Тема 6. механизм функционирования рынка
Рынок- это система экономических отношений между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи товаров и услуг.
Главные из множества видов рынков можно сгруппировать по трём признакам (см. Таблицу 2):
Таблица 2
Основные виды рынков | ||
С точки зрения соответствия | По экономическому | По пространственному |
действующему | назначению объектов | признаку |
законодательству | рыночных отношении | |
* легальный (законный) | * потребительский рынок | * местный рынок |
рынок | * рынок средств пр-ва | * национальный рынок |
* нелегальный (теневой) | * рынок рабочей силы | * международный |
рынок | * рынок информации | региональный рынок |
* финансовый рынок * валютный рынок и др. | * мировой рынок |
Каждая из представленных групп, в свою очередь, делится на самые разнообразные разветвления - системы и подсистемы, секторы и подсекторы. Так, ■ потребительский рынок (вторая колонка) включает рынки одежды, обуви, автомобилей, жилья, продовольствия и пр. (а в числе последнего можно выделить секторы овощей, фруктов, молочных, мясных, рыбных и других продуктов);
■ рынок средств производства - это рынки земли, кормов, газа, станков, электроэнергии и так далее;
■ рынок информации - рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и пр.;
■ финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.
Поясняя третью колонку рисунка, отметим, что:
- под местным рынком подразумевается рынок какого-либо города, села, региона;
- под национальным - внутренний рынок той или иной страны;
- под международным региональным - общий рынок определённого ряда стран (например, 15 государств Европейского Союза);
- наконец, мировой рынок охватывает либо товарообменные связи по миру в целом, либо рынок того или иного товара в мировом масштабе (скажем, мировые рынки бананов, кофе, зерна, золота, нефти).
Сущность рынка находит свое отражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории.
1. Интегрирующая функция предполагает соединение непосредственно продавцов и покупателей товаров.
2. Регулирующая - воздействие рынка на все сферы экономики, согласование в ассортиментной структуре, сбалансированности спроса и предложения по цене и т.п.
3. Стимулирующая состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли.
4. Ценообразующая - установление ценностных эквивалентов для обмена продуктами.
5. Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется в какой мере соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
6. Посредническая - обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.
7. Информационная - предоставляет участникам рынка информацию оценах, качестве, объемах покупок и продаж и т.д.
Рассматривая классификацию рынков, необходимо выделить три основных критерия:
- с точки зрения действующего законодательства различают легальные и нелегальные рынки;
- по экономическому назначению выделяют потребительские рынки, рынок информации, финансов, факторов производства и т.п.
- по пространственному признаку: местный, региональный, национальный, мировой.
Рыночный механизм- это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены и конкуренции.
Конкуренция- это соперничество между участниками рыночной экономики за наиболее выгодные условия производства, купли и продажи товаров. Выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция - это своеобразное соревнование цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем конкурент, привлекают покупателей различными скидками, премиями, распродажами. Ещё более разнообразны методы неценовой конкуренции.
Это, в частности, а) обеспечение технического превосходства, высокого качества и надёжности изделий;
б) лучшая система продажи и послепродажного обслуживания (продажа в кредит, доставка товара на дом, дополнительные гарантии);
наконец, (в) привлекательные реклама и оформление товара (конкретная и полезная информация о нём вместо пустых призывов; фирменный знак, стиль, яркая упаковка).
Все эти методы неценовой конкуренции призваны обеспечить так называемую дифференииаиию продукта, то есть его видоизменение и обновление (для разнообразия), а также наделение товара "фирменными" чертами, которые отличали бы его от аналогичного продукта конкурента. Подобный выпуск по существу одних и тех же товаров в многочисленных вариантах значительно расширяет выбор потребителей - в этом плюс товарной дифференциации.
Но есть и минус: трудно различить подлинные и мнимые улучшения продукта, растут затраты времени и нервов при покупках. Стремясь переманить у последнего как можно больше клиентов, "паромщики" не только резко снизили цены на билеты (ценовая конкуренция), но и открыли на борту своих кораблей торговлю товарами, не облагаемыми таможенными пошлинами. Эта беспошлинная торговля, или так называемая торговля dutyfree [дьюти-фри] (от англ. duty - пошлина +free - свободный), представляет собой один из примеров удачной неценовой конкуренции.
Правда, позднее (с июля 1999) практика торговли duty-free в рамках Евросоюза была вообще прекращена; но сам метод конкурентной борьбы с помощью создания дополнительной выгоды для клиентов весьма поучителен.
Оценивая конкуренцию, Альфред Маршалл замечает, что от неё "отдаёт слишком большим привкусом зла", проявлениями "эгоизма и безразличия к благополучию других людей". Это верно, примитивные капиталисты-хищники ведут конкуренцию жестокими методами. Но, во-первых, по мере того как цивилизуется общество, число этих диких людей сокращается. А во-вторых, нормальная конкуренция - это могучая животворная сила рыночной экономики, играющая в ней многогранную позитивную роль.
Конкуренция мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества, рационализацию производства и снижение затрат, "отбраковывая" убыточные предприятия и повышая тем самым уровень эффективности экономики. Благодаря ей создаются огромное разнообразие товаров и богатые возможности выбора для всех партнёров и потребителей, уравниваются и в целом снижаются цены на одинаковую продукцию разных производителей.
Вместе с тем конкуренция постоянно находится под угрозой сговора бизнесменов или чрезмерной концентрации их экономической мощи в одних руках с целью безраздельного рыночного господства. В результате возникает своего рода враг конкуренции - монополия.
Ценовой механизм рынка функционирует на основе законов спроса и предложения.
Спрос- это желание и возможность потребителей приобрести определенное количество товаров и услуг по данной цене, в данный момент времени.
На величину спроса, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы:
1. Неценовые факторы, такие как изменение вкусов и предпочтений потребителей, их доходов, ожиданий в отношении будущих цен, количества покупателей, цен на сопряженные товары и т.д.
Изменение вкусов потребителей. К примеру, если здоровый образ жизни становится в обществе всё более популярным, то это снижает спрос на алкогольно-табачную продукцию и повышает его на велосипеды и туристское снаряжение.
Изменение числа покупателей. Очевидно, что уменьшение этого числа отзывается падением спроса, и наоборот. Так, сокращение рождаемости в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские услуги и места в интернатах для пожилых людей.
Изменение доходов потребителей действует несколько сложнее. В отношении большинства товаров (которые называют товарами высшей категории) рост реальных доходов населения означает увеличение спроса, и наоборот. В то же время при достижении определённого (высокого) уровня доходов люди могут сокращать потребление некоторых товаров, заменяя их другими.
Так, скажем, хлеб и картофель могут потеснить более питательные и/или более полезные продукты (мясо, сыры, творог, фрукты, овощи); услуги общественного транспорта могут заменить поездки на собственном автомобиле и т.п. Спрос на подобные заменяемые товары (их называют товарами низшей категории - хлеб, картофель, колбаса, гамбургеры) изменяется противоположно: с ростом доходов людей он сокращается, а с уменьшением доходов растёт.
Изменение цен на сопряжённые товары. Сопряжёнными называют два вида товаров. Так, взаимозаменяемые товары - это пары или группы продуктов, удовлетворяющие примерно одну и ту же потребность людей (сравним: чай и кофе, масло и маргарин, авиа- и железнодорожные перевозки, автомобили "Москвич" и "Жигули" и т.п.). Здесь между ценой на один товар и спросом на сопряжённые с ним другие товары существует прямая связь.
Например, снижение цены на говядину снижает спрос и на телятину, свинину, птицу. Почему? Потому что начинает действовать так называемый эффект замещения - удешевление говядины делает её относительно более привлекательной и побуждает потребителей заменять ею другие (сопряжённые) продукты. Спрос на такие взаимозаменяемые товары называют конкурентным.
В отличие от взаимозаменяемых, взаимодополняющие товары представляют собой "неразлучные" товарные пары, спрос на которые предъявляется одновременно: кварцевые часы и батарейки, иглы и нитки, фотоаппараты и фотоплёнка, автомобили и бензин и т.п. Здесь между ценой на один товар и спросом на другой существует обратная связь. К примеру, если цена на магнитофоны понизится, спрос на аудиокассеты возрастет. Такой потребительский спрос на взаимодополняющие товары называют совместным.
Изменения в ожиданиях потребителей можно свести к двум вариантам. Первый - ожидание Я повышения цен или доходов. Оно побудит потребителей увеличить свои покупки. Так, неурожай кофе в Бразилии вызовет опасение роста цен на этот продукт в будущем, что подстегнёт текущий спрос на него. Второй вариант, напротив, предполагает ожидание Ы снижения цен или доходов, что сокращает текущий спрос. Часть людей скорее всего воздержится от покупки компьютера, если узнает, что его цена вот-вот упадёт.
Степень удовлетворения потребностей населения в том или ином товаре: чем она выше, тем, очевидно, ниже спрос. В связи с этим ряд западных экономистов (сторонников маржинализма) полагает, что потребление подчиняется так называемому закону убывающей предельной полезности товара.
Суть здесь, если сверхкратко, в следующем. Полезность вещи (товара) вообще - это её способность удовлетворять ту или иную потребность людей. Предельная полезность - это то удовлетворение, которое получает потребитель, покупая каждую новую единицу данного товара. Другими словами, предельная полезность есть полезность последней из купленных единиц. Так вот, закон убывающей предельной полезности означает, что полезность каждой следующей единицы того или иного приобретаемого продукта уменьшается.
Термин "маржинализм" [от англ., франц. marginal - крайний, предельный — от лат. Marginsl (is) - находящийся на краю чего-либо -► отmargo - край, кайма, поле (страницы)] упомянут выше не случайно.
Маржинализм - это тот самый методологический принцип в экономическом анализе, который основан на использовании предельных величин, таких, как предельный продукт, предельная производительность, предельная полезность, предельные издержки и др.
Предельными подобные величины называются потому, что они, прирастая к уже имевшимся ранее величинам, становятся крайними, последними в данном ряду.
Например, если в хозяйстве у фермера к пяти прежним работникам добавлен шестой и благодаря этому выпуск продукции возрос с 800 до 900 д.е., то предельный продукт в данном случае составит 100 д.е. (900-800). Цель маржинальных анализов - математически точно определить условия, при которых в процессе расширения производства и потребления благ производители получают максимальную прибыль, а потребители - максимальную пользу.
2. Ценовой фактор, который отражает зависимость между количеством покупок ицен на данный товар. Его воздействие излагается в законе спроса.
Закон спросагласит: потребители готовы покупать тем больше товаров и услуг, чем цена на них ниже.
Предложение- это то количество товаров и услуг, которое готовы произвести и предоставить на рынок производители по данной цене вопределенный момент времени.
На величину предложения, его структуру и динамику также оказывают влияние многочисленные факторы:
1. Неценовые факторы, такие как изменения в технологиях, влияние налогов и субсидий, количество производителей и т.д.
Первый из этих факторов - изменение цен на ресурсы. К примеру, снижение цен на семена пшеницы и соответствующие удобрения уменьшит затраты на производство этого вида зерна, сделав его более выгодным. В результате предложение пшеницы на зерновом рынке возрастёт. Аналогично этому действует и изменение технологии. Скажем, технологическое совершенствование выращивания той же пшеницы также снижает её себестоимость и побуждает фермеров увеличивать своё предложение этой продукции.
В том же ряду стоит и следующий, третий фактор - изменение налогов и субсидий. Производители рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому их повышение сокращает предложение продукции. Субсидии же считаются как бы "налогом наоборот" и, следовательно, сокращают издержки, стимулируя увеличение предложения. Так, именно государственное субсидирование (финансовая поддержка) фермеров в Западной Европе и США позволяет примерно сохранять сложившийся там уровень предложения их продукции.
Фактор изменения цен на другие товары способен повлиять на предложение и данного продукта. Возьмём, к примеру, снижение цен опять на ту же пшеницу: оно может подтолкнуть фермеров к переключению, допустим, на производство гречихи (ставшее относительно более выгодным), и предложение последней возрастёт.
Ещё более значимы в сельском хозяйстве погодные условия: от них напрямую зависят сборы урожаев с полей. Так, неблагоприятная погода во многих районах России в 1998-1999 годах привела к резкому сокращению предложения отечественного зерна.
Наконец, действие последнего фактора - изменения числа производителей - можно заметить "невооружённым глазом". Например, достаточно было открыться многим сотням мини-пекарен в наших российских городах и посёлках, как предложение хлебокондитерских изделий значительно расширилось и возросло.
2. Ценовой фактор, который отражает зависимость между количеством продаж и цен на данный товар. Его воздействие излагается в законе предложения.
Закон предложениягласит: производители готовы производить тем больше товаров и услуг, чем цена на них на рынке будет выше.
В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке устанавливается цена, которая называется равновесной рыночной ценой.Она показывает, что товаров произведено ровно столько, сколько их требуется покупателям.
Однако, зачастую на рынке наблюдается либо превышение спроса над предложением товаров, что порождает дефицит, либо предложения над спросом, в результате чего наблюдается избыток товаров.
Государство может контролировать цены, применяя политику установления верхней и нижней границы цен.
Установление верхней границы цен – это тот уровень,выше которого продавать продукцию запрещается. При этом образуются дефициты или излишки продукции, и обществу приходится справляться с порождаемыми ими проблемами.
В странах с рыночной экономикой такая мера применяется в периоды острого товарного дефицита (например, во время войны), когда свободные рыночные цены для большинства населения недоступно высоки. Тогда подобное регулирование позволяет широким кругам потребителей приобретать товары первой необходимости, которые они не смогли бы купить при равновесных ценах.
Однако здесь же возникает цепочка негативных последствий. Нарушение рыночного саморегулирования вызывает устойчивый дефицит товаров и необходимость государственного нормирования дефицитной продукции для потребителей (например, через карточную систему). В результате неизбежно растёт контролирующий бюрократический аппарат, появляются нелегальные, чёрные рынки, фальшивые потребительские карточки и другие беззакония.
Второй вариант - установление нижней границы цен. Эта мера обычно применяется, когда государство хочет обеспечить достаточный уровень доходов определённым производителям (чаще всего фермерам). В данном случае установленная правительством минимальная цена, напротив, выше цены равновесия. Это поддерживает фермеров (низкая равновесная цена разорила бы их), но опять-таки порождает ряд негативных последствий.
Выключение рыночной саморегулировки неизбежно ведёт к образованию устойчивого излишка продукции (завышенная цена стимулирует предложение, одновременно сужая спрос). Государство вынуждено либо ограничивать производство (например, диктуя пределы посевных площадей и выплачивая компенсации за незасеянные поля), либо выкупать излишки продукции (тем самым субсидируя фермеров). При этом встаёт проблема хранения, использования или ликвидации закупленной излишней продукции.
Таким образом, административное установление цен в любом его варианте выключает механизм рыночного саморегулирования.
ТЕМА 7. ТЕОРИЯ ФИРМЫ
Основным экономическим агентом рыночной экономики является фирма.
Фирма(предприятие) представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.
Уместно поставить вопрос, какая причина заставляет индивидуальных предпринимателей объединяться в фирму? Ведь известно, что рынок обеспечивает свободу, а фирма ее ограничивает.
Дело в том, что для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную и обстоятельную информацию, которая требует больших издержек, называемых трансакционными (лат. transactio — сделка).
Способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле. Считается, что фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации.
В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются ее цели и средства их достижения.
Традиционная теория объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.
Менеджеральная теория фирмы доказывает, что цель фирмы — максимизация объема продаж и только потом дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, т.к. от нее зависят их жалованье и другие выплаты и льготы.
Теория максимизации роста основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры.
Бизнесмен— предприниматель, который занимается коммерческой деятельностью в целях получения дохода.
Важно отметить, что понятие «коммерческая деятельность» является неоднозначным. В одном случае речь идет о торговом деле (слово коммерция издавна означает торговлю). В более широком смысле коммерцией обозначают деятельность, связанную с получением прибыли (прироста первоначально затраченной суммы денег). В таком смысле будет рассматриваться бизнес в настоящем учебнике;
Бизнес называют коммерческим делом не случайно. Ибо тем самым подчеркивается его связь с такими рыночными отношениями, которые позволяют получать прибыль. Бизнесмен успешно ведет избранное дело, если умело и успешно осуществляет коммерческий расчет.
Коммерческий расчет соответствует требованиям развитого рыночного хозяйства. Он предполагает осуществление следующих основных правил:
1. Чтобы эффективно вести хозяйственную деятельность в рыночных условиях, предприятия должны быть свободны от чьей-либо опеки, а его руководители должны обладать предпринимательской
самостоятельностью. Они сами расходуют собственные или заемные деньги на покупку средств производства и заработную плату работникам. Определяют, как рационально использовать производственные факторы, какие выпускать товары, как учитывать состояние рынка, спрос покупателей.
2. Бизнесмен по собственному усмотрению реализует изготовленную им продукцию, получая при этом определенную сумму денег (ее называют сумма продаж, или валовая выручка).
При сопоставлении валового дохода с расходами прежде всего проявляется забота о том, как обеспечить самоокупаемость. Израсходованные в самом начале на производство деньги должны полностью возмещаться за счет выручки, чем обеспечивается безубыточность изготовления товаров. Все бизнесмены стремятся получить также прибыль — прирост первоначально затраченной на хозяйственную деятельность суммы денег. Иначе она неимеет экономического смысла, а предприятие потерпит крах.
3. Прибыль служит источником самофинансирования. Этот доход используется для дальнейшего расширения и совершенствования производства, решения социальных проблем трудового коллектива и на иные цели. Если фирме не хватает собственных денежных средств, то она получает от банков деньги взаймы.
4. Прибыль призвана материально заинтересоватьхозяев предприятия и работников в улучшении полученных результатов. Такие итоги зависят не только от производственной, но и от торговой деятельности на рынке.
5. Бизнесмен несет всю полноту экономической ответственности за конечные итоги работы. В условиях рыночной экономики собственники предприятий сами расплачиваются за допущенные ими убытки, невыполнение принятых обязательств и договоров.
Главная цель любого предприятия - получение максимальной прибыли. Организационно-правовые формы частных предприятий многообразны: единоличное предприятие, партнерства на паях (товарищества), акционерное общество (корпорация), кооперативы.
Издержки производства одно из важнейших категорий рыночной экономики. Их можно классифицировать в зависимости от объема производства на:
A) постоянныеиздержки, которые не зависят от величины производства (стоимость оборудования, аренда, амортизационные отчисления, налоги и т.д.);
Б) переменные,которые изменяются в зависимости от изменения объема выпуска (затраты на сырье, материалы, заработная плата рабочих и т.п.);
B) валовые издержки- это сумма постоянных и переменных издержек производства.
Предпринимательство- это хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения доходов. Предпринимательство предполагает:
- экономическую и юридическую самостоятельность хозяйствующих субъектов;
- свободу выбора хозяйственниками вида хозяйственной деятельности и агентов экономических отношений;
- признание права существования различных форм собственности, втом числе частной.
Организационно-правовые формы предпринимательства чрезвычайно многообразны. В зависимости от характера собственности можно выделить государственное и частное предпринимательство.
В государственном предпринимательствев качестве организатора производства и учредителя выступает государство или муниципалитет.
Формы частного предпринимательстванамного разнообразнее: единоличные фирмы, где собственником капитала является один человек;
товарищество или партнерство на паях, где соединяется капитал нескольких фирм;
акционерные общества, где пай каждого подтверждается ценной бумагой (акцией).
В зависимости от размеров предпринимательской деятельности различают мелкое (до 100 человек), среднее и крупное (более 500 человек) предпринимательство.
По признаку размеров предпринимательстваразличают: малый бизнес, средний и крупный.
В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали системы франчайзинга (от franchise — льготный) и венчурного (от venture рисковать) предпринимательства.
Франчайзинг — это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и на разрешение своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы ввиде скидок на цены, помощи в доставке товаров, вприобретении оборудования, в кредитах и т.д.
Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и, кроме того, они получают регулярные платежи от своих подопечных.
Венчурная фирма — это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и переходить к работе над другими видами продукции.
Родиной венчурного предпринимательства являются США, где оно возникло после второй мировой войны. В настоящее время венчурные фирмы начинают создаваться и функционировать и в России. Однако в целом малый бизнес не получил в России широкого распространения.
Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, т.к. ему приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.).
Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или малый. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.
Для организации предпринимательского бизнеса на его начальной стадии приходится осуществлять первоначальное вложение капитала.Источники покрытия стартового капитала и пополнения средств предпринимателя могут быть как собственные (внутренние), так и заемные.
К собственным средствамотносят прибыль от основной деятельности, прибыль от финансовых операций, уставный фонд, другие виды доходов.
К заемным источникамотносят: кредиты, ссуды, устойчивые пассивы, кредиторскую задолженность.
По-видимому, всем понятен самый простой способ обогащения бизнесмена. Его можно изобразить в виде следующей формулы:
Д – Т - Д', где Д' = Д + АД,
где Д — авансированная стоимость, т. е. первоначально затраченная сумма денег, которая в конечном счете возвращается к ее владельцу;
Т — необходимые для бизнеса товары;
Д — денежный доход от продажи товаров: авансированная стоимость (Д) плюс прибыль (прирост начальной стоимости) АД.
Иначе говоря, для начала бизнесмен должен иметь деньги, которые он пускает в «дело». На имеющуюся у него денежную сумму он покупает на рынке товары. А затем предприниматель продает товары. Но не по первоначальной, а по возросшей стоимости. При этом получает прибыль — прирост начальной суммы денег.
Здесь неизбежно возникает вопрос: как образуется дополнительная стоимость — прибыль?
Нельзя не заметить, что в приведенной формуле рассматриваются две рыночные сделки: покупка товаров (Д - Т) и их продажа (Т - Д). Поэтому в первую очередь источник происхождения прибыли, по всей видимости, надо искать в самих рыночных сделках.
Рассмотрим сначала вполне нормальный вариант сделки, когда товары продаются по равновесной рыночной цене, а спрос покупателей равен предложению продавцов. Тогда, разумеется, происходит эквивалентный (равноценный) товарно-денежный обмен, при котором не возникает никакого прироста стоимости.
Отсюда видно, что прирост стоимости возможен только при неэквивалентном рыночном обмене. Точнее говоря, такой прирост происходит, если возникает товарный дефицит, а спрос превышает предложение.
Прибыль может быть получена в трех случаях:
• предприниматель занимается спекуляцией: он покупает товары по одной цене (равной, допустим, равновесной цене), а продает их по более высокой цене;
• монополии устанавливают монопольно высокие цены; они закупают товары по монопольно низким ценам и продают готовую продукцию по более высоким ценам;
• торговые посредники (например, так называемые «челноки») закупают сравнительно дешевые товары, пользующиеся спросом, за рубежом (скажем, в Турции) и перепродают их по более высокой цене в России. Здесь не имеются в виду торговые капиталисты, у которых цены складываются иначе.
Итак, нажива в сфере рыночных отношений возможна далеко не всегда.
Во-первых, она происходит при образовании дефицита товаров и превышении спроса по сравнению с предложением товаров. Но, что на рынке возникают другие состояния торговых сделок — равенство спроса и предложения, а также превышение предложения над спросом.
Во-вторых, прибыль в рыночном обмене получают только отдельные, наверное, более ловкие и удачливые предприниматели. То, что один теряет, другой приобретает.Между тем общая сумма цен всех продуктов остается прежней.
Если же предприниматели, вместе взятые, попытаются нажиться за счет неэквивалентногообмена, то все они не смогут обогатиться на спекулятивной перепродаже товаров друг другу. Если, например, все бизнесмены повысят цены на изделия на10%, то, выступая в роли продавцов, они будут выигрыватьна эти 10%. Однако затем, попеременно становясь покупателями продуктов с возросшей ценой, они будут, разумеется, терять те же 10%.
Все сказанное означает, что непосредственно всфере рыночных отношений не существуют постоянные и действующие для всех предпринимателей источники прибыли.
Рынок не создает новую стоимость,а только перераспределяет стоимость, созданную в товарном производстве. Стало быть, нам предстоит выявить ту сферу экономики, которая способна обеспечить всем бизнесменам постоянное обогащение.
Новая стоимость создается в сфере производства. В ее возникновении активную роль играет капитал.
Капитал— это стоимость, предназначенная для создания новой стоимости.
Формула производственного капитала отличается от известной формулы рыночного обогащения:
Д - Т... - П... - Т - Д'
где Т — товары; СП — средства производства и Р — рабочая сила; П — процесс создания новых товаров; Т — изготовленные фирмой изделия с возросшей стоимостью; Д' — сумма продаж товаров, воплощающих новую стоимость (в том числе прибыль).
Формулу производительного капитала нельзя по-настоящему понять, если ее рассматривать просто как связь между деньгами и экономическими благами.
Все эти вещи связаны сопределенными лицами, которые активно участвуют в создании повой стоимости. Поэтому важно выяснить состав этих лиц. Прежде всего, во всем этом деле ведущую роль играет бизнесмен. Он изначально имеет сумму денег (Д), которая расходуется на покупку факторов производства — средств и предметов труда (СП), а также рабочей силы (Р).
Если иметь в виду небольшое предприятие, то средства производства являются собственностью капиталиста. Это обстоятельство предопределяет присвоение предпринимателем результатов хозяйственной деятельности, в том числе прибыли.
Стало быть, предстоит выявить ту сферу экономики, которая способна обеспечить всем бизнесменам постоянное обогащение.
На капиталистическом предприятии одновременно совершаются два разных, однако взаимосвязанных процесса: 1) создаются новые полезные вещи и 2) увеличивается первоначально затраченная стоимость.
Еще до начала процесса производства предприниматель закупает на рынке средства производства, необходимые для создания конечных благ. Они воплощают издержки труда работников заводов, создавших средства и предметы труда. Эти издержки можно назвать старой стоимостью.
Старая стоимость— это издержки предприятий — поставщиков средств производства.
Вряд ли нужно доказывать, что бизнесмен не получит никакой выгоды от приобретения средств производства, содержащих старую стоимость. Рост капитала возможен только тогда, когда к старой стоимости будет добавлена новая стоимость. Такую стоимость непосредственно создают участники трудовой и предпринимательской деятельности на данной фирме. Поэтому новая стоимость достается работникам в виде заработной платы и бизнесмену — в форме прибыли.
Новая стоимость— прирост стоимости от трудовой и предпринимательской деятельности.
Стало быть, сейчас можно представить структуру общей величины стоимости товара, изготовленного на капиталистической фирме.