Учреждение биржи и управление ею
. Биржа может учреждаться юридическими и (или) физическими лицами и подлежит государственной регистрации в установленном порядке.
2. В учреждении биржи не могут участвовать:
государственные органы и органы местного самоуправления;
(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 47-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление банковских операций;
страховые и инвестиционные компании и фонды;
общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды;
физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.
3. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать десяти процентов.
1. Биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основе лицензии, выдаваемой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 15.04.2006 N 47-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Биржа вправе подать заявление о предоставлении ей лицензии, если к моменту обращения сумма вкладов в уставный капитал составляет не менее пятидесяти процентов его объявленной суммы.
2. Лицензия на организацию биржевой торговли выдается бирже после установления соответствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли настоящему Закону и другим законодательным актам Российской Федерации, а также при условии соответствующего оформления документов и представления их в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков не позднее чем через два месяца со дня подачи заявления на получение лицензии.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций информацию, подтверждающую достоверность сведений, сообщаемых заявителем.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В случае отказа в выдаче лицензии биржа имеет право обратиться повторно в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков с заявлением о предоставлении ей лицензии, которое рассматривается в течение одного месяца со дня получения повторного заявления на выдачу лицензии.
(см. текст в предыдущей редакции)
Биржа вправе обжаловать в судебном порядке решение федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков об отказе в выдаче лицензии.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Порядок выдачи, аннулирования и приостановки действия лицензии определяется Положением о лицензировании товарных бирж, которое утверждается Правительством Российской Федерации.
Управление биржей, структура и функции органов управления строятся, как это принято в акционерных обществах. Высшим органом управления является общее собрание членов биржи, проводимое, как правило, один раз в год. Это как бы своего рода законодательный орган биржи, определяющий уставные формы и выносящий принципиальные решения в области биржевой деятельности. В функции собрания входит принятие устава и других учредительных документов, внесение в них изменений и дополнений, избрание биржевого совета, создание и закрытие филиалов, рассмотрение и утверждение годовых отчетов. Общее собрание призвано также определять цели и стратегию развития биржи. В дореволюционной России такие собрания именовали сходами биржевого общества.
Высшим исполнительным органом биржи является биржевой совет, именуемый также советом директоров (управляющих). Численность и персональный состав биржевого совета определяется общим собранием членов (акционеров) биржи. Биржевой совет собирается обычно не менее одного раза в месяц или даже еженедельно. Это контрольно-распорядительный орган, осуществляющий текущее управление делами биржи. Он имеет право решать любой вопрос, не входящий в исключительную компетенцию общего собрания, представляет и охраняет интересы всех членов — участников биржи.
К числу этих функций, непосредственно выполняемых биржевым советом, относятся подготовка материалов к проведению общего собрания членов биржи, руководство работой исполнительной дирекции, регулирование финансовых дел, установление временного режима работы биржи, проведение торгов, наблюдение за котировкой цен, организация отбора и регистрации брокеров и т. д. Решения биржевого совета по этому кругу функций обязательны для всех членов и работников биржи.
Для оперативного руководства повседневной административно-хозяйственной и коммерческо-финансовой деятельностью биржи совет назначает правление или исполнительную дирекцию. В функции этого органа входят организация исполнения решений биржевого совета, решение текущих проблем, возникающих в процессе деятельности биржи, налаживание взаимодействия между подразделениями, быстрое вмешательство при возникновении сбоев, повседневное регулирование биржевых процессов.
На крупных биржах при правлении создается дирекция. В этом случае правление может принять на себя часть функции биржевого совета, а дирекция занимается оперативными делами.
Структура органов оперативного управления обычно достаточно сложна. Прежде всего выделяются центральные, внутренние органы биржи и периферийные, внешние. Первые обычно расположены в самом здании биржи, представляют её основной рабочий аппарат, непосредственно организующий и проводящий торги, направляющий и оформляющий сделки. Периферийные органы в отличие от центральных выполняют не основные, а вспомогательные функции предпродажного и послепродажного сервиса, обслуживания клиентов биржи, продавцов и покупателей товара на местах. Они могут находиться в любом уголке страны, где возникает первичный спрос и предложение товара. Такие внешние органы представлены обычно местными отделениями, филиалами бирж и брокерских контор. Они работают на центральную биржу, собирают и принимают заказы на биржевое обслуживание. Работников таких периферийных отделений принято называть брокерами — приёмщиками заказов.
Остановимся на описании органов биржи и её участников. С этой целью выделим основные части, главные функциональные элементы биржи и охарактеризуем вкратце участников биржевых операций. Брокерские конторы и фирмы подают в торговую систему биржи заявки и способствуют их продвижению к источникам спроса (если это заявки на продажу) и предложения (если это заявки на покупку), то есть заключению сделок. Брокеры выступают в роли посредников между продавцом и покупателем товара, соединяющих их интересы, и одновременно в качестве полномочных представителей, действующих на бирже как доверенные лица владельцев реализуемого товара и его покупателей (слово «брокер» означает «посредник», «комиссионер», «оценщик»). Брокеры имеют свои стационарные места на бирже и являются неотъемлемой частью её структуры.
Лиц, занимающихся биржевым посредничеством от своего имени и за свой счёт, называют в отличие от брокеров дилерами (джобберами). Это физическое лицо или фирма, проводящие биржевые операции в роли участников сделок.
Биржевые комитеты (комиссии) выполняют определённый, заранее заданный круг функций подготовки и проведения биржевого процесса. Обычно в их число входят комитеты по правилам биржевой торговли, по стандартам и качеству, котировальный комитет, информационные биржевые службы. Это специальные подразделения бирж.
Комитет по правилам занят составлением новых правил и внесением изменений в действующие правила биржевой торговли, подготовкой типовых контрактов, контролем за соблюдением норм и правил, ознакомлением с правилами заинтересованных лиц.
Комитет по стандартам и качеству вырабатывает биржевые стандарты, осуществляет экспертизу качества товаров, представляемых на торги, готовит акты экспертизы.
Котировальный комитет, исходя из конъюнктуры рынка, ранее осуществлённых сделок, определяет средний уровень и соотношение цен на биржевые товары, то есть проводит котировку товаров. Одновременно он готовит биржевой бюллетень справочных цен. В нем публикуются данные о минимальных и максимальных значениях цен, по которым совершались сделки на бирже. Такой бюллетень служит весомым подспорьем для брокеров.
Информационные службы обеспечивают движение информации по каналам связи и информационный сервис в соответствии с принятым порядком и технологией проведения биржевого процесса. Сердцевину биржи представляет операционный зал, разделённый на специализированные торговые секции, каждая из которых занята совершением либо определённых видов торговых сделок, либо сделок по группам и видам товаров. На крупных биржах обычно имеется до пяти и более таких секций.
Окончательное соединение предложения о продаже и заявки на покупку происходит в так называемом биржевом кольце («биржевой яме»), играющем роль главной сцены. Сделки считаются биржевыми, если они заключены публично в пределах этой территории.
В биржевом кольце правит бал закон спроса и предложения, хотя он действует не совсем свободно. Цена складывается еще и в зависимости от индивидуальных позиций и оценок участников торга, в первую очередь брокеров-продавцов и брокеров-покупателей. Для фиксации и регистрации результатов сделок в структуре биржи выделяется регистрационное бюро (комитет). Основная функция его заключается в документальном закреплении текущей биржевой цены, на которую согласились обе стороны, участвующие в сделке. Для обеспечения денежных операций, сопутствующих сделке, требуемые расчеты проводит расчетная палата.
Наряду с этими основными элементами биржевых структур, характеризующих устройство биржи, в ее состав должна входить биржевая арбитражная комиссия. Она призвана разрешать конфликтные ситуации и тем самым обеспечивать правовой, юридический порядок.
Комиссия может направлять на биржи государственных комиссаров, имеющих право доступа к любой биржевой информации.