Понятие договора хранения

Договор хранения регламентируется гл. 47 ГК РФ (ст. 886—926).

По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хра­нить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (п. 1 ст.886 ГК РФ).

Договор хранения предполагает передачу имущества во владение другой стороне с его последующим возвратом.

Как правило, договор хранения — реальный, поскольку обязан­ность хранителя по оказанию услуг возникает с момента передачи ему имущества другой стороной (поклажедателем). Однако этот договор может быть и консенсуальным, если предусматривает обя­занность хранителя принять на хранение вещь, которая будет пере­дана ему поклажедателем в предусмотренный договором срок. При этом консенсуальные договоры можно заключить не со всеми хранителями. В частности, как следует из п. 2 ст. 886 ГК РФ, консенсуальный договор хранения может быть заключен только с профессиональным хранителем.

В ГК РФ прямо не говорится, является ли договор хранения возмездным или безвозмездным. Из этого можно сделать вывод, что он может быть как таким, так и другим. Вместе с тем в отношении отдельных видов договоров хранения в законе прямо сказано, Что они могут быть только возмездными или только безвозмездными. Так, договор складского хранения (ст. 907 ГК РФ) может быть только возмездным, тогда как хранение в гардеробах организаций предпо­лагается безвозмездным, если вознаграждение за хранение не огово­рено или иным очевидным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение (п. 1 ст. 924 ГК РФ).

Договор хранения, как безвозмездный, так и возмездный, являет­ся двусторонне-обязывающим соглашением, поскольку определен­ные права и обязанности возникают у обеих сторон (даже если речь идет о безвозмездном хранении).

Предметом договора хранения во всех случаях являются услуги, оказываемые хранителем по хранению имущества поклаже дате ля.

Объект договора хранения — вещи и ценные бумаги. Вещи могут быть как индивидуально-определенными, так и определяемыми ро­довыми признаками.

Договор хранения заключается на определенный срок или без указания срока. Как в срочном договоре хранения, так и в договоре, заключенном без указания срока, поклажедатель в любое время может истребовать свою вещь от хранителя.

Что касается хранителя, то он, по общему правилу, не имеет права в одностороннем порядке расторгнуть договор хранения, однако, как следует из п. 2 ст. 896 ГК РФ, при просрочке уплаты вознаграж­дения за хранение более чем на половину периода, за который оно должно быть уплачено, хранитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от поклажедателя немедленно забрать сдан­ную на хранение вещь.

Договор хранения имущества следует отличать от договора об охране объектов, осуществляемой подразделениями вневедомствен­ной охраны при органах Министерства внутренних дел, а также частных охранных фирм, которые оказывают услуги по наружной охране различных объектов — организаций, складов, магазинов и т.п. Согласно договору об охране объектов имущество не передается во владение охранных организаций, оно, как и прежде, остается в охраняемых помещениях, базах, складах, магазинах, организациях и предприятиях, которые тоже не передаются во владение охраны, т.е. не выходят из хозяйственной сферы услугополучателя. Отличитель­ной чертой данного договора является также возмездный характер оказываемых услуг: согласно этому договору одна сторона (охрана) обязуется организовать и обеспечить надлежащую охрану имущест­ва другой стороны за вознаграждение.

Сторонами договора хранения — хранителем и поклажедате­лем — могут быть граждане и юридические лица. Юридические лица вправе быть хранителем, когда в учредительных документах нет соответствующей записи, запрещающей заниматься подобной дея­тельностью.

Обычно поклажедатель — собственник имущества. Однако воз­можна сдача имущества на хранение иными лицами, в обладании которых оно находится, заинтересованными в его сохранности (перевозчиком, залогодержателем, ссудополучателем и т.п.).

Особо следует остановиться на профессиональных хранителях, к числу которых относятся коммерческие организации либо некоммерческие организации, осуществляющие хранение в качестве одной из целей своей профессиональной деятельности (п. 2 ст. 886 ГК РФ). Профессиональными хранителями являются, в частности, товарные склады, ломбарды, камеры хранения и т.д.

К договору хранения применяются общие правила, касающиеся формы сделок, однако его оформление имеет и специфические особен­ности. Так, консенсуальные договоры хранения независимо от состава их участников и стоимости вещей, передаваемых на хранение, должны быть заключены в письменной форме (п. 1 ст. 887 ГК РФ).

Простая письменная форма договора хранения считается соблю­денной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю:

сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного доку­мента, подписанного хранителем; номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения (п. 2 ст. 887 ГК РФ). Последствие несоблюдения простой письменной формы догово­ра хранения состоит в том, что стороны лишаются права ссылаться на свидетельские показания.

Однако из этого правила есть два исключения. Первое — отно­сится к случаям, когда передача вещей на хранение происходила при чрезвычайных обстоятельствах (пожаре, стихийном бедствии, вне­запной болезни, угрозе нападения и т.п.). Второе — касается случаев спора о тождестве вещей, принятых на хранение и возвращенных хранителем (например, в гардеробе театра вместо дорогой шубы выдается потрепанное пальто). В этих случаях сторонам предостав­лено право ссылаться на свидетельские показания.

Договор хранения с обезличением вещей представляет собой осо­бую разновидность договора хранения. По общему правилу в дого­воре хранения хранитель обязуется возвратить поклажедателю именно то имущество, которое он принял от него. Вместе с тем закон (ст. 890 ГК РФ) допускает возможность заключения такого договора хранения, по которому хранитель обязан к возврату не тех же самых вещей, а аналогичных по качеству и в соответствующем принятому на хранение количестве.

Существенным моментом для рассматриваемой правовой связи является то, что сданные на хранение указанным выше способом вещи должны быть определяемы не только родовыми признаками, но и однородными по своим качественным характеристикам. В противном случае они либо не могут быть обезличены (один сдал на хранение картофель, другой — огурцы, третий — фрукты и т.д.), либо если и допускают обезличение, то осуществление такового может повлечь за собой ущемление имущественных интересов одно­го или более поклажедателей. Например, один поклажедатель пере­дал на хранение картофель высшего сорта, а два других — низкого качества. Понятно, что обезличение приведет в этом случае к тому, что первый из поклажедателей не сможет получить имущество, рав­ноценное сданному.

Статья 890 ГК РФ предусматривает, что хранитель обязан вер­нуть поклажедателю вещи в равном или обусловленном сторонами (например, в силу естественной убыли) количестве и того же рода и качества.

$ 2. Права и обязанности сторон по договору хранения. Ответственность хранителя

Основная обязанность хранителя заключается в том, чтобы обес­печить сохранность принятой на хранение вещи. В договоре хране­ния могут быть зафиксированы конкретные меры, направленные на достижение этой цели. К числу таких мер могут относиться, в част­ности, устранение доступа к месту хранения имущества всех третьих лиц, соблюдение температурного или иного технологического режи­ма и т.д.

При отсутствии в договоре соответствующих условий или их неполноте хранитель должен принять для сохранения вещи все меры, соответствующие обычаям делового оборота и существу обя­зательства, в том числе свойствам переданной на хранение вещи, если только необходимость принятия этих мер не исключена до­говором.

Различного рода правила хранения содержатся в стандартах, тех­нических условиях, правилах и т.д. Если обязательность принятия определенных мер предусмотрена законом, иными правовыми акта­ми или в установленном ими порядке, то они должны приниматься хранителем во всяком случае (п. 2 ст. 891 ГК РФ). Если же эти меры перестали быть обязательными, но широко применяются на практи­ке, они могут рассматриваться в качестве обычаев делового оборота, которым также должны соответствовать меры по обеспечению со­хранности вещи.

По-особому решен в законодательстве вопрос о мере заботливос­ти, которую должен проявить хранитель, принявший имущество по безвозмездному договору хранения. Пункт 3 ст. 891 ГК РФ предус­матривает, что хранитель по такому договору обязан заботиться о переданных ему на хранение вещах не менее чем о своих вещах (например, если свои зимние вещи в летнее время он хранит в гарде­робе с применением препаратов «Антимоль», то таким же образом он должен хранить и вещи, принятые им от другого гражданина по безвозмездному договору хранения). Если он такой заботы не про­явит, отмеченного тождества в способах хранения не будет и условия хранения вещей поклажедателя окажутся менее благоприятными. Поэтому такое поведение хранителя должно рассматриваться как ненадлежащее исполнение договора.

Как уже отмечено, хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту же самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмот­рено хранение с обезличением. В случаях, когда в выданном храни­телем документе (квитанции, сохранной расписке и т.п.) не упомянут конкретный поклажедатель или принятие вещи удостоверено легитимационным знаком, для истребования вещи от хранителя доста­точно предъявления документа или знака.

Вещь должна быть возвращена хранителем в том состоянии, в каком она были принята на хранение, с учетом ее естественного ухудшения, естественной убыли или иного изменения вследствие ее естественных свойств.

Одновременно с возвратом вещи хранитель обязан передать плоды и доходы, полученные за время ее хранения, если иное не предусмотрено договором хранения (например, приплод коровы или иного домашнего животного, однако в договоре может быть огово­рено, что хранитель вправе оставить себе приплод в качестве возна­граждения).

Без согласия поклажедателя хранитель не вправе пользоваться переданной на хранение вещью, а равно предоставлять возможность пользования ею третьим лицам за исключением случая, когда поль­зование хранимой вещью необходимо для обеспечения ее сохраннос­ти и не противоречит договору хранения (ст. 892 ГК РФ).

Основная обязанность поклажедателя заключается в выплате вознаграждения за хранение, которое должно быть уплачено храни­телю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частя­ми по истечении каждого периода (п. 1 ст. 896 ГК РФ).

Размер вознаграждения определяется установленными хранителем таксами, ставками, тарифами, а при их отсутствии — соглашени­ем сторон.

Поклажедатель обязан возместить хранителю расходы на хране­ние, которые, если иное не предусмотрено договором хранения, включаются в вознаграждение за хранение.

Помимо обычных расходов, которые хранитель несет в нор­мальных условиях гражданского оборота, у него могут возникнуть и чрезвычайные, т.е. непредвиденные при заключении договора расходы.

Обычные расходы возмещаются хранителю во всех случаях, если иное прямо не предусмотрено договором. Что касается чрезвычай­ных расходов, то на их возмещение необходимо согласие поклажеда­теля. Поэтому хранитель обязан запросить поклажедателя о согла­сии на эти расходы. Если поклажедатель не сообщит о своем несо­гласии в срок, указанный хранителем, или в течение нормально необходимого для ответа времени, считается, что он согласен на чрезвычайные расходы. Возможны ситуации, когда хранитель про­извел чрезвычайные расходы на хранение, не получив от поклажеда­теля предварительного согласия, хотя по обстоятельствам дела это было возможно. Если поклажедатель впоследствии не одобрил эти расходы, хранитель может требовать их возмещения лишь в пределах ущерба, который мог бы быть причинен вещи, если бы эти расходы не были произведены (п. 2 ст. 898 ГК РФ).

По истечении обусловленного срока хранения или срока, предо­ставленного хранителем для обратного получения вещи, сданной на хранение, срок которого определен моментом востребования, покла­жедатель обязан немедленно забрать переданную на хранение вещь. Однако возможны ситуации, когда несмотря на истечение срока действия договора хранения, стороны продолжают его исполнять: поклажедатель продолжает вносить плату за хранение, а хранитель эту плату принимает и не требует от поклажедателя, чтобы он забрал вещь обратно. В таком случае предполагается, что договор хранения с определенным сроком трансформировался в договор хранения со сроком, определенным моментом востребования.

Если поклажедатель не исполняет обязанность взять вещь обрат­но и, более того, уклоняется от ее получения, хранитель вправе, если иное не предусмотрено договором, после письменного предупреж­дения поклажедателя самостоятельно продать вещь по цене, сло­жившейся в месте хранения, а если стоимость вещи по оценке пре­вышает 100 установленных законом минимальных размеров оплаты труда, продать ее с аукциона в порядке, предусмотренном ст. 447— 449 ГК РФ.

Вырученная от продажи вещи сумма передается поклажедателю за вычетом средств, причитающихся хранителю, в том числе его расходов на продажу вещи.

Хранитель несет имущественную ответственность перед поклажедателем за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение. Такая ответственность возникает при наличии вины хранителя в форме умысла или неосторожности. Однако ответствен­ность профессионального хранителя является повышенной: он отве­чает независимо от вины и освобождается от ответственности, если утрата, недостача или повреждение произошли вследствие непре­одолимой силы либо из-за свойств вещи, о которых хранитель, при­нимая вещь на хранение, не знал и не должен был знать, либо в результате умысла или грубой неосторожности поклажедателя.

Субъективная сторона ответственности хранителя сужается при просрочке принятия поклажедателем имущества обратно. В такой ситуации хранитель освобождается от ответственности за утрату, не­достачу или повреждение принятых на хранение вещей, происшед­шие случайно или из-за простой неосторожности, и отвечает только при наличии с его стороны умысла или грубой неосторожности.

Размер ответственности хранителя значительно различается в зависимости от того, является ли хранение возмездным или безвоз­мездным. При возмездном хранении хранитель возмещает все виды причиненных убытков, тогда как при безвозмездном хранении ответ­ственность хранителя ограничивается возмещением стоимости утра­ты, недостачи или повреждения вещи. Это правило носит императив­ный характер и не может быть изменено соглашением сторон.

Особенностью договора складского хранения является то, что он заключается путем составления и выдачи товаровладельцу специ­ального складского документа. При этом письменная форма догово­ра .считается соблюденной, если заключение договора и принятие товара на склад удостоверены складским документом.

В соответствии с п. 1 ст. 912 ГК РФ товарный склад выдает в подтверждение принятия товара на хранение один из следующих складских документов: двойное складское свидетельство; простое складское свидетельство; складскую квитанцию.

Различие между складскими свидетельствами (как простыми, так и двойными), с одной стороны, и складской квитанцией — с другой, заключается в том, что первые являются оборотоспособными ценны­ми бумагами, тогда как складская квитанция не является ни ценной бумагой, ни товарораспорядительным документом и соответственно не может передаваться другим лицам.

Договор складского хранения относится к числу публичных дого­воров. Это значит, что он должен заключаться с любым, кто этого пожелает, и на одинаковых для всех условиях.

В соответствии с п. 2 ст. 910 ГК РФ товарный склад обязан неза­медлительно составить акт об обнаруженных повреждениях товара, выходящих за пределы согласованных в договоре или обычных норм естественной порчи, и в тот же день известить товаровладельца.

Возможны ситуации, когда товарный склад получает право рас­поряжаться переданным ему товаром. Поскольку, в этом случае речь может идти только о вещах, определяемых родовыми признаками, такой договор имеет также признаки договора займа, а потому может рассматриваться как смешанный. Соответственно к нему могут при­меняться нормы, регулирующие договор займа, и нормы, относящие­ся к договору хранения.

Наши рекомендации