Государственное регулирование цен и тарифов
Государственное регулирование цен и тарифов представляет собой один из способов осуществления регулирования и контроля на ценовой политикой осуществляемой субъектами хозяйственной деятельности со стороны органов государственной власти и управления.
В соответствии со ст.394 ГК Республики Беларусь в предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» определяет ценообразование как процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования.
Под регулированием ценообразования понимается воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Государственное регулирование реализуется на основе двух форм регулирования: прямого (административного) и косвенного (через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики).
Субъектами государственного регулирования цен и тарифов являются:
· Президент Республики Беларусь, который определяет государственную политику в области ценообразования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь;
· Министерство экономики Республики Беларусь. При нем образован департамент ценовой политики с правами юридического лица, Положение о департаменте ценовой политики утверждено постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 16 августа 2002г. №194;
· другие республиканские органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием;
· областные и минский городской исполнительные и распорядительные органы.
Республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов) путем установления:
· фиксированных цен (тарифов);
· предельных цен (тарифов);
· предельных торговых надбавок (скидок) к ценам. Предельная торговая надбавка (скидка) – ограничение к регулируемой цене, устанавливаемое государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения;
· предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф). Предельный норматив рентабельности – устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах;
· порядка определения и применения цен (тарифов). «Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов» утверждено Министерством экономики Республики Беларусь 22 апреля 1999 г. №43;
· декларирования цен (тарифов). Декларирование цен (тарифов) – регистрация цен (тарифов) юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах, осуществляющих регулирование ценообразования.
Государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен (тарифов) исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном законодательством.
Биржи как субъекты хозяйственной деятельности.
Формирование оптового рынка означает, что деятельность биржи связана с товаром, определенным родовыми признаками, который реализуется партиями, т.е. оптом. Индивидуально-определенные вещи не могут быть предметом деятельности биржи и являться биржевым товаром. Обычно, биржевым товаром является сырье или сельскохозяйственная продукция, или другие товары.
Являясь носителем специальной хозяйственной компетенции, товарная биржа не в праве осуществлять деятельность, непосредственно не связанную с организацией и проведением биржевой торговли, а следовательно деятельность биржи является не коммерческой.
Соответственно, биржа – это организация, создаваемая специально и исключительно для того, чтобы быть местом сосредоточения оптовых сделок, которые бы отражали объективную цену биржевого товара на основе спроса и предложений.
Виды и функции бирж.
В рамках хозяйственного права изучается два вида бирж – товарные и фондовые биржи. Правовое регулирование деятельности бирж определены соответственно Законами Республики Беларусь «О товарных биржах» от 13 марта 1992г. (далее – Закон о товарных биржах) и «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992г. (далее – Закон о фондовых биржах). Так как биржи являются юридическими лицами, соответственно их деятельность и порядок образования, регулируется нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственность и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992г. и иным законодательством.
В соответствие со ст.1 Закона Республики Беларусь «О товарных биржах» под товарной биржей понимается добровольное объединение юридических и (или) физических лиц для гласных публичных торгов товарами в определенном месте, в определенное время и по заранее установленным правилам.
Товарная биржа является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность, включая внешнеэкономическую, на основе хозяйственной самостоятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом.
Целью деятельности товарной биржи является: создание условий для проведения биржевых торгов; регистрация биржевых сделок; выявление спроса и предложения товаров; котировка и ее публикация; изучение факторов, влияющих на динамику биржевых цен; формирование биржевой инфраструктуры (ст.3 Закона о товарных биржах). Из этого следует, что основная цель деятельности биржи заключается в организации и регулировании биржевой торговли. Под регулированием деятельности биржи, понимается создание и поддержание на бирже обстановки, исключающей воздействие случайных причин, влияющих на ценообразование, искусственное завышение или занижение цен с помощью сговора или распространения ложных слухов и др. Упоминание о регулировании не означает какого-либо административного вмешательства в торговлю на бирже. Каждая биржа самостоятельно регламентирует способы ее деятельности, чем повышает рентабельность и стоимость своих акций.
Квалифицирующим признаком биржи является гласность и публичность проводимых торгов, которые дают ей возможность отражать действительно объективные затраты денежных средств и труда на производимый товар, но и выполнять функцию котировки цен, то есть установления цены на данный товар, в данное время, с учетом всех факторов, влияющих на этот уровень.
В соответствии со ст.5 Закона о товарных биржах, товарная биржа может создаваться в любой организационно-правовой форме предусмотренной Гражданским кодексом Республики Беларусь. Обычно, биржа создается в форме акционерного общества открытого или закрытого типа. Учредителями товарной биржи могут являться юридические и (или) физические лица. Суммарная доля иностранных учредителей биржи не должна превышать 25% уставного капитала. Органы государственной власти и управления, прокуратуры и суда, их должностные лица и специалисты, а также органы общественных объединений, преследующие политические цели не могут быть как членами биржи, так и учредителями. Создание биржи как юридического лица осуществляется в обычном порядке, в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В соответствии с Приказом Белорусского концерна по материальным ресурсам от 1 октября 1993г. №37 «О порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности товарных бирж, проведения ярмарок, аукционов на территории Республики Беларусь», деятельность товарных бирж осуществляется на основе лицензии, выданной уполномоченным на то государственным органом. Особенностью создания биржи является то, что доля каждого учредителя и членов биржи, не может превышать 10% уставного капитала биржи.
Биржа действует на основании устава, который должен соответствовать требованиям, предъявляемым ст.48 Гражданского Кодекса Республики Беларусь. Устав товарной биржи наряду с требованиями, которые содержаться в уставе юридического лица, должен определять: размер уставного фонда биржи; порядок принятия правил биржевой торговли; порядок приема в члены биржи, приостановления, прекращение членства на барже, их права и обязанности, имущественную ответственность по обязательствам биржи; порядок образования арбитражной комиссии.
Перечень и порядок формирования имущественных фондов и распределения прибыли определяется собранием членов биржи в соответствии с уставом. Высшим руководящим органом биржи, осуществляющим ее хозяйственную компетенцию, является собрание членов биржи. Членство на бирже формируется за счет участия в формировании уставного капитала или внесения членских взносов в имущество биржи. Членство подтверждается свидетельством, выдаваемым биржей.
Внутренним документом биржи, принимаемым членами биржи, являются Правила биржевой торговли, которые содержат: перечень видов биржевых сделок; порядок проведения торгов; порядок заключения, регистрации и оформления биржевых сделок; регламент работы биржи; порядок участия в биржевых торгах членов биржи и посетителей торгов; санкции за нарушение правил биржевой торговли и другие положения.
Важно иметь ввиду, что в отличии от обычных акционеров акционерного общества, акционеры (учредители) биржи, могут участвовать не только в формировании уставного капитала, распределения дивидендов, управлении биржей, но и являться членами биржи на торгах проводимых биржей.