется после проверки кассовым работником приходной кассы наличия и тождественности подписи бухгалтерского работника имеющемуся образцу, принятия от вносителя и пересчета наличных денег. Вносимые денежные средства должны быть соответствующим образом упакованы в инкассаторские сумки, специальные мешки, кейсы, другие средства для упаковки денег, обеспечивающие их сохранность при доставке и не позволяющие осуществить их вскрытие без видимых следов нарушения целостности.

--------------------------------

<1> ВБР. 1998. 14 янв. N 1.

<2> При этом действующим законодательством допускается возможность использования и других способов сдачи средств в кредитные организации: через объединенные кассы предприятий, путем сдачи предприятиям Государственного комитета РФ по связи и информатизации для перевода на соответствующие банковские счета. (При этом в соответствии с п. п. 12 и 13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945) функции упраздненного Госкомсвязи России возложены на Федеральное агентство связи. - Прим. авт.

Выдача наличных денег хозяйствующим субъектам производится, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций.

В целях обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов хозяйствующих субъектов кредитные организации хранят в операционной кассе на конец дня минимально допустимый остаток наличных денег в соответствии с Положением Банка России от 9 октября 2002 г. N 199-П (в ред. от 1 июня 2004 г.) "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> ВБР. 2002. 10 дек. N 66; 2004. 17 июня. N 35.

При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых хозяйствующих субъектов кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке.

24.4. Правовое регулирование безналичных расчетов

Обязанность осуществления расчетов при проведении платежей с участием юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в безналичном порядке установлена п. 2 ст. 861 ГК РФ.

Данные расчеты производятся с банковских счетов с использованием расчетных документов - оформленных в виде документов на бумажном носителе или, в случаях, установленных нормативными актами, - электронных платежных документов <1>:

--------------------------------

<1> Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2005. С. 345.

- распоряжения плательщика (клиента или банка) на списание денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

- распоряжения получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

Расчетный документ должен содержать ряд обязательных реквизитов:

- наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;

- номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

- вид платежа;

- наименование плательщика и получателя денежных средств, номера их счетов и идентификационных номеров налогоплательщика (ИНН);

- наименование и местонахождение банка плательщика и банка получателя средств, их банковские идентификационные коды (БИК); номера корреспондентского счета или субсчета;

- назначение, сумма и очередность платежа;

- вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;

- подписи лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиск печати владельца счета.

Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему к исполнению кредитными организациями не подлежат <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 2.16 главы 2 Положения "О безналичных расчетах в Российской Федерации", утвержденного Банком России 3 октября 2002 г. N 2-П (в ред. от 11 июня 2004 г. (в дальнейшем - Положение N 2-П).

Электронный платежный документ (ЭПД) представляет собой документ, являющийся основанием для совершения операций по счетам, открытым в подразделениях расчетной сети Банка России и у клиентов Банка России, подписанный электронной цифровой подписью и имеющий равную юридическую силу с платежными документами на бумажных носителях, подписанных собственноручно уполномоченными лицами и заверенных оттиском печати <1>.

--------------------------------

<1> Алексеева Д.Г., Буянов В.П. Анализ нормативного обеспечения банковских расчетов. Комментарии законодательства и схемы. М.: Экзамен, 2003. С. 335.

Безналичные расчеты осуществляются с применением определенных форм: платежных поручений; аккредитивов; инкассо и чеков. Помимо вышеуказанных, расчеты могут осуществляться и в других, напрямую не запрещенных действующим законодательством формах. Они избираются хозяйствующими субъектами самостоятельно и предусматриваются в договорах с контрагентами и с кредитными организациями.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке для производства перечисления денежных средств:

- за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

- в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

- в целях возврата (размещения) кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

- в других целях, предусмотренных законодательством или договором (в частности, платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей).

Расчеты платежным поручением являются на сегодняшний день наиболее распространенной формой расчетов, соответствующей интересам и плательщика, и получателя денежных средств, поскольку плательщик имеет возможность осуществить платеж, а получатель средств - получить денежные средства после выполнения плательщиком своих обязательств по основному договору (поставки продукции, выполнения работ, оказания услуг). Вместе с тем данная форма расчетов не предоставляет дополнительных гарантий для получателя средств, связанных с обязательным поступлением в его пользу платежа.

Проведение платежа инициируется плательщиком, который направляет в обслуживающий его банк (иную кредитную организацию) расчетный документ - платежное поручение, соответствующее требованиям действующего законодательства.

Банк плательщика списывает по поручению плательщика с его банковского счета денежные средства; направляет платежное поручение в банк, обслуживающий получателя средств (исполняющий банк), который зачисляет поступившие средства на счет клиента - получателя средств и извещает своего клиента о поступлении средств на его счет.

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Одной из особенностей аккредитива является его обособленность и независимость от основного договора.

В Российской Федерации применяются аккредитивы следующих видов:

- покрытые (депонированные) - при которых банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива;

- непокрытые (гарантированные) - при котором банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает в аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву в соответствии с его условиями;

- отзывные - аккредитивы, которые могут быть изменены или отменены банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств;

- безотзывные - аккредитивы, которые не могут быть таким образом изменены или отменены.

Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не установлено иное.

Условия безотзывного аккредитива считаются измененными или безотзывный аккредитив считается отмененным с момента получения исполняющим банком согласия получателя средств. Частичное принятие изменений условий безотзывного аккредитива получателем средств не допускается.

Безотзывный аккредитив по просьбе банка-эмитента может быть подтвержден исполняющим банком с принятием на себя обязательства, дополнительного к обязательству банка-эмитента, произвести платеж получателю средств по представлении им документов, соответствующих условиям аккредитива (подтвержденный аккредитив).

Аккредитив обладает определенными особенностями:

1) это - единственная форма расчетов, применяемая в нескольких видах;

2) только в рамках аккредитива предусматривается депонирование денежных средств на отдельном счете и их списание только на цели, предусмотренные в аккредитиве;

3) списание средств с аккредитива осуществляется против представления получателем средств в исполняющий банк подтверждающих документов;

4) аккредитив довольно формален. Осуществить списание средств с аккредитива и зачисление их на счет получателя средств кредитная организация вправе лишь при полном соответствии представленных последним подтверждающих документов.

Аккредитив наиболее соответствует интересам получателя средств, поскольку предоставляет ему дополнительную гарантию платежа. Для плательщика данная форма расчетов невыгодна, поскольку вынуждает осуществлять предварительное депонирование средств, их "блокировку".

Инициатором аккредитивной сделки выступает также плательщик, который направляет в обслуживающий его банк аккредитив, который практически представляет собой заявление о проведении платежа посредством аккредитива. Важнейшим его реквизитом является указание на перечень документов и требования, предъявляемые к документам, против которых будет произведен платеж по аккредитиву.

Банк-эмитент списывает средства с банковского счета клиента и депонирует их на отдельном счете с названием "Аккредитив". В соответствии с Положением Банка России N 2-П, банк-эмитент вправе сам выполнить аккредитивную сделку. Более того, он отвечает за надлежащее ее проведение. Вместе с тем, как правило, банковские операции по перечислению средств с "Аккредитива" на расчетный счет получателя средств осуществляются другим - исполняющим банком. После получения извещения об открытии в его пользу аккредитива получатель средств выполняет свои обязательства по основному договору (контракту), заключенному им с плательщиком средств, и направляет документы, подтверждающие указанные действия, в исполняющий банк. В свою очередь, исполняющий банк осуществляет формально-логический контроль поступивших документов, проверяя соответствие их действующему законодательству и условиям аккредитива. При полном соответствии вышеуказанным параметрам исполняющий банк списывает средства с "Аккредитива" и зачисляет их на банковский счет получателя средств.

Расчеты чеками в современном хозяйственном обороте довольно ограниченны.

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Маршрут платежа с использованием чеков "осложнен" необходимостью получения плательщиком чековой книжки.

С указанной целью плательщик обращается в обслуживающую его кредитную организацию, где составляет заявление на выдачу ему чековой книжки. Вместе с чековой книжкой, лимитированной на определенную денежную сумму, кредитная организация выдает плательщику идентификационную карточку, которая идентифицирует плательщика как владельца чековой книжки.

В дальнейшем, при возникновении необходимости рассчитаться за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, чекодатель передает чекодержателю заполненный на определенную сумму чек. Чекодержатель предъявляет чек к оплате, как правило, через обслуживающую его кредитную организацию. Указанная в чеке сумма списывается с банковского счета чекодателя и зачисляется на банковский счет чекодержателя.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются частью второй ГК РФ, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Чеки кредитных организаций не применяются для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России, но могут использоваться клиентами кредитной организации, выпускающей эти чеки, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений.

Такие чеки могут применяться в расчетах на основании договоров, заключаемых с клиентами, и межбанковских соглашений о расчетах чеками в соответствии с внутрибанковскими правилами проведения операций с чеками, разрабатываемыми кредитными организациями, определяющими порядок и условия использования чеков.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк).

Расчеты по инкассо - единственная форма расчетов, для применения которой используются два различных расчетных документа - платежное требование и инкассовое поручение.

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк, и применяется при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Оплата платежных требований может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без такового (в безакцептном порядке).

Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:

1) установленных законодательством;

2) предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание средств со счета плательщика без его распоряжения.

В платежном требовании, оплачиваемом с акцептом плательщика, в поле "условие оплаты" получатель средств проставляет "с акцептом"; в платежном требовании на безакцептное списание - "без акцепта", а также указывает дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право безакцептного списания. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. При отсутствии такого указания сроком для акцепта считается пять рабочих дней.

По общему правилу безакцептное списание денежных средств со счета в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании средств либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий его банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списание средств в безакцептном порядке, наименование товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также информацию об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания). Отсутствие условия о безакцептном списании средств в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к нему, а также отсутствие сведений о кредиторе и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта. Данное требование оплачивается в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней.

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции; а также для взыскания по исполнительным документам. Оплата инкассовых поручений производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке) с обязательным указанием в поле "назначение платежа" ссылки на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи). При взыскании средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдачи такого документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, вынесшего такое решение. Инкассовые поручения на взыскание средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа или его дубликата;

Наши рекомендации