Видение участниками разработки стратегии перспектив социально-экономического развития Гатчинского муниципального района
В рамках анкетирования сотрудников структурных подразделений Администрации Гатчинского муниципального района и представителей органов местного самоуправления городских и сельских поселений было предложено выбрать наиболее верные по их мнению варианты ответов по определению приоритетной экономической специализации. Результаты ответов представлены в виде рейтингов в табл. 38-39.
Таблица 38.
Рейтинг отраслей экономики, которые по мнению сотрудников администрации ГМР должны получить поддержку развития и стать основными точками роста Гатчинского муниципального района
Наименование | Место в рейтинге |
Сфера отдыха и туризма | |
Инновационный и научно-образовательный комплекс | |
Транспортно-логистический комплекс | |
Сельскохозяйственный комплекс | |
Сфера рекреации и развития малоэтажного (в том числе сезонного) жилищного строительства | |
Промышленные производства | |
Прочие (переработка отходов) |
Таблица 39.
Рейтинг экономических и инфраструктурных факторов и условий, который могли бы наиболее эффективно способствовать социально-экономическому развитию Гатчинского муниципального района по мнению (опыту) сотрудников администрации ГМР
Наименование | Место в рейтинге |
Развитие образовательной и научной базы, реализация проектов по повышению инновационной составляющей экономического комплекса, развитие в Гатчине инфраструктуры наукограда | |
Реализация крупных региональных и федеральных инвестиционных проектов по строительству объектов транспортной инфраструктуры на территории Гатчинского муниципального района | |
Развитие качества социальной сферы и повышение уровня жизни населения района окажет положительное влияние на экономику, в том числе развитие муниципально-частного партнерства с крупным и малым бизнесом в сфере комплексного жилищного строительства | |
Инфраструктурная подготовка свободных инвестиционных площадок для потенциальных инвесторов (в том числе в депрессивных поселениях) | |
Поддержка культурно-массовых мероприятий в сфере отдыха и туризма, активное брендирование и продвижение тур-продукта ГМР | |
Субсидирование и информационная поддержка потенциально перспективных проектов малого бизнеса и сельскохозяйственного комплекса | |
Поддержка местных производителей сельхозпродукции | |
Реализация частных инвестиционных проектов по строительству крупных рекреационно-спортивных объектов, развитию рекреационных зон на территории ГМР | |
Повышение инвестиционной привлекательности территории ГМР путем развития информационных ресурсов (создание инвестиционного сайта ГМР с информацией о свободных площадках и пр. информацией для потенциальных инвесторов), активизация участия в международных форумах, выставках с продвижением продукции предприятий ГМР | |
Другое (увеличение финансирования для проведения районных конкурсов профессионального мастерства, подготовка команд для участия в областных конкурсах) |
Поступили следующие предложения от структурных подразделений администрации Гатчинского муниципального района по основным направлениям развития муниципально-частного партнерства:
§ Развитие сотрудничества в сфере предоставления услуг населению, в том числе в сфере социального обслуживания, открытие дошкольных образовательных учреждений, организация платных образовательных услуг и развитие школьного туризма, в сфере потребительского рынка со странами СНГ, содействие в организации ярмарок и других услуг;
§ Создание и развитие современного Информационно-туристического центра с открытием при центре магазина сувенирной продукции, изделий местных мастеров декоративно-прикладного творчества и выставкой-продажей работ гатчинских художников;
§ Улучшение экологической ситуации, в том числе очистка водоемов Гатчинского муниципального района, ликвидация крупных несанкционированных свалок отходов.
Ряд представителей органов местного самоуправления городских и сельских поселений выполнили и утвердили документы комплексного стратегического развития на долгосрочный период (Стратегический план социально-экономического развития или Концепция или Стратегия социально-экономического развития), кроме почти у всех муниципальных образований разработаны инвестиционные паспорта. В своем развитии органы местного самоуправления преимущественно опираются на обязательные прогнозные документы с периодом прогнозирования 1-3 года:
§ Основные показатели прогноза социально-экономического развития на 3 года;
§ Основные направления бюджетной и налоговой политики на 3 года;
§ Муниципальная программа «социально-экономическое развитие» на 1 год.
Органам местного самоуправления было предложено оценить ресурсный потенциал территории поселения для экономического развития (из предложенных вариантов). Кроме основных сфер экономики в число ответов был включен пункт «наличие крупных и средних предприятий» как локомотив перспективного экономического роста. Данный пункт не был отмечен рядом поселений, не смотря на наличие у них таких объектов в сфере сельского хозяйства и обрабатывающих производств, и только в одном Пудомягском сельском поселении при этом ответе отметили проблему: «предприятия, расположенные на территории МО, зарегистрированы и платят налоги за его пределами». Также можно сделать вывод, что наличие мест приложения труда и градообразующего предприятия пока не оценивается органами местного самоуправления как ресурс развития.
По оценке собственного ресурсного потенциала для социально-экономического развития не все сельские поселения отметили сельское хозяйство, в котором, возможно, не видят особых перспектив развития, не смотря на то, что развитие данного вида деятельности для сельской местности носит социальную значимость. Это может также быть связано с более узким видением отдельными органами местного самоуправления вопросов развития в рамках своего поселения, в связи с чем вопросы поддержки развития сельскохозяйственного комплекса они могли отнести к уровню муниципального района. Наиболее популярными видами деятельности отмечены развитие отдыха и туризма, придорожного сервиса и услуг, а также промышленности (для развития которой отмечается недостаточный уровень развития инженерной инфраструктуры). К вопросу с выбором перспектив развития (из предложенного списка вариантов) органы местного самоуправления отнеслись осторожно и практически оставили без ответа. Можно сделать вывод о том, что стратегическое видение развития территории недостаточно развито, основные усилия уделяются к решению текущих проблем.