Раздел4. Особые режимы налогообложения. Налогообложение отдельных категорий плательщиков

Особые режимы налогообложения:налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог с ИП и иных физ. лиц, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности, налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр, сбор за осуществление ремесленной деятельности, сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

1.Особенности применения упрощенной системы налогообложения.

Плательщики: организации и индивид. предприниматели, перешедшие на применение такой системы.

1. Применять упрощенную систему вправе при одновременном соблюдении критериев средней численности работников и валовой выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение, организации с численностью работников в среднем за указанный период не более 100 человек, индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки составляет не более10 300 000 000 белорусских рублей.

3. Для организаций и ИП, применяющих упрощенную систему, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты:

3.1. налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию РБ;

3.2. государственной пошлины;

3.3. патентных пошлин;

3.4. консульского сбора;

3.5. оффшорного сбора;

3.6. гербового сбора;

3.8. сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования РБ;

3.10. налога на прибыль в отношении:

дивидендов и приравненных к ним доходов;

прибыли, полученной от реализации (погашения) ценных бумаг, при условии ведения раздельного учета выручки (дохода) и затрат по реализации (погашению) ценных бумаг, а также выручки (дохода) и затрат по другим видам деятельности. При отсутствии раздельного учета выручка от реализации (погашения) ценных бумаг включается в налоговую базу для исчисления и уплаты налога при упрощенной системе;

3.11. обязательных страховых взносов и иных платежей в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты РБ;

3.12. налога на добавленную стоимость, за исключением организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 50 человек и индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 9 400 000 000 бел. рублей;

3.13. налога на недвижимость со стоимости принадлежащих индивидуальным предпринимателям зданий и сооружений (их частей), не используемых в предпринимательской деятельности;

3.14. земельного налога, арендной платы за землю, налога на недвижимость для некоммерческих организаций (за исключением республиканских государственно-общественных объединений).

5. Не вправе применять упрощенную систему:

5.1. организации и индивидуальные предприниматели:

5.1.1. производящие подакцизные товары;

5.1.2. производящие и (или) реализующие (в том числе по договорам поручения, комиссии, консигнации и иным аналогичным гражданско-правовым договорам) ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;

5.1.4. осуществляющие:

лотерейную деятельность;

туристическую деятельность;

профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы;

деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон или Парка высоких технологий;

деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;

5.2. организации, осуществляющие:

5.2.1. риэлтерскую деятельность;

5.2.2. страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, страховые брокеры, объединения страховщиков);

5.2.3. банковскую деятельность (банки);

5.3. организации, производящие на территории РБ с/х продукцию и уплачивающие единый налог для производителей с/х продукции;

5.4. ИП в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физ. лиц.

6. Применение организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы прекращается, и они осуществляют исчисление и уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет либо государственные внебюджетные фонды, арендной платы за землю в общем порядке начиная с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором:

6.1. численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно, определенная в соответствии с частью второй пункта 1 настоящей статьи, превысила 100 человек;

6.2. валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года превысила 13700000000 бел. рублях;

6.3. ими принято решение об отказе от применения упрощенной системы;

6.4. при применении упрощенной системы без уплаты налога на добавленную стоимость численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно превысила 50 человек и (или) валовая выручка организаций и индивидуальных предпринимателей нарастающим итогом в течение календарного года составила более 9 400 000 000 бел. рублей. Такие организации и индивидуальные предприниматели также вправе перейти на применение упрощенной системы с использованием в качестве налоговой базы валовой выручки с уплатой налога на добавленную стоимость.

1. Организации и ИП имеют право на применение упрощенной системы с начала календарного года.

Организации и индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию в году, в котором они претендуют на применение упрощенной системы, вправе применять упрощенную систему начиная со дня их государственной регистрации при условии, если списочная численность работников организации не превышает 100 человек.

2. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему, должны с 1 октября по 31декабря года, предшествующего году, в котором они претендуют на применение упрощенной системы, представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление о переходе на упрощенную систему, содержащее информацию о размере валовой выручки за первые девять месяцев текущего года, численности работников организации в среднем за этот период,

Организации, применяющие упрощенную систему со дня гос. регистрации, определяют численность работников в году гос. регистрации в среднем за период с 1-го числа месяца применения упрощенной системы по отчетный период включительно.

Объект:валовая выручка.

Налоговая база:денежное выражение валовой выручки, определяемой как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями и ИП от реализации товаров (р.у.), имущественных прав, и внереализационных доходов.

Ставки:

5% – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;

3% – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость;

3% - для осуществляющих розничную торговлю и не уплачивающих налог на добавленную стоимость организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и ИП, валовая выручка которых нарастающим итогом с начала года составляет не более 4100000000 белорусских рублей в отношении выручки от реализации в розничной торговле приобретенных товаров.

Налоговым периодом налога при упрощенной системе признается календарный год.

Отчетным периодом по налогу при упрощенной системе признается:

календарный месяц – для организаций и ИП, применяющих упрощенную систему с уплатой НДС ежемесячно;

календарный квартал – для организаций и ИП, применяющих упрощенную систему без уплаты НДС либо с уплатой НДС ежеквартально.

Сумма налога при упрощенной системе исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога.

Отчетность: Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе.

Уплата налога при упрощенной системе производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Наши рекомендации