Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

БЕРЕЗНИКОВСКИЙ ФИЛИАЛ

УТВЕРЖДАЮ

___________________Кутырева О.А.

Зам.директора по УМР

"_____"__________________2014 г.

Рабочая программа дисциплины

__Бизнес-планирование___

(Наименование дисциплины)

Направление подготовки

экономика

Профиль подготовки

_____________________

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная, заочная

(очная, очно-заочная, заочная)

Березники 2014

Цели освоения дисциплины

Учебный курс «Бизнес-планирование» нацелен на приобретение первоначальных и базовых знаний, необходимых экономисту, в области планирования бизнес-процессов в организации. Актуальность учебного курса обусловливается все большим и большим использованием бизнес-плана в управлении современной фирмой (организацией).

Основная цель курса – овладение студентами знаниями в области организации процесса бизнес-планирования.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к циклу:

Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть

(Указывается цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина)

Дисциплина основывается на знаниях, полученных в предшествующих дисциплинах «Менеджмент»», «Маркетинг», «Экономика общественного сектора», «Бухгалтерский учет», «Налоги и налогообложение».

Освоение дисциплины необходимо как предшествующее для разработки отчетов по практике в части планирование и прогнозирование развития организации в краткосрочном и среднесрочном периодах.

Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Дисциплина направлена на формирование компетенций, представленных в таблице 1

Таблица 1 – Компетенции, формируемые дисциплиной

№ п/п Шифр компетенции Формулировка компетенции
ОК- 5 умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
ОК- 8 способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность
общепрофессиональные компетенции (приводятся коды компетенций по п.5.2 ФГОС ВПО, относящиеся к данной дисциплине)
ПК- 1 способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
ПК- 3 способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
ПК- 4 способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • структуру и функции бизнес-плана;
  • этапы бизнес-планирования;
  • требования к разработке бизнес-планов.

уметь:

  • рассчитывать основные плановые показатели необходимые для составления бизнес-плана;
  • анализировать рыночную ситуацию, конкурентов, возможные риски;
  • составлять бизнес-план.

Владеть:

Необходимыми навыками организации и планирования предпринимательской деятельности.

В ходе изучения данной дисциплины студенты получают основополагающие знания о том, кто может быть потенциальным предпринимателем в России, каковы основные организационные формы бизнеса, как и для чего, составляется бизнес-план, финансовый план предпринимателя, организационный план, как управлять новым предприятием.

  1. Структура содержания дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____ зачетных единиц, _______ часов.

Форма обучения: очная, «Экономика» 2014-2015уч.год

№ п/п Наименование разделов, тем Аудиторные занятия (час.) Формы текущего контроля Форма промежуточной аттестации
Лекции (Л) Лабараторно-практические (ЛР, ПЗ)
РАЗДЕЛ 1.Бизнес-план и его роль в современном предпринимательстве. Тема 1.1.Понятие бизнес-плана.    
Тема 1.2.Назначение и состав бизнес-плана.   ФТК-5 (коллоквиум)
РАЗДЕЛ 2.Состав, структура и объем бизнес-плана. Тема 2.1. Описание проекта (резюме). Общая характеристика предприятия, отрасли, продукции.   ФТК-16 (тестирование)
Тема 2.2. Анализ рынка и основных конкурентов ФТК-9 (отчет по практической работе)
Тема 2.3. Планирование производства. ФТК-9 (отчет по практической работе)
Тема 2.4. План маркетинговой деятельности. ФТК-9 (отчет по практической работе)
Тема 2.5. Организационный план. ФТК-9 (отчет по практической работе)
Тема 2.6. План по рискам. ФТК-9 (отчет по практической работе)
Тема 2.7. Финансовый план. ФТК-9 (отчет по практической работе)
  Экзамен     ФПК-4
  ИТОГО

Форма обучения: заочная, «Экономика» 2014-2015уч.год

№ п/п Наименование разделов, тем Аудиторные занятия (час.) Формы текущего контроля Форма промежуточной аттестации
Лекции (Л) Лабараторно-практические (ЛР, ПЗ)
РАЗДЕЛ 1.Бизнес-план и его роль в современном предпринимательстве. Тема 1.1.Понятие бизнес-плана.    
Тема 1.2.Назначение и состав бизнес-плана.   ФТК-5 (коллоквиум)
РАЗДЕЛ 2.Состав, структура и объем бизнес-плана. Тема 2.1. Описание проекта (резюме). Общая характеристика предприятия, отрасли, продукции.   ФТК-16 (тестирование)
Тема 2.2. Анализ рынка и основных конкурентов ФТК-9 (отчет по практической работе)
Тема 2.3. Планирование производства.   ФТК-9 (отчет по практической работе)
Тема 2.4. План маркетинговой деятельности. ФТК-9 (отчет по практической работе)
Тема 2.5. Организационный план.   ФТК-9 (отчет по практической работе)
Тема 2.6. План по рискам.   ФТК-9 (отчет по практической работе)
Тема 2.7. Финансовый план. ФТК-9 (отчет по практической работе)
  Экзамен     ФПК-4
  ИТОГО

Содержание учебной дисциплины

РАЗДЕЛ 1.Бизнес-план и его роль в современном предпринимательстве.

Тема 1.1.Понятие бизнес-плана.

Понятие бизнес-плана. Классификация бизнес-планов. Цели бизнес-плана.

Тема 1.2.Назначение и состав бизнес-плана.

Источники идеи бизнес-плана. Читатели бизнес-плана. Структура бизнес-плана.

РАЗДЕЛ 2.Состав, структура и объем бизнес-плана.

Тема 2.1. Описание проекта (резюме). Общая характеристика предприятия, отрасли, продукции.

Резюме. Задача резюме. Содержание резюме. Цель и задачи бизнес-плана. Организационно- правовая форма предприятия. Описание предприятия, его специализация. Характеристика менеджеров высшего звена управления. Миссия предприятия. Оценка сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия. Сильные и слабые стороны товара.

Тема 2.2. Анализ рынка и основных конкурентов.

Определение размеров (емкости) рынка; степени насыщенности рынка; тенденции изменения емкости и насыщенности рынка на ближайшую перспективу; выявление наиболее перспективных рынков сбыта и причин их предпочтения; оценка основных конкурентов.

Тема 2.3. Планирование производства.

Производственная мощность предприятия. Схема технологического процесса. Потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования. Потребность в сырье, материалах. Потребность в персонале и заработной плате. Калькуляция себестоимости.

Тема 2.4. План маркетинговой деятельности.

Выбор системы распространения товара. Анализ ценовой политики. Реклама. Методы стимулирования продаж, формирования спроса и организация послепродажного сервиса.

Тема 2.5. Организационный план.

Кадровая политика предприятия. Организационная структура предприятия. Штатное расписание.

Тема 2.6. План по рискам.

Сущность, содержание и виды рисков. Классификация рисков. Производственные риски. Коммерческие риски. Финансовые риски. Способы оценки степени рисков.

Тема 2.7. Финансовый план.

Распределение чистой прибыли. Баланс денежных средств. Доходы и затраты. Финансовый план предприятия на первый планируемый год. Расчет безубыточности и график безубыточности. Показатели планируемой финансово-экономической деятельности предприятия.

  1. Виды учебной работы и образовательные технологии

В процессе реализации данной дисциплины (модуля) используются виды учебной работы и образовательные технологии, представленные в таблице 3.

Таблица 3 – Виды и образовательные технологии

№ темы Виды учебной работы Образовательные технологии
шифр наименование шифр наименование
Л лекция ОТ-1, ОТ-4, ОТ-6-2,   Технология полного усвоения знаний, технология проблемного обучения, диалог.
Л   Лекция   ОТ-1, ОТ-4, ОТ-6-2,   Технология полного усвоения знаний, технология проблемного обучения, диалог.
Л лекция ОТ-1, ОТ-4,   Технология полного усвоения знаний, технология проблемного обучения, диалог.
Л лекция ОТ-1, ОТ-4, ОТ-6-2, ОТ-6-3 Технология полного усвоения знаний, технология проблемного обучения, диалог, дискуссия
Л ПЗ Лекция Практическое занятие ОТ-1, ОТ-4, ОТ-6-2, ОТ-6-3 Технология полного усвоения знаний, технология проблемного обучения, диалог, дискуссия
Л ПЗ   Лекция Практическое занятие ОТ-4, ОТ-6-2, ОТ-6-3 технология проблемного обучения, диалог, дискуссия
Л ПЗ Лекция Практическое занятие ОТ-4, ОТ-6-2, ОТ-6-3 технология проблемного обучения, диалог, дискуссия
Л ПЗ Лекция Практическое занятие ОТ-4, ОТ-6-2, ОТ-6-3 технология проблемного обучения, диалог, дискуссия
Л ПЗ Лекция Практическое занятие ОТ-4, ОТ-6-2, ОТ-6-3 технология проблемного обучения, диалог, дискуссия
  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Текущий контроль

Результаты освоения учебной дисциплины (модуля) оцениваются следующими средствами текущего контроля успеваемости: практические задания по соответствующим разделам бизнес-плана.

Опросы по пройденному материалу, контроль за выполнением индивидуальных заданий с выставлением оценок в журнал.

Итоговые контрольные мероприятия

Итоговый контроль за выполнением всех работ с выставлением оценок, защита бизнес-плана, экзамен.

Фонд тестовых и контрольных заданий для оценки знаний по дисциплине

Фонд тестовых занятий находится в электронной форме CD диск «Бизнес-планирование» электронное учебное пособие для руководителей и специалистов предприятий малого бизнеса. Раздел «Проверь себя». Диск прилагается к УМК.

Тестирование проводится на каждом практическом занятии в первые десять минут. Тест состоит из пяти вопросов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Тест №1

  1. План производства содержит

a. описание продукта

b. технологию производства

c. расчет материальных затрат

d. описание местоположения бизнеса

e. все перечисленное

  1. Производственная себестоимость рассчитывается в

a. плане маркетинга

b. плане производства

c. финансовом плане

d. организационном плане

  1. План маркетинга должен отражать вопросы, связанные с:

a. ценообразованием

b. продвижением продукта

c. технологией производства

d. все перечисленное

  1. Резюме проекта составляется

a. в начале написания бизнес-плана

b. в конце написания бизнес-плана

  1. В каком разделе бизнес-плана используется SWOT-анализ?

a. план маркетинга

b. план производства

Тест №2

1. Что показывает PI?

a. стоимость капитала

b. отдачу денежной единицы, вложенной в проект

c. внутреннюю норму прибыли

2. IRR показывает

a. максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть связаны с данным проектом

b. верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает проект убыточным

c. минимальное значение рентабельности, приемлемое для инвестора

d. все перечисленное

3. Основными объективными факторами, влияющими на эффективность проекта являются

a. горизонт планирования

b. объем инвестиций

c. инфляция

d. чистый денежный поток

e. все перечисленное

4. Могут ли показатели PP и DPP быть использованы при сравнении проектов с различными объемами первоначальных инвестиций?

a. да

b. нет

5. Перечислите временные показатели оценки эффективности проекта

Тест №3

1. При определении ставки дисконтирования всегда учитывается

a. безрисковая ставка процента

b. инфляция

c. риск

d. все перечисленное

2. Изменение каких показателей рассматривают при классическом анализе чувствительности?

a. PP

b. NPV

c. ARR

d. IRR

e. PI

3. Если при использовании метода Монте-Карло выяснилось, что вероятность отрицательного NPV равна 0 – это значит:

a. что проект принимается

b. что проект не принимается

c. решение будет зависеть от предрасположенности к риску инвестора

4. Может ли коэффициент бета быть меньше нуля?

a. да

b. нет

5. Абсолютными мерами риска являются

a. дисперсия

b. среднеквадратическое отклонение

c. коэффициент вариации

Тест №4

1. Путь – это:

a. продолжительность всех работ сетевого графика

b. непрерывная последовательность работ, начиная от исходного события сетевой модели и заканчивая завершающим

c. кратчайший маршрут от исходного события до завершающего

2. Ожидание – это:

a. технологическая или организационная взаимосвязь между событиями

b. процесс, не требующий затрат труда, но требующий затрат времени

c. вынужденный простой работников, машин и механизмов

3. Метод логического зонирования по слоям заключается в:

a. группировке работ по продолжительности

b. группировке событий так, чтобы не было связей между событиями в одном слое

c. группировке событий так, чтобы между слоями не было пересекающихся работ

4. Коэффициент сложности – это:

a. отношение продолжительности критического пути к сумме продолжительности всех работ

b. отношение количества входящих работ в событие к количеству исходящих

c. соотношение количества работ сетевого графика и количества событий

5. Событие – это:

a. результат выполнения одной или нескольких работ, позволяющий начинать следующую работу

b. начало работы или завершение работы

c. одновременное завершение или начало нескольких работ

Тест №5

1. При разработке структуры разбиения работ могут быть использованы:

a. структура продукции проекта

b. структура ресурсов

c. структура функций управления проектом

d. структура документации по управлению проектом

e. структура жизненного цикла проекта

2. Чтобы получить матрицу ответственности структуру разбиения работ необходимо соединить:

a. с деревом работ

b. с деревом целей

c. со структурой ресурсов

d. со структурой затрат

e. с организационной структурой управления проектом

3. Для создания структуры разбиения работ необходимы:

a. структура целей

b. дерево работ

c. укрупненное содержание проекта

d. сетевой график

e. структура стоимости проекта

4. В иерархической модели структуры разбиения работ используются связи:

a. «многие ко многим»

b. «один к одному»

c. «один к многим»

5. Простейшим элементом структуры разбиения работ является

a. комплекс работ

b. операция

c. пакет работ

d. задача

e. единичная работа

Тест №6

1. Что включает в себя управление стоимостью проекта?

a. Бюджетирование проекта

b. Контроль стоимости

c. Управление затратами

d. Все перечисленное

2. Какой документ является основным при управлении стоимостью?

a. Бизнес-план

b. Бюджет

c. Смета

3. При укрупненной оценке допускается погрешность до

a. 50%

b. 40%

c. 30%

d. 20%

e. 5%

4. Если CPI больше 1 это значит

a. перерасход средств

b. экономия средств

c. отставание от графика

d. опережение графика

5. Бюджетная стоимость работ, запланированных в соответствии с расписанием, или количество ресурса, предполагаемые для использования к текущей дате обозначается

a. BCWS

b. ACWP

c. BCWP

Тест №7

1. Наиболее полное и правильное определение понятия «качества» звучит следующим образом:

a. набор важных для потребителя характеристик продукции;

b. система основных аспектов проекта, касающихся его разработки, реализации, материально-технического обеспечения и эксплуатации;

c. целостная характеристика продукции, касающаяся его способности обеспечивать достижение основных целей производителя;

d. целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности;

e. показатель бездефектности продукции

2. Современная концепция управления качеством обобщенно называется:

a. управление по целям;

b. контроль качества в масштабе всей компании;

c. постоянное совершенствование качества;

d. всеобщее управление качеством;

e. ноль-дефектов

3. Согласно ANCI PMBoK 2000 к управлению качеством относятся:

a. планирование качества;

b. обеспечение качества;

c. контроль качества;

d. улучшение качества

e. разработка стандартов

4. Сопоставить функциональную полезность и стоимость в рамках ФСА позволяет:

a. структурно-элементная модель;

b. функционально-физическая модель;

c. функционально-стоимостная диаграмма.

5. Ценность продукции для производителя определяется:

a. увеличением объема продаж;

b. надежностью использования;

c. увеличением прибыли;

d. легкостью использования;

e. долговечностью

Данный шаблон бизнес-плана утвержден постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470, приложением №1 к Положению об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации. (в шаблон бизнес-плана внесены корректировки преподавателем кафедры экономики УрГЭУ Качура А.А. в соответствии с региональными особенностями)

Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) - student2.ru Оглавление

1. Титульный лист. 4

2. Вводная часть или резюме проекта. 4

3. Анализ положения дел в отрасли. 5

4. Производственный план. 6

5. План маркетинга. 6

6. Организационный план. 7

7. Финансовый план. 8

Приложение. 11

Титульный лист

БИЗНЕС-ПЛАН

(краткое название проекта)

Название и адрес предприятия

Имена, адреса и телефоны основных учредителей с указанием доли в уставном капитале (для ООО)

Фамилия, имя, отчество руководителя организации-претендента

Суть проекта (3-5 строк)

Форма участия государства в финансовом обеспечении проекта

Финансирование проекта (в процентах):

· собственные средства

· заемные средства (отдельно - отечественные и иностранные)

· средства государственной поддержки

Срок окупаемости проекта

Наши рекомендации