Психологические особенности организации рекламы в предпринимательстве
Что такое реклама? Реклама - это, прежде всего философия общения, она закрепляет связи между людьми, недаром эта роль ее так ценится. Почему американцы бросают курить? Потому, что вот уже несколько лет идет активная кампания, направленная против курения.
Канадцы и финны активно стали заниматься спортом, хотя несколько лет назад в этих странах процент людей потребляющих алкоголь был очень большой. Почему? Потому, что государство ведет активную пропаганду здорового образа жизни.
Норвежская реклама начала масштабную кампанию, которая призавана повысить "национальное чувство уверенности в себе". Примеров много. Как же дела с рекламой обстоят в нашей стране. Некоторое время назад рекламу в нашей стране можно было назвать оглушительной и в чем-то даже наглой. Обещались "золотые горы", качество рекламы оставляло желать лучшего, но все же люди верили и шли, и отдавали свои деньги. Чем это объяснить? Психологической подоплекой рекламы или особенностью времени.
Занятие рекламой – одно из самых увлекательных. Увлекательное это занятие потому, что в создании рекламного проекта принимают участие не только художники, дизайнеры, маркетологи, продавцы, но и психологи, которые выявляют воздействие того или иного рекламного продукта на конечного потребителя, то есть, на нас с вами. Чтобы создать хороший рекламный продукт, не вызвать им негативной реакции надо уметь распределять информацию для лучшего ее усвоения, умело использовать визуальные и аудио эффекты, которые уже действуют более на подсознательную сторону нашего выбора. Историк Д. Бурстин в книге "Американцы: опыт демократии" писал про рекламу так: "Этой новой сублитературе суждено затронуть сокровенные чувства людей и оказать на нацию такое огромное влияние, которого не оказывали за всю историю ни священные, ни светские писатели. В Америке середины XX века сила рекламного слова и образа затмили собой мощь все прочей литературы".
Реклама многофункциональна. Рекламой заняты и правительство, и местные власти, и общественные организации. И всюду одна и та же: одна реклама доходит до цели, другая бьет почему-то мимо. Реклама – не страховой полис – она способна и принести потрясающий успех, и закончиться полным провалом. Почему? Попробуем ответить на этот вопрос.
Виды рекламы.
Различают три вида рекламы.
- внутрифирменная;
- реклама в целях создания престижа предприятия в обществе (паблик рилейшнз);
- реклама в обыденном смысле слова, то есть направленная на расширение сбыта продукции:
В рекламировании независимо от вида рекламы вовлечены:
1. Рекламодатель.
2. Исполнитель рекламы.
3. Средства рекламы (СМИ и пр.).
4. Потребитель.
Рассмотрим виды рекламы.
Задачи внутрифирменной рекламы состоят в том, чтобы внушить сотрудникам веру в собственное предприятие, породить в них чувство тесной связи их судеб с судьбой предприятия. Только при условии, что на каждом участке предприятия будут принимать необходимые для его успешной деятельности решения и будут нести за них ответственность, работники будут испытывать чувство удовлетворения собственной работой и, следовательно, будут носителями активной рекламы своей фирмы в обществе. Средства внутрифирменной рекламы:
- фирменная газета;
- образцовое поведение руководителя в обществе;
- оптимальный уровень организационной структуры предприятия;
- хорошие взаимоотношения между руководителями и сотрудниками;
- социальные льготы для сотрудников.
Задачи паблик рилейшнз формулируются как создание престижной оценки предприятия в обществе. Это достигается такими способами как:
- контакты с прессой (каждая статья, где упоминается фирма, является рекламной. Практика приглашения журналистов для посещения предприятия. С ними проводится работа по освещению в прессе работы фирмы в выгодном для нее свете.);
- публикации и объявления в СМИ (реклама не товара, а достижений фирмы, например, в защите экологии, спонсорстве, социальных льгот для сотрудников, датирование культурных и спортивных мероприятий);
- участие руководителей фирмы в общественной жизни города, страны.
Главная сфера рекламной деятельности – реклама в целях расширения сбыта продукции. Конъюнктура рынка подвержена постоянным колебаниям, и точно прогнозировать ее невозможно. Вся рекламная деятельность фирмы базируется на серьезных маркетинговых исследованиях. Эти исследования позволяют увидеть, насколько гибким является предприятие, как быстро оно способно реагировать на изменения конъюнктуры рынка: путем приспособления к ней номенклатуры изделий либо ее коренного пересмотра и замены.
Психология покупателя такова, что он готов платить повышенную цену за товар только в том случае, если фирма изготовитель ему известна и пользуется хорошей репутацией. Следовательно, имея хороший имидж, предприятие может в известной мере продавать свои товары по высокой цене порой даже независимо от того, стоят они того или нет. Поэтому так важно давать потребителям необходимую информацию о товаре, торговых марках. Правильно и своевременно поданную рекламу покупатель запоминает и идентифицирует с конкретным товаром. По этой причине основной сюжет рекламного ролика или объявления не должен меняться. (Это можно проследить, например, по рекламе фирмы "Мир" в метрополитене.)
Хорошая реклама способствует тому, что потребитель начинает автоматически ассоциировать определенные потребности с прелагаемым товаром, с тем, что именно этот продукт отвечает его требованиям и интересам. После стабилизации товара цель рекламы – исключить возможность сокращения продажи продукции предприятия.
Люди покупают товары, чтобы удовлетворить и многие психологические потребности. Не зря говорят, что покупка вносит радость в повседневную жизнь. Поэтому реклама тесно связана с изучением и анализом психологии потребителя, его мотивов выбора покупки. Люди нередко покупают вещи, которые им совсем не нужны. Причина этого – стремление к самоутверждению. Мотивы покупок – сложные психологические структуры, отдельные звеня которых зачастую неясны даже самому потребителю. Изучение возможных мотивов, влияющих на принятие решений потребителем, – одна из важнейших задач изучения рынка.
Итак, реклама обязана всесторонне охватывать деятельность фирмы, начиная с ее внешнего вида, поведения ее сотрудников, голоса секретаря по телефону и кончая названием товара, упаковкой и обслуживанием клиентов. Как же создать эффективную рекламу?