ГК не содержит, что нужна печать, но в ФЗ об ОАО и ООО установлено, что она должна быть
Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. В налоговую при регистрации не надо.
16. Статус единоличного исполнительного органа юридического лица
ЕИОЮЛ- лицо, единолично осуществляющее функции органа управления коммерческой или некоммерческой организацией, подотчетного ее высшему органу управления и осуществляющего текущее руководство деятельностью соответствующей организации. Правовое регулирование образования и деятельности Е.и.о. осуществляется ГК РФ*, федеральными законами об отдельных видах юридических лиц и др. правовыми актами РФ.
Главное предназначение Е.и.о. - исполнение решений высшего органа управления организацией. Как правило, в законах об отдельных видах организаций и в учредительных документах юридических лиц компетенция Е.и.о. устанавливается таким образом, чтобы исключить возможность реализации этим органом тех или иных полномочий высшего органа управления соответствующей организации.
В обществе с ограниченной ответственностью Е.и.о. (генеральный директор, президент и др.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Е.и.о. общества может быть избран также и не из числа его участников. Полномочия: а) без доверенности действует от имени общества, в т.ч. представляет его интересы и совершает сделки; б) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в т.ч. доверенности с правом передоверия; в) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; г) осуществляет иные полномочия, не отнесенные ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» или уставом. Порядок деятельности Е.и.о. общества и принятия им решений устанавливается уставом и внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его Е.и.о. В качестве Е.и.о. в обществе с ограниченной ответственностью может выступать только физическое лицо, за исключением случая, когда функции Е.и.о. по договору передаются управляющему, которым может быть юридическое лицо.
17. Компетенция общего собрания акционеров (участников) общества и правовая природа его решений.
Компетенция общего собрания акционеров - это установленный по закону перечень вопросов, решения по которым вправе принимать данное собрание.
Акционеры не могут по своему усмотрению расширять состав вопросов, выносимых на решение общего собрания, сверх предусмотренного законом перечня.
Виды компетенции общего собрания. Компетенция общего собрания делится на исключительную и альтернативную.
Исключительная компетенция общего собрания — это перечень вопросов, которые по закону могут решаться только на общем собрании акционеров и не могут быть переданы на решение выборным или исполнительным органам общества.
Альтернативная компетенция общего собрания — это перечень вопросов, которые по закону относятся к компетенции общего собрания акционеров, но решение которых в соответствии с уставом акционерного общества может быть закреплено за выборными или исполнительными органами управления обществом.
В пределах максимального (исключительная плюс альтернативная компетенция) и минимального (исключительная компетенция) перечня вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания, в уставе акционерного общества фиксируется конкретный список вопросов, относимый акционерами (учредителями) к компетенции общего собрания.
Границы компетенции общего собрания определяются также тем, что оно не может отменять или корректировать решения других органов управления акционерным обществом. Если вопрос отнесен одновременно к компетенции двух органов управления, то вначале его рассматривает нижестоящий орган, а следующий по очереди орган управления рассматривает вопрос только в том случае, если первый не может принять по нему решения. Если один орган управления уже принял решение по нему, то другой не вправе его рассматривать.
Компетенция общего собрания акционеров данного акционерного общества - это перечень вопросов, решения по которым в соответствии с уставом данного акционерного общества вправе принимать только общее собрание его акционеров.
Перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания акционеров. В табл. 1 сгруппированы все вопросы, которые относятся к компетенции общего собрания акционеров по закону. Указано, кто вносит соответствующий вопрос на рассмотрение собрания, каким числом голосов он может быть принят, и к какому виду компетенции относится данный вопрос.
18. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)-
признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Признаки несостоятельности (банкротства):
- наличие денежного долга;
- неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;
- наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица - не менее 100 тыс. руб.;
- официальное признание несостоятельности арбитражным судом.
Для граждан законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) - превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.
19. Совершение сделок от имени должника в ходе процедур банкротства.
Совершение сделок от имени должника в ходе процедур банкротства
Совершение сделок от имени юридических лиц и граждан, признанных несостоятельными (банкротами), отличается определенными особенностями.
Порядок совершения сделок от имени лиц, находящихся в стадии банкротства, зависит от процедуры банкротства. При рассмотрении дела о банкротстве юридического лица ст. 23 Закона о банкротстве названы следующие процедуры банкротства:
– наблюдение;
– внешнее управление;
– конкурсное производство;
– мировое соглашение;
– иные процедуры банкротства.
Наблюдение
Наблюдение – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества и проведения анализа финансового состояния должника.
Сроки процедуры наблюдения законом не определены.
Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника, но с определенными ограничениями.
Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего.
Временный управляющий назначается арбитражным судом из числа кандидатур, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии указанных лиц кандидатура временного управляющего предлагается государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению по запросу арбитражного суда.
Внешнее управление – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Внешнее управление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов.
Внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
Последствия введения внешнего управления:
– руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
– прекращаются полномочия всех органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия, полномочия руководителя должника переходят к внешнему управляющему;
– снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, в частности, все ранее наложенные аресты имущества должника снимаются автоматически, без определения арбитражного суда (например, аресты имущества налоговыми органами);
– аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению имуществом могут быть наложены исключительно арбитражным судом в рамках процесса о банкротстве;
– вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.
Внешний управляющий назначается арбитражным судом.
Внешний управляющий вправе самостоятельно распоряжаться имуществом должника. Собственник имущества должника или органы управления должника не вправе принимать решения либо иным образом ограничивать полномочия внешнего управляющего по распоряжению имуществом должника (ст. 76 Закона о банкротстве).
Прекращение внешнего управления влечет прекращение обязанностей внешнего управляющего.
Конкурсное производство – это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Срок конкурсного производства не может превышать один год(кроме как по решению арб суда)
Внешний управляющий заменяется конкурсным управляющим. Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом в том же порядке, что и внешний управляющий.
В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов.
Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе этого производства, включается в конкурсную массу.
Не включается в конкурсную массу:
– имущество, изъятое из гражданского оборота, – передается собственнику изъятого из оборота имущества;
– жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, – передаются соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления.
Продажа имущества должника производится конкурсным управляющим на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника.
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, после рассмотрения которого арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.
20. Порядок удовлетворения требований кредиторов при несостоятельности (банкротстве).
До удовлетворения требований кредиторов за счет денежных средств, внесенных в депозит арбитражного суда, покрываются расходы, связанные с рассмотрением дела о банкротстве и исполнением решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом.
в следующей очередности: 1. требования граждан, перед которыми гражданин несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, 2. расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда;3. расчеты с другими кредиторами.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом для удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника.
При недостаточности денежных средств в депозите арбитражного суда они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований.
21. Лицензирование в предпринимательской деятельности
Лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, по осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования (ст. 3 Закона о лицензировании).
Законом о лицензировании определены принципы осуществления лицензирования:
-обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
-установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;
-установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории РФ;
-установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
-открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ;
-недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены НК РФ;
-соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (ст. 3 Закона о лицензировании).
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, обороне и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности на всей территории РФ при условии предоставления лицензии лицензирующим органом РФ. Если полномочия в области лицензирования, в случаях, предусмотренных федеральными законами, переданы органам исполнительной власти субъектов РФ, то действие лицензии, предоставленной такими лицензирующими органами, ограничивается территорией субъекта РФ. Осуществление лицензируемого вида деятельности на территориях других субъектов РФ возможно при условии уведомления лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.
Лицензия по общему правилу действует бессрочно. Установлены и исключения, например лицензия на осуществление деятельности в области оказания услуг связи предоставляется по общему правилу на срок от 3 до 25 лет.
Действие лицензии приостанавливается в следующих случаях:
1) привлечение лицензиата к административной ответственности (ст. 19.5 КоАП РФ) за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством РФ;
2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством РФ (например, ст. 14.1 КоАП РФ).
Действие лицензии возобновляется по решению лицензирующего органа по окончании срока приостановления действия лицензии, возможно досрочное возобновление действия.
Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
Действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия.
22. Саморегулирование предпринимательской деятельности.
Правовое регулирование осуществляется ФЗ от 1 декабря 2007 года «О саморегулируемых организациях».
Под саморегулированием понимается самостоятельная инициативная деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой является выработка стандартов, правил осуществления таковой деятельности.
Предприниматели объединяются в саморегулируемые организации (СРО). СРО — это некоммерческая организация, основанная на членстве. При этом у СРО две основные функции:
1) Формирование стандартов и правил деятельности
2) Имущественная защита клиентов — членов СРО. С помощью взносов формируется компенсационный фонд, и если деятельность членов СРО причиняет клиетну ущерб, то данный ущерб будет компенсирован за счет средств фонда.
В России СРО можно охарактеризовать как делегированное (передача своих функций в СРО). В этих случаях предпринимательскую деятельность нельзя осуществлять без вступления в саморегулируемую организацию.
Саморегулируемые организации (СРО) в России создаются в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства объединяющего субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности на основании членства по отраслевому признаку
23. Техническое регулирование предпринимательской деятельности
— это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Технические регламенты устанавливают требования, обеспечивающие различные виды безопасности (излучений, биологическую, взрывобезопасность, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную,, электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования), а также единство измерений и иные виды безопасности.
Технические регламенты должны приниматься в строго определенных целях — для защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
За нарушение требований технических регламентов установлена административная ответственность (ст. 6.3 КоАП РФ).
24. Государственный и муниципальный контроль за осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Права лиц при осуществлении контроля,
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных законом, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
внеплановой проверки
Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ установлено, что государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ – НЕ МОЖЕТ ПРЕВЫШАТЬ 20 РАБОЧИХ ДНЕЙ.
Права лиц
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
25. Понятие предпринимательских договоров.
В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Одним из видов гражданско-правовых договоров является предпринимательский договор.
Предпринимательский договор – заключаемое на возмездной основе в целях осуществления предпринимательской деятельности соглашение, стороны или одна из сторон которого выступают в качестве субъекта предпринимательства.[28]
Особенности договоров в сфере предпринимательства обусловлены различными факторами; целями их заключения, определенным составом сторон, возмездным характером и т. д.
Во-первых, предпринимательские договор заключается в целях осуществления его сторонами (стороной) предпринимательской деятельности. Во-вторых, сторонами (или одна из сторон) таких договоров должны являться субъектами предпринимательской деятельности – юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые приобретают статус субъекта указанной деятельности с момента их государственной регистрации.
26. Классификация предпринимательских договоров.
Имущественные и организационные(предварительный).
Выделяются предпринимательские договоры по продаже (реализации) товаров, передаче имущества в пользование (аренда), выполнению (производству) работ (договора подряда - договор строительного подряда), оказанию услуг (страхование) и некоторые другие.
По субъектному составу сторон выделяются договоры, все стороны которых являются предпринимателями и в которых в качестве одной из сторон выступает предприниматель.
27. Типовые договорные конструкции
в ГК типовые договорные конструкции: публичный договор (ст.426); договор присоединения (ст. 428); предварительный договор (ст. 429); договор в пользу третьего лица (ст. 430).
Публичный договор: субъект - коммерческая организация; контрагент - физическое или юридическое лицо, которое является потребителем товаров, работ, услуг. данная коммерческая организация должна осуществлять продажу в отношении каждого, кто к ней обратится.
договор присоединения, договоры, которые заключаются путем присоединения одной из сторон к условиям договора, определенным другой стороной в формулярах или иных стандартных формах.
предварительный договор - по которому стороны обязуются заключить в будущем основной договор на условиях, предусмотренных предварительным договором. договор в пользу третьего лица. должник обязан исполнить свое обязательство не кредитору, а третьему лицу (указанному либо не указанному в договоре); а третье лицо наделяется самостоятельным правом требования в отношении должника по договорному обязательству.
28. Организационные договоры в предпринимательской деятельности.
Организационные договоры направлены на организацию товарообмена, т.е. на установление взаимосвязей участников.1. предварительный договор, в силу которого его стороны обязуются заключить в будущем основной (имущественный) договор на условиях, установленных предварительным договором. 2. генеральные договоры, на основании которых стороны затем заключают целый ряд конкретных однотипных (локальных) договоров. договоры перевозчиков с грузоотправителями, 3. многосторонние договоры - учредительный договор о создании юридического лица.
29. Виды и существенные условия предпринимательских договоров, связанных с оказанием услуг по страхованию.
Договор имущественного страхования (ст. 929)
По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Договор личного страхования (ст. 934).
По договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Для договора имущественного страхования такое соглашение должно охватывать условия:
- об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования;
- о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая);
- о размере страховой суммы;
- о сроке действия договора.
Для договора личного страхования соглашение должно включать условия:
- о застрахованном лице;
- о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая);
- о размере страховой суммы;
- о сроке действия договора.