Инвестиционные компании

Инвестиционные оффшорные компании часто используются для инвестиционной деятельности с последующим аккумулированием доходов. Так же как оншорная компания может инвестировать в ценные бумаги, акции, собственность или продукцию, так же может и оффшорная компания. Единственная разница в том, что оффшорная компания не должна платить налог на прибыль или возмещать накопленные задолженности при передаче компании бенефициару.

Во многих юрисдикциях взимается подоходный налог на прибыль, полученную за пределами юрисдикции, но при грамотном использовании соглашений об избежании двойного налогообложения можно значительно уменьшить или даже исключить налог на инвестиционный доход. Создание оффшорной компании и ее попадание под минимальные налоговые обязательства дает возможность инвестору осуществлять инвестиционную деятельность в странах с высокой налоговой ставкой.

В некоторых странах процент от необлагаемых налогом облигаций или банковских депозитов выплачивается полностью – это также может быть успешно интегрировано в систему налогового планирования. В определенных ситуациях процент может быть увеличен без снижения доходов. В ряде юрисдикций налог на наследство и налог на прирост капитала не взимаются.

Важным моментом использования оффшорной компании является конфиденциальность, т.е. невозможность установления личности конечного бенефициара компании. Сохранность частной информации гарантирована существующим законодательством оффшорных зон.

61) Банковское, товарное и коммерческое кредитование хозяйствующих субъектов.

Коммерческий кредит может снизить эффективность банковских кредитных отношений, поскольку предприятие-покупатель может получить возможность отсрочки платежа за полученные товары у поставщика. При этом если банки ужесточат режим учета векселей, то это будет сопровождаться сокращением срока коммерческого кредита, но не отказом от него.

Коммерческий кредит способствует перераспределению капиталов между предприятиями и отраслями. Выполняя перераспределительную функцию, он может в известной мере заменять банковский кредит. При этом поставщики-кредиторы имеют более легкий доступ к банковским ресурсам, чем заемщик, находящийся в затруднительном финансовом положении.

Достоинствами коммерческого кредита являются[8]:

- оперативность предоставления средств в товарной форме;

- техническая простота оформления; активизация механизмов мобилизации свободных товарных ресурсов и их перераспределения;

- расширение возможности маневрирования оборотными средствами предприятий;

- оказание предприятиями финансовой поддержки друг другу;

- развитие рынка ссудного капитала.

Вексельное обращение уменьшает количество необходимых для оборота денежных средств и потребность в прямых банковских кредитах. Один и тот же вексель может обслуживать несколько торговых сделок, прежде чем будет предъявлен к учету, а во многих случаях может не предъявляться к учету вообще.

Коммерческий кредит имеет недостатки[9]:

- ограниченность направлений во времени, размерах;

- иногда вынужденный со стороны поставщика характер отсрочки платежа в связи с финансовым положением покупателей;

- риск для поставщика, сильное влияние со стороны банковской сферы при учете векселей.

Предоставление коммерческого кредита может привести к изменениям темпов инфляции, так как замедляется скорость обращения денежной единицы в результате отсрочки платежа. Кроме того, учет векселей в банках может привести к росту денежной массы, что неизбежно при коммерческом кредите.

Товарный кредит – это кредит, предоставляемый предприятиями, фирмами и другими хозяйственными субъектами друг другу. Кредит предоставляется в товарной форме, прежде всего путем отсрочки платежа.

Товарный кредит предназначен для кратковременного финансирования торговых операций. Как правило, основной гарантией данного вида кредита служит товар, являющийся объектом сделки.

Товарный кредит предлагает новые возможности, в первую очередь, для следующих групп клиентов[10]:

- предприятия, занимающиеся оптовой торговлей (в том числе транзитом);

- производственные объединения, ориентированные на экспорт.

В большинстве случаев товарный кредит оформляется векселем. Вексель – это ценная бумага, представляющая собой безусловное денежное обязательство векселедержателя уплатить по наступлению срока определенную сумму денег владельцу векселя.

Цель товарного кредита – ускорить реализацию товаров и получение заключенной в них прибыли. Процент по нему ниже, чем по банковскому кредиту. Вместе с тем, размеры коммерческого кредита ограничены величиной резервных (свободных) капиталов, имеющихся у предпринимателей.

Эта ограниченность товарного кредита преодолевается путем развития банковского кредита.

Таким образом, в зависимости от формы движения стоимости выделяют две формы кредита — товарную и денежную.

В товарной форме возникают кредитные отношения между продавцами и покупателями; если последние получают товары или услуги с отсрочкой платежа, это является коммерческим кредитом.

Коммерческий кредит предоставляется поставщиком покупателю тогда, когда товаропроизводитель желает реализовать произведенный товар, но у покупателя нет денег для его приобретения. В таком случае товар может быть добровольно передан поставщиком покупателю в кредит, а сама передача может оформляться векселем.

Сфера товарной формы кредита незначительна, большая его часть предоставляется и погашается в денежной форме.

Денежный кредит выступает прежде всего как банковский. Кредитные отношения между банками и клиентами возникают не только при получении последними кредита, но и при размещении ими своих денежных средств в виде вкладов на текущих и депозитных счетах.

Банковский кредит обусловливает не только обращение товаров, но и накопление капитала.

62) Правовые основы бюджетного кредитования предпринимателей

Под бюджетным кредитованием согласно Бюджетного кодекса Российской Федерации понимают предоставление денежных средств одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу, иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.

Бюджетный кредит – это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах1.

Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерацией субъекту Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете. Таким образом, получателем бюджетного кредита является публично-правовое образование, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование и юридические лица.

Одним из условий предоставления бюджетного кредита является то, что он может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц – также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

Бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе иностранным юридическим лицам, могут предоставляться только за счет целевых иностранных кредитов (заимствований). Особенности предоставления юридическим лицам бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) устанавливаются ст. 93.5 БК РФ, а в случае реструктуризации обязательств юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам по нормам, установленным главой 15 БК РФ.

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности. Отсюда вытекает, что данной категории присущи основные принципы кредитования. Бюджетный кредит носит целевой характер, поскольку при утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации.

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, являются банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Согласно действующему законодательству обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица – получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя уполномоченными органами.

63)

Инновация - использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.

В зависимости от объекта и предмета исследования инновации рассматриваются как:

  • процесс,
  • результат,
  • система,
  • изменение.

Понятия «новация», «нововведение», «инноватика» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Целесообразно провести разграничение между понятиями “инноватор” и “имитатор”.

Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист Й.Шумпетер.

Идея, предложение, проект, результат исследования, изобретение и т.п. хотя и являются новым продуктом, в чистом виде не являются нововведением или инновацией. И только воплотившись в изделия, услуги, технологии, которые восприняты потребителями, они становятся инновациями или нововведениями. Выделяются три составляющих нововведения: потребность; концепция объекта; компоненты.

В зависимости от концепции, на которой основано нововведение, различают инновации с технологической доминантой, нововведения с коммерческой или маркетинговой доминантой. Граница между этими формами инноваций размыта, и технологические нововведения часто приводят к нововведениям коммерческим. Возможна и обратная последовательность.

Понятие «инновация» тесно связано с понятиями «изменения» и «развитие».

Мера инновации – ее влияние на внешнюю среду. Инновации создают и потенциал действия. Инновации имеют две основные особенности:

  • рыночную новизну применения данной потребительской стоимости для удовлетворения некоей общей потребности (рыночная новизна);
  • новизну научной идеи или технического решения, лежащую в основе нововведения.

Исходя из экономической природы нововведения, главной является рыночная новизна, а научно-техническая имеет подчиненное значение.

Инновация выполняет три основные функции: воспроизводственную; инвестиционную; стимулирующую.

В практике управления инновациями используют различные классификаторы инноваций.

Для инновации в равной мере важны три свойства:

  • научно-техническая новизна;
  • производственная применимость;
  • коммерческая реализуемость.

5. 64) Инновационная деятельность: понятие, стадии, субъекты, объекты.

Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования.

Инновационная деятельность как процесс реализации проектов содержит следующие стадии:

- анализ (формулировка задачи, предпроектное обследование);

- организацию (решение организационно-финансовых проблем проекта);

- проектирование (решения технических проблем);

- реализацию проекта, сдачу «под ключ» и сопровождение на всех стадиях его жизни.

Субъектами инновационной деятельности могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности. По выполняемым в процессе инновационной деятельности функциям субъекты могут выступать в роли заказчика, исполнителя инновационной программы, потребителей инноваций.

Объектом инновационной деятельности являются все виды новшеств, которые могут быть воплощены в товарах, работах, услугах с тем, чтобы эти продукты могли считаться новыми или усовершенствованными, то есть приобрели статус инноваций. Объектами инновационной деятельности могут быть: объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и др.); средства индивидуализации лиц и товаров (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров); результаты законченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ и экспериментальных разработок и др.

Законодателем дифференцированно подошел к решению вопроса о моменте возникновения и основаниях охраны объектов интеллектуальной собственности и приравненных к ним по правовому режиму средств индивидуализации. Существует три системы правовой охраны:

1. регистрационная система - действует в отношении тех объектов, у которых на первое место выдвигается содержательный элемент творчества: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков и др. Поскольку это не уникальный результат творчества, он может быть повторен, а следовательно, для возникновения правовой охраны необходимо провести экспертизу, издать специальный акт государственного органа (зарегистрировать), выдать правоустанавливающий документ (патент, свидетельство);

2. созидательная система - заключается в том, что право на данные объекты возникает в силу самого факта их создания, придания объективной формы, а правовая охрана - с момента создания. Данная система правовой охраны применяется в отношении объектов авторского права;

3. система конфиденциальности - когда основанием охраны является необходимость сохранения объекта в тайне и зашиты от неправомерного вмешательства третьих лиц. Эта система применяется, например, для охраны "ноу-хау".

К "ноу-хау" относится не защищенная охранными документами и не опубликованная полностью или частично техническая, организационная или коммерческая информация, составляющая секрет производства, обладатель которой имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами.

6. 65) Банковская система Российской Федерации.

Банковская система Российской Федерации — это совокупность взаимосвязанных элементов, которая включает Центральный банк, кредитные организации, состоящие из коммерческих банков и других кредитно-расчетных учреждений, иногда объединенных в рамках холдингов, а также банковскую инфраструктуру и банковское законодательство. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» определяет понятие банковской системы следующим образом: банковская система РФ включает Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. В настоящее время в России де-юре действует двухуровневая банковская система, но после принятия ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (1995) и ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах» (2001) банковская система страны де-факто стала приобретать отдельные черты трехуровневой модели:

I уровень (верхний) с активами 15 482,6 млрд руб. — Центральный банк РФ и его структурные подразделения (центральный аппарат, Главная инспекция кредитных историй, 22 департамента и 3 главных управления, 1 МГТУ Банка России, 58 главных управлений, 20 национальных банков и 630 расчетно-кассовых центров);

II уровень (промежуточный) с активами 28 691,9 млрд руб. — универсальные коммерческие банки, имеющие право на осуществление банковских операций (1 015 банков, в их числе 228 кредитных организаций с иностранным участием) и 51 небанковская кредитная организация;

III уровень (нижний) с активами около 30 млрд руб. — кредитная (потребительская и сельскохозяйственная) кооперация России, в которой в настоящее время насчитывается 680 тыс. пайщиков.

Банк России, де-юре не являясь органом государственной власти, вместе с тем по своим правовым полномочиям, отраженным в его целях (защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы) и функциях (осуществление эмиссии наличных денег и рефинансирование кредитных организаций, установление правил осуществления расчетов и проведения банковских операций, организация валютного регулирования и контроля (надзора) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп и проч.), де-факто относится к органам государства, поскольку реализация его целей и функций предполагает применение мер государственного принуждения

66)

Кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции.

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Кредитные организации подразделяются на две группы:

§ банки;

§ небанковские кредитные организации.

Банк

Банки — это такие кредитные организации, которые имеют исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

§ привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

§ размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

§ открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Наши рекомендации