Лицензирование аудиторской деятельности

Аудиторы, работающие самостоятельно, а также аудиторские фирмы могут заниматься аудиторской деятельностью только после получения лицензии.

"Положение о лицензировании аудиторской деятельности" утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N° 190. Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов РФ.

Помимо документов, перечисленных в ст. 10 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в лицензирующий орган необходимо представить:

а) копии всех имеющихся у соискателя лицензии квалификационных аттестатов аудитора;

б) сведения о фамилии, имени, отчестве руководителей организации, их заместителей и состоящих в штате организации аттестованных аудиторов - при наличии в штате организации только постоянно проживающих на территории РФ граждан Российской Федерации;

в) сведения о фамилии, имени, отчестве, занимаемой должности, гражданстве и стране постоянного проживания руководителей организации, их заместителей, аттестованных аудиторов и иных штатных работников организации - при наличии в штате организации иностранных граждан и (или) не проживающих постоянно на территории РФ граждан Российской Федерации.

В Положении установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении аудиторской деятельности являются:

а) наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;

б) наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора (правило начинает действовать с 9 сентября 2003 г.).

в) осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;

г) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

е) предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;

ж) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;

з) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее двух лет;

и) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет.

Лицензии на осуществление аудиторской деятельности могут быть аннулированы по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и нормативными актами по аудиту.

Осуществление аудиторской деятельности без лицензии влечет за собой применение мер имущественной ответственности к виновному лицу в виде взыскания штрафа в пределах от 100- до 300-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда. Данный штраф представляет собой форму ответственности перед государством за несоблюдение установленных законодательством правил хозяйствования.

Кроме того, к виновной аудиторской фирме или аудитору может быть применена санкция в виде принудительной ликвидации. Санкция может быть реализована по решению арбитражного суда, куда вправе обратиться орган, уполномоченный выдавать лицензии.

Осуществление аудиторской деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования в соответствии со ст. 171 Уголовного кодекса РФ является преступлением, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. За то же деяние:

а) совершенное организованной группой лиц;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере;

в) совершенное лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность - предусмотрено более суровое наказание.

При этом доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает двести минимальных размеров оплаты труда, доходом в особо крупном размере - доход, сумма которого превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

34. Стадии осуществления аудита. Аудиторское заключение: содержание и порядок представления. Ответственность аудитора.


1 На первом этапе представитель заказчика (собственник или директор организации) совместно со специалистом по аудиту бизнес-процесса (системы продаж) выясняют необходимость проведения аудита.

Обоснованием для проведения анализа становятся рост и эскалация конфликтов, внешних и внутренних, снижение деловой активности организации и тщетность принимаемых мер по выходу из тупиковой ситуации.

На этом этапе в качестве рабочей формулировки проблемы принимается формулировка Заказчика.

Например, один из наших заказчиков, руководитель компании по продаже компьютеров, пожаловался на заметное в последние полгода падение продаж. Он рассказал, что примерно шесть месяцев назад для менеджеров компании был проведен тренинг по продажам, на который возлагались большие надежды.

Однако вопреки ожиданиям падение продаж не только продолжилось, но и усилилось. Руководитель компании предположил, что тренинг, может быть, и был проведен качественно, но продавцов научили таким приемам продаж, которые в его бизнесе не просто неэффективны, а вредны…

Такая формулировка для начала нас вполне устроила.

Наши рекомендации