Понятие предпринимательской организации и факторы, влияющие на ее создание
Российская экономика в данный момент находится на повороте двух экономических стратегий, организаций:
первая – это семидесятилетняя эпоха страны в образе командно-административной системы, с четким разделением властей, деспотичной организацией со стороны верхних эшелонов власти и с установленными планами выпуска продукции для всех предприятий;
вторая – это многовековая история России с экономикой, близкой к рыночной.
В настоящее время, как нельзя кстати, нужна эффективная организация предприятий. Проводимые в нашей стране реформы направлены на интеграцию народного хозяйства Российской Федерации в мировую экономику. В настоящее время России приходится далеко непросто, так как нет достаточного опыта работы на мировом рынке, поэтому трудно бороться против развитой западной конкуренции, тем более, все это сопровождается внутренними эксцессами. Для того чтобы занять в мировом сообществе достойное место, необходимо соблюдение двух главных условий:
во-первых, в основу реформ должны быть положены принципы и механизмы, господствующие в мировом экономическом сообществе;
во-вторых, при проведении реформ должны быть учтены особенности предшествующего развития и современного состояния экономики страны, русский менталитет и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода преобразований и другие факторы и условия, формирующие развитие страны.
Система взглядов, в течение 70 лет определявшая развитие теории и практики управления, сформировалась под воздействием марксистской парадигмы экономического развития. В этой системе было множество недостатков: централизация управления, моноцентрической системы хозяйствования, прямого управления предприятиями со стороны государства, ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий, жесткой системы распределения и связей между предприятиями. Эта система взглядов находила отражение в теоретических разработках и практике управления социалистическим производством. Управление экономикой СССР было построено по типу одной большой фабрики с подразделениями и филиалами по всей огромной территории – колоссальная бюрократизация и командно-административный характер системы управления, с которой общество и подошло к началу экономических реформ.
К настоящему времени формируется и уже частично образована система взглядов на управление в переходный период, которая в большей степени заимствована у наших западных коллег (конкурентов) и вероятно станет новой парадигмой управления в России.
В настоящее время требуется гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанных на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов. Необходимость такого подхода вызывается тем, что движение к рынку – это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство. Известно, что рынок не способен решить многих проблем, связанных с нуждами всего общества, социальным единством страны, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных программ и т.д. Государству целесообразно регулировать рынок путем проведения определенной государственной протекционистской политики, однако на него возлагается задача заполнения внерыночных зон хозяйствования, к которым относятся: экологическая безопасность, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация классового антагонизма и т.д.
Понятие предпринимательской организации. Слово "организация", восходящее к греческому "органон" – "инструмент" или "орудие", в русский язык попало через французский, где основным его значением было "устройство". С управленческой точки зрения под предпринимательской организацией прежде всего понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом ради достижения общей цели с помощью различных вещественных, правовых, экономических и иных условий. Вместе люди и условия их деятельности образуют то, что называется организационной структурой. Кроме того, организацией также называют действия людей, направленные на создание структуры и обеспечение необходимых предпосылок ее функционирования и обновления.
Предпринимательская организация как структура характеризуется рядом основополагающих признаков, первым из которых является наличие цели, стоящей перед ней. Цель придает смысл существованию организации, определенность и направленность действиям ее членов, сплачивает и объединяет их в повседневной жизни, служит ориентиром для их личных задач. Вторым признаком организации можно считать наличие в ней некоторого числа участников, которые, дополняя друг друга, обеспечивают реализацию ее цели.
Такое единство действий членов предпринимательской организации достигается наличием внутреннего координирующего центра (в крупных организациях центров может быть несколько, один их которых – главный, а остальные как бы периферийные, подчиняющиеся ему). Центр придает стабильность организации, равновесие внутренним и внешним процессам, что представляется важным условием ее нормального функционирования и развития; существование центра представляет собой ее третий важнейший признак.
Четвертым признаком организации является координация всех внутренних процессов в ней на основе принципа саморегулирования.
Суть саморегулирования состоит в том, что организационный центр на основе имеющейся информации самостоятельно принимает решения, касающиеся внутренней жизни организации, и координирует действия ее членов.
Пятым признаком организации можно считать ее обособленность, наличие границ, отделяющих ее от внешнего окружения, в том числе от других организаций.
Шестой признак – организационная культура, представляющая собой совокупность норм поведения, традиций, символов, словом, всего того, что отличает данную организацию от других. Организационная культура формируется постепенно, и в этот процесс вносит вклад каждый из членов организации. В то же время, посредством целенаправленного воспитания и обучения она прививается новичкам, обогащаясь одновременно теми полезными для организации элементами, которые они с собой приносят.
Факторы, влияющие на организацию. Лицо любой предпринимательской организации определяется несколькими группами переменных факторов.
Из первичных факторов главным на сегодняшний день является внешняя среда, во многом определяющая границы организации, ее структуру, особенности внутренних процессов, взаимоотношения между людьми. Организация постоянно приспосабливается к среде, оценивает по ее реакции успешность своих действий.
Другим первичным фактором является среда внутренняя. Ее образует совокупность средств производства, персонал с его культурными традициями, ценностями, производственные и информационные процессы, взаимоотношения в коллективе.
Внутренняя и внешняя среда во многом задают организационные цели, но в окончательном варианте последние формулируются стратегическим выбором руководства, часто носящем субъективный характер. Цели оказывают обратное воздействие на организацию и особенности ее построения и функционирования.
К факторам, влияющим на организацию, можно отнести внутреннюю расстановку сил, политику руководства по отношению к различным сторонам ее жизни: персоналу, нововведениям, мотивации и пр.
Жизнь организации подчиняется определенным законам, основным из которых принято считать закон синергии, гласящий, что свойства и возможности организации как единого целого превышают сумму свойств и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимодополнением, взаимоподдержкой, взаимовлиянием. Реальный выигрыш от такого объединения перекрывает для его участников потери от ограничения организацией их самостоятельности, иначе бы смысла в существовании организации не было.
Второй закон организации заключается в параллельности осуществления в ее рамках таких противоположно направленных процессов, как разделение, дифференциация, специализация функций, реализуемых ее элементами, с одной стороны, и их объединение, универсализация – с другой. В итоге увеличиваются потенциальные возможности и элементов как таковых и результата их взаимодействия в виде потенциала организации в целом.
Третий закон организации требует сохранения пропорциональности между ней и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовать потенциал, которым они обладают.
Четвертый закон организации получил название закона композиции. Его суть состоит в том, что функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию, являются ее подцелями.
Пятый закон организации – это закон самосохранения, предполагающий, что любая организация, равно как ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое. Это требует соблюдения ряда условий, в частности, недопущения серьезных потрясений, которые могут привести к потере организационной устойчивости; сохранения внутреннего единства и внешних границ; расширения сферы деятельности; экономии находящихся в распоряжении ресурсов. Таким образом, самосохранение организации обеспечивается за счет сочетания двух противоположных организационных начал: стабильности и развития. В организациях, естественным или искусственным образом исключенных из конкурентной Среды, например в монополиях, стабильное начало обычно берет верх, что приводит в конечном итоге к застою и бюрократизации.
Шестой закон организации утверждает, что порядок определяется уровнем информированности ее членов.
Седьмой закон организации – закон онтогенеза – говорит о том, что любая организация в рамках своего жизненного цикла последовательно проходит три фазы: становление, развитие, угасание. Задача ее руководства состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочивании третьей.
Миссия организации.Одной из главных задач предпринимательства является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики. В результате разгосударствления и демонополизации, законодательного закрепления многообразия форм собственности, децентрализации и регионализации управления экономикой в ней с каждым годом увеличивается число вновь образуемых объектов управления. Каждый из них начинает свой жизненный цикл со стадии создания, на которой, прежде всего, определяются цели и задачи организации, ее специализация, размеры, ресурсы, рынки потребителей продукции или услуг и т.д. Те же задачи должны постоянно решать и действующие самостоятельные хозяйствующие субъекты и несущие всю полноту ответственности за результаты.
В прежних условиях хозяйствования наши предприятия не определили свою миссию, так как при централизованном управлении цели и задачи каждого управляемого объекта устанавливались и жестко диктовались сверху. Как правило, они раскрывались через систему плановых заданий и показателей использования выделенных центральными органами ресурсов. Сейчас вступающие в силу законы рыночной экономики требуют определенных правил поведения хозяйствующих субъектов. Среди них – обнародование миссии организации, дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников общества в целом.
Наукой управления не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировании миссии. Поэтому существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и к ее содержанию, отражающие оценку роли и значения организации, в первую очередь, со стороны руководителей, принимающих решения.
Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель предпринимательской организации? На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причем не только в настоящее время, но и в перспективе. В качестве примера можно привести формулировку миссии компании "Форд" – как предоставление людям дешевого транспорта. В ней четко обозначена область деятельности компании – транспорт, потребители продукции – люди, а также ориентация на широкий круг потребителей. Такая формулировка миссии способна оказать решающее влияние на стратегию и тактику всей деятельности компании.
Пример другого подхода к формулированию миссии как философии компании приведен ниже. Здесь в центре внимания находится управление качеством – понятие, которое раскрывается с самых разных сторон, давая представление о компании, ее продукции, стиле руководства и организации менеджмента, характере работы и отношений между людьми.
Философия предпринимательства. Достижение высокого мастерства во всех сферах – в наших целях, продукции, услугах, людях и нашем стиле жизни.
Цель – стать высокотехнологичной организацией, обеспечивающей 20% прибыли на вложенные активы.
Качество – неотъемлемая часть нашей продукции, нашего рабочего окружения и людей.
Профессиональный менеджмент предпринимательства, полное доверие людям, поддержка творчества и обоснованного риска.
Принятие управленческих решений менеджерами предпринимательской организации всех уровней при четко определенных полномочиях и ответственности.
Честность и открытость, работа в единой команде, свободный обмен информацией.
И, наконец, чтобы люди имели возможность сказать, что данная организация – это превосходное место для работы и что она поддерживает и признает индивидуальные достижения.