Лекция 15 Анализ и оценка эффективности предпринимательской деятельности
Цель лекции: получить знания в области методов
Анализа производства продукции, сбыта продукции
И конкурентоспособности продукции
Вопросы
1 Анализ продуктов на рынке сбыта,
2. Анализ конкурентного успеха
1 Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции, и он определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Задачи анализа:
- Оценка динамики и степени выполнения плана производства и реализации продукции.
- Определение влияния факторов на изменение величины этих показателей.
- Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
- Разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов.
Объекты анализа:
- Объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту
- Качество и конкурентоспособность продукции.
- Структура производства и реализации продукции.
- Ритмичность производства и реализации продукции.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль, рентабельность предприятия и многие другие экономические показатели, поэтому их анализ имеет большое значение.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат: бизнес-план предприятия; оперативные планы-графики; отчетность - форма № 1-п (годовая) "Отчет по продукции"; форма № 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте"; форма № 1-п (месячная) и др.
Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.
Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.
Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция. Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых и в действующих ценах. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах.
Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости, и т.д.
Нормативные трудозатраты также используют для обобщенной оценки объемов выпуска и реализации продукции в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Базисные темпы роста определяют отношением объема производства (реализации) продукции каждого года динамического ряда к первому году динамического ряда, принятого за базу сравнения.
Цепные индексы роста - это отношение показателя каждого последующего периода к предыдущему.
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится сопоставлением фактических данных с плановыми по отдельным видам продукции и в целом по предприятию.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
2 Один из основополагающих принципов рыночной экономики – свободная конкуренция товаропроизводителей.
Конкуренция – это борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.
В рыночной системе основное содержание конкуренции – борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров. Конкуренция превращает потребителя в индикатор предпринимательской деятельности.
Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. К середине XIX в. получил широкое развитие рынок свободой конкуренцией, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения, колебание цен, Постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать издержки. В этот период четко определились две основные формы конкуренции – внутриотраслевая и межотраслевая.
Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда поручают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует на предприятиях развитие научно-технического прогресса.
Межотраслевая конкуренция – конкуренция между предприятиями различных отраслей, выражающаяся в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли. Устремляясь в более прибыльные сферы, новые капиталы способствуют расширению наиболее нужных в общественном отношении производств, увеличению предложения наиболее необходимых товаров. Цены падают – снижается и прибыль.
К обратному результату приводила утечка капитала из низкоприбыльных отраслей: объем производства сокращался, спрос на товары начинал превышать их предложение, в результате цена поднималась, а с ней росла и норма прибыли. Цены здесь служили сигналами перераспределения ресурсов в ответ на изменение вкусов и платежеспособности потребителя, технологии и других факторов. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создавала некое динамичное равновесие, обеспечивающее получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, куда он вложен. Она также стимулирует научно-технический прогресс.
Классификация видов конкуренции зависит от количества и «удельного веса» на рынке производителей. Соответственно различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию. В соответствии с методами осуществления – различают ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты. В условиях цивилизованного рынка снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на данном рынке, обычно претендуют лишь на небольшую долю прибыли. Крупные монополии подчас вообще отказываются от получения прибыли, с тем чтобы с помощью низких цен на соответствующий товар полностью вытеснить конкурентов с рынка, в дальнейшем повысить цены и тем самым компенсировать понесенные убытки.
Неценовая конкуренция предполагает предложение товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, а также более широкого ассортимента. Особое значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические показатели, ее безопасность. В последние годы неценовая конкуренция, связанная с соперничеством за достижение наиболее высокого качества продукции, приобрела доминирующую роль.
Важным инструментом конкурентной борьбы на рынке становятся товарные знаки и торговые фирмы.
Осознание созидательной силы конкуренции, приводящей к снижению издержек производства, быстрому обновлению ассортимента продукции, улучшению ее качества и тем самым повышению конкурентоспособности данной продукции и фирмы, ее производящей, побуждает государство обеспечить её правовую защиту путем разработки законодательства, ограничивающего монополистическую деятельность.
Недобросовестная конкуренция. В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции, т. е. недобросовестная конкуренция. Она выражается: в демпинговых ценах – продаже товаров по цене ниже себестоимости; установлении контроля над деятельностью конкурента; злоупотреблении господствующим положением на рынке; установлении дискриминационных цен или коммерческих условий; зависимости поставок конкретных товаров или предоставлении услуг от принятия ограничений по производству или распределению конкурирующих товаров; введении ограничительных условий и агентских соглашений при сбыте продукции, определяющих, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки; тайных сговорах на торгах; ложной информации и рекламе, вводящей конкурента в заблуждение; недобросовестном копировании товаров и продукции конкурентов; нарушении стандартов и условий поставок товаров и услуг и др.
Контрольные вопросы
1 Задачи анализа плана производства и реализации продукции
2 Объекты анализа производства и реализации продукции
3 Показатели производства и реализации продукции
4 Содержание анализа производства и реализации продукции
5 Содержание конкуренции
6 Формы конкуренции
7 Классификация видов конкуренции
8Недобросовестная конкуренция
Литература
[17] стр. 298-331
[18] стр. 238-266
Основная и дополнительная литература
Основная
1. Корпоративное предпринимательство: Менеджмент, финансы и государственное регулирование. Москва: Экономика, 20ОЗг.
2. Бусыгин А.В. Предпринимательство М. , Дело. 2003
3. Горфинкель В.Я. Предпринимательство. М. Дело, 2004
4. Основы предпринимательства. Мамыров Н.К, Смагулова Н.Т. и др., Алматы, Экономика,1997 г.
5. Предпринимательство в Республике Казахстан, Под ред. Окаева К.О. Алматы, Экономика, 2000г.
6. Грибов В.Д. Основы бизнеса. Москва: Финансы и статистика 2001 г.
7. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учебное пособие для вузов. Ред. Стровский Л.Е., М. ЮНИТИ., 2002 г.
8. Бизнес-планирование. Учебник /Под ред. В.М. Попова С.И. Ляпунова. - М.: Финансы и статистика, 2003г.
9. Бизнес-планирование: создание успешного бизнес-плана. Круглова Л.Ф. -Москва, 2004г.
10. Предпринимательство. Учебник / ред. М.Г. Лапуста, М.: ИНФРА-М, 2002г.
11. Предпринимательство и бизнес. - М.: Феникс, 2002г.
12. Предпринимательство в Республике Казахстан. 2004год. Законодательные документы и материалы. - Алматы, 2004г.
13. Индивидуальный бизнес в Республике Казахстан. - Алматы, 2004 г.
14. Смагулова Н.Т.Планирование предпринимательства, Алматы, 2002.
15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2009. – 536с.
16. Анализ хозяйственной деятельности предприятий, объединений. / Под ред. С.Б. Барн-гольц и Г.М. Тация. - М.: Финансы и статистика, 1986.
17. Анализ хозяйственной деятельности. / Под ред. В.А. Белобородовой. - М.: Финансы и статистика, 1995.
18. Баканов м.и., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статис-тика, 1998.
19. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. Изд .4-е - М.: Финансы и статистика, 2002 . - 416с.
Дополнительная литература:
20.Гражданский кодекс РК от 27 декабря 1994г
21.Закон «Об акционерных обществах» от 13 мая 2003 года
22. Закон о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) от 12 июня 2001 года № 209-II
23. Малое предпринимательство М.:1998. Под ред. А. Блинов
24. Основы предпринимательского дела. Под ред. Ю. М. Осипова М.:1992 г.
25. Хойер В. Как делать бизнес в Европе.М., 1990.
26.Хоскинг А. Курс предпринимательства.М., 1993.
27.Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: 1991.
28.Сборник законодательных актов о малом бизнесе в Республики Казахстан. По состоянию законодательства на 15 сентября 2003 г. Алматы «Жәті жарғы» 2003г.
29.Правове формы предпринимательства в Республике Казахстан г. Алматы. Баспа 1997 г.
[1] Шеденов Д.А. Экономика предприятия.- А.: Санат, 2005. – с. 159
[2] .Новиков О.А. Комплексный экономический анализ деятельности предприятий. - СПб.: Питер, 2006. –с. 112
[3] Кушербаев К.Т. Экономика Казахстана: состояние и перспективы. – Алматы: Ғылым, 2004. – 327 с.
[4] Паткенов Б.К. Анализ прибыли и рентабельности. – А.: Ғылым, 2005. – 244 с.
[5] Неверова Ю.М. Балансовая прибыль предприятия.- М.: Банки и биржи. 2005. – с. 272
[6] Сагиндиков Е.Н. Общая экономическая теория.- А.: Санат, 2006. – 145 с.
[7] Фатхутдинов Р.А.Управление на предприятии. – А.: Санат, 2005. – 79 с