И других вещных правах

Цель занятия:Определить признаки и понятие вещного права, установить понятие, отличительные признаки и динамику права собственности.

Форма практического (интерактивного) занятия:

- устный опрос;

- исследовательские (творческие) задания;

- решение ситуационных задач.

Вопросы:

1. Понятие вещного права, его отличительные признаки и виды.

2. Понятие и содержание права собственности. Абсолютный характер права собственности. Особенности права собственности как вещного права. «Благо» и «бремя» собственности для собственника

3. Первоначальные и производные способы приобретения права собственности.

4. Способы и последствия прекращения права собственности.

5. Субъекты права собственности и формы собственности в РФ.

Исследовательские (творческие) задания:

1. Определите понятие владение. Установите, в чем проявляется владение вещью, и каково его правовое значение. Каково Ваше отношение к возможности (невозможности) владения (утрате владения) объектом недвижимости?

2. Изучив литературу, определите предлагаемые в ней определения понятия вещного права и права собственности.

3. Изучив рекомендованные источники, определите, кто является первоначальным собственником вновь созданного объекта недвижимости (здания, сооружения и т.п.).

4. Изучив рекомендованные источники, определите правовой режим самовольной постройки: современность и перспективы.

Ситуационные задачи:

1. Стрельцов, уезжая на год для работы за границу, передал принадлежащий ему автомобиль своему родственнику Судакову. Стороны договорились, что Судаков будет обеспечивать сохранность автомобиля, его надлежащее техническое состояние, нести в этой связи необходимые расходы, а за это он получает право управлять автомобилем и использовать его в своих интересах. Стрельцов выдал Судакову соответствующую доверенность. Какие правомочия приобрел Судаков? Имеются ли различия в правах на автомобиль Стрельцова и Судакова?

2. Иванов согласился продать Петрову принадлежащие ему на праве собственности жилой дом. Стороны осмотрели дом, составили акт о передачи, оформили договор купли-продажи в нотариальной конторе. В присутствии нотариуса Петров передал Иванову обусловленные договором деньги, а Иванов вручил Петрову ключи от дома. За государственной регистрацией стороны решили обратиться через два дня – после выходных. Однако во время выходных из-за ураганного ветра произошел обрыв проводов, в доме вспыхнул пожар, и он получил значительные повреждения. В связи с этим Петров потребовал от Иванова оплатить ремонт дома. Иванов отказался, ссылаясь на то, что Петров, как собственник, сам должен нести риск случайного повреждения дома. Кто прав в споре? Что такое «риск»? Кто его несет?

3. Международная компания «Мекомин Девелопмент Лтд» (далее – компания) обратилась в Арбитражный суд с иском к акционерному обществу открытого типа «Медногорский медно – серный комбинат» (далее – комбинат) о возврате незаконно отчужденного имущества – бездокументарных акций, путем признании незаконного списанию акций со счета компании и зачислению их на свой лицевой счет, и обязании реестродержателя – общество с ограниченной ответственностью «Пи-Эр» в лице филиала «Сплав – Регистр» – исключить из реестра акционеров комбината записи о списании спорных акций со счета истца и зачислении их на счет ответчика.

Удовлетворяя иск, суд сослался на то, что списание акций со счета компании произошло на основании ничтожной сделки, подтвердил право собственности истца на эти акции. Суд признал, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать устранения всех препятствий по пользованию, владению и распоряжению принадлежащими ему акциями и обязал реестродержателя восстановить записи в реестре.

Является ли компания собственником акций, выпущенных в виде бездокументарных ценных бумаг? Обоснованно ли применение судом в данном случае норм о праве собственности?

4. Администрация района приняла решение передать здание учебного центра райпотребсоюза в ведение районного отдела народного образования для размещения там общеобразовательной школы. Решение было обусловлено тем, что учебный центр практически не функционировал, здание разрушается, а между тем район испытывает острую нехватку школьных помещений. Райпотребсоюз возражал против такого решения, считая, что оно нарушает его права на это здание, которым он фактически владеет с 1961 года. Здание было построено на средства этой кооперативной организации при долевом участии колхозов района и, хотя документов на это здание у райпотребсоюза не сохранилось, он считает себя собственником. Дайте юридическое заключение по делу.

5.На совещании глав сельских администраций обсуждалась проблема брошенных жилых домов, в которых после смерти или отъезда прежних собственников никто не проживает. Дома ветшают, огороды зарастают сорняками. Некоторые выступающие предлагали сносить такие дома и предоставлять освободившуюся землю нуждающимся. Другие считали, что дома можно использовать для размещения вынужденных переселенцев из других регионов. Третьи предлагали использовать дома в качестве стройматериалов. И, наконец, ряд выступающих высказали сомнения в возможности что-либо сделать с этими домами, поскольку у них формально есть собственники. Дайте правовую оценку всех высказываний. Какова, по Вашему мнению, может быть судьба этих пустующих домов?

Нормативные правовые акты 1,7.8,9,12,14,17,21,24

Акты судебных органов 31,4764,66

Основная литература 68

Дополнительная литература 72,73

Рекомендуемая литература 74,78,80,81,90,98,99138,141

Наши рекомендации