Уличное образование против школьного

Знатокам восточных боевых искусств известна одна лю­бопытная пословица: «Кубок, который наполнен, беспо­лезен. Но когда кубок пуст, его можно чем-то напол­нить и пустить в ход». Это также верно, когда мы гово­рим о предпринимателях.

Всем нам доводилось слышать, как некоторые люди говорят: «О, я все это уже знаю!» Такие слова произносит человек, чей кубок полон, то есть тот, кто так говорит, считает, что знает все ответы на все вопросы. Но насто­ящие предприниматели не могут позволить себе заранее знать ответы. Они понимают, что знать все ответы не­возможно, что для того, чтобы добиться успеха, их кубок должен быть всегда пуст.

Для достижения успеха наемные работники должны знать правильные ответы, иначе они не продвинутся по службе или даже будут уволены. Но предприниматели не должны знать все ответы. Все, что им следует знать, — это кому позвонить, а остальное — дело советчиков.

Наемные работники учатся, чтобы стать специали­стами. Попросту говоря, специалист — это человек, ко­торый знает многое о немногом. Можно сказать, что его кубок наполнен до краев.

Предприниматель же должен быть обобщистом. Ина­че говоря, он должен знать обо всем понемногу. Его ку­бок должен быть пуст.

Дети идут учиться, чтобы стать специалистами. В школе их должны научить тому, как стать бухгалтера­ми, юристами, секретарями, медсестрами, врачами, ин­женерами, программистами и т. д. В скором времени они будут знать очень много о немногом. Считается, что чем больше человек углубляется в свою специальность, тем больше он сможет заработать денег, — или, по край­ней мере, многие надеются, что это именно так.

Однако в отношении предпринимателей все обстоит совсем по-другому. Они должны знать обо всем понемно­гу: о ведении бухгалтерского учета, о законах, об инженер­ном деле, функционировании систем бизнеса, страхова­нии, проектировании продукции, финансах, инвестиро­вании, работе с подчиненными, маркетинге, ораторском искусстве, умении делать займы и о том, как вести дела с людьми, получившими подготовку в качестве специа­листов самого разного профиля. Настоящие бизнесмены знают, что существует столько вещей, о которых нужно хоть что-то знать, и столько всего, чего они совершенно не знают, что они просто не могут позволить себе такую роскошь — быть узкими специалистами в какой-то од­ной области. Их кубок должен быть постоянно пуст. Они всегда должны быть готовы чему-то научиться.

Учеба никогда не кончается

Все это подводит нас к мысли, что предприниматель должен стараться всю жизнь быть учеником. Я сам, как только пересек границу, отделяющую наемного служа­щего от предпринимателя, тотчас же снова стал учени­ком — начался процесс моего реального образования.

Очень скоро я научился заглядывать в каждую книгу, которая попадала мне в руки и имела хотя бы какое-то отношение к бизнесу, просматривать все финансовые газеты, посещать семинары... Я понял, что не знаю всех ответов, что должен изучить множество вопросов — и при­том быстро. Сейчас я чувствую то же самое. Я знаю, что мое образование как предпринимателя никогда не за­кончится. Я всегда буду учеником в этой школе, и послед­ний звонок не прозвенит для меня никогда. Другими словами, когда я непосредственно не занят работой, я все время читаю, учусь, а затем стараюсь применить в своей работе то, что узнал.

За те годы, что я занимаюсь бизнесом, постоянное учение, а затем процесс применения на деле полученных знаний стали одной из моих самых устойчивых и полез­ных привычек. Я уже говорил вам, что не являюсь при­рожденным предпринимателем, как некоторые мои дру­зья. Но все случилось, как в притче о зайце и черепахе: я, подобно черепахе, медленно, но верно, все шел и шел вперед, и постепенно догнал, а затем и перегнал некото­рых моих знакомых, кубки которых после того, как они достигли первого успеха, наполнились до краев и стали мешать им продвигаться вперед. Для истинного же пред­принимателя нет последнего звонка — он учится всю свою жизнь.

Сверхспециализация

Следующий рисунок заимствован из книги «Квадрант денежного потока», второй по счету книги из серии «Бо­гатый Папа».

 
  Уличное образование против школьного - student2.ru

Буква Р обозначает работающих по найму.

Буква С обозначает тех, кто сам обеспечивает себя работой, представителей малого бизнеса или специалистов

Буква Б обозначает владельцев собственного бизнеса, то есть тех, у кого под началом находятся 500 или более наемных работников.

Буква И обозначает инвесторов.

Одна из причин, почему так много предпринимате­лей находятся в квадранте С, а не Б состоит в том, что они слишком много значения придают узкой специали­зации.

Например, врачи, имеющие частную практику, вы­ступают фактически как предприниматели, но им очень трудно перейти из квадранта С в квадрант Б. Все дело в том, что то обучение, которое они прошли, делает их очень узкими специалистами — их кубок уже наполнен. А для того чтобы перейти из квадранта С в квадрант Б,
необходимо иметь значительно более широкие знания и навыки и всегда держать свой кубок пустым. И вот еще на что необходимо обратить внимание, когда смотришь на квадрант денежного потока. Одна из причин, почему богатый папа советовал мне стать предпринимателем из квадранта Б или И, состояла в том, что налоговое зако­нодательство наиболее благоприятно именно для пред­ставителей этих квадрантов. Законы налогообложения далеко не так благоволят наемным работникам и мел­ким предпринимателям — представителям квадрантов Р и С. Налоговый кодекс обеспечивает очень солидные стимулы или, образно выражаясь, лазейки для тех, кто имеет большое число наемных служащих и находится в квадранте Б, или для тех, кто инвестирует деньги в раз­личные проекты, которые поддерживает правительство, например в строительство жилья для малообеспеченных слоев населения. Так что вывод один.— размер налога разный для представителей каждого из квадрантов.

В данной книге мы коснемся различий между от­дельными квадрантами и того, как предприниматели могут переходить из одного квадранта в другой, особен­но из квадранта С в квадрант Б.

Список различий

Перед тем как уйти со своего нынешнего рабочего мес­та, каждому человеку нужно решить, действительно ли он хочет превратиться из наемного работника в самосто­ятельного бизнесмена. Это превращение, или метамор­фоза, потребует изменения некоторых следующих харак­терных черт:

1. Способности заменить философию защищенности на философию свободы.

2. Способности научиться работать без денег.

3. Способности действовать, не поднимая вопрос о защищенности.

4. Способности сосредоточиваться на благоприятных возможностях, а не на имеющихся ресурсах.

5. Умения менять стиль управления, чтобы руково­дить разными людьми.

6. Способности управлять людьми и ресурсами, ко­торые не находятся под вашим контролем.

7. Способности ориентироваться на команду и цен­ности, а не на зарплату и продвижение по службе.

8. Способности учиться на протяжении всей жизни.

9. Желания узнать понемногу обо всем, а не много по одному вопросу.

10. Смелости — чтобы взять на себя полную ответ­ственность за тот бизнес, который вы ведете.

Подумайте о том, что крестьяне — наши предки и, может быть, первые в мире предприниматели — должны были развивать в себе большую часть названных черт, если они хотели и дальше вести и расширять свое хозяй­ство. Они должны были весной засеять поле, чтобы иметь возможность осенью собрать урожай. Они должны были надеяться, что погода будет благоприятной и что вреди­тели не обрушатся на их урожай, а болезни минуют их семью во время долгой суровой зимы. Богатый папа ча­сто говорил по этому поводу: «Если ты обладаешь упор­ством и установками разума, характерными для фермера, то сможешь стать прекрасным предпринимателем».

Наши рекомендации