Видов субъектов предпринимательства

ПРАВОВОЙ СТАТУС ОТДЕЛЬНЫХ

 

6.1. Хозяйственные объединения

Осуществление предпринимательской деятельности ее субъек­тами — предприятиями вызывает потребность в непосредствен­ном взаимодействии с другими предприятиями с целью коллек­тивного использования производственного, научно-технического, информационного и финансового потенциала каждого из них для достижения большей эффективности. Это обусловило создание большого числа и разнообразие видов объединений предприятий, возникающих на добровольной основе, с активными «горизон­тальными» связями между их участниками — субъектами пред­принимательской деятельности.

На практике действует множество различных видов объеди­нений предприятий, что требует их соответствующего правового регулирования.

Согласно ст. 119 ХК Украины в зависимости от порядка уч­реждения объединения предприятиймогут образовываться как

хозяйственные объединения или как государственные либо ком­мунальные хозяйственные объединения.

Государственное (коммунальное) хозяйственное объедине­ние — объединение предприятий, образованное государственны­ми (коммунальными) предприятиями по решению Кабинета Ми­нистров Украины или, в определенных законом случаях, реше­нию министерств (других органов, в сферу управления которых входят предприятия, образующие объединение), или решению ком­петентных органов местного самоуправления. Такое объедине­ние действует на основе решения о его образовании и устава, ко­торый утверждается органом, принявшим решение об образова­нии объединения.

Хозяйственное объединение— объединение предприятий, об­разованное по инициативе предприятий, независимо от их вида, которые на добровольных началах объединили свою хозяйствен­ную деятельность.

Хозяйственные объединения характеризуются следующими признаками:

Во-первых, его учредителями (участниками) могут быть только коммерческие юридические лица, то есть организации, ставящие своей основной целью получение прибыли.

Во-вторых, участники объединения сохраняют свою юридичес­кую самостоятельность как субъекты права. Это зафиксировано в ч.1 ст.121 Хозяйственного кодекса. Предприятия — участники объединения предприятий сохраняют статус юридического лица независимо от организационно-правовой формы объединения, и на них распространяются положения этого Кодекса и других за­конов по регулированию деятельности предприятий. Следователь­но, объединение не вправе осуществлять управление и контроль за деятельностью участников и выполнять функции по распоря­жению их имуществом.

В-третьих, добровольный порядок создания. Добровольность волеизъявления учредителей на создание объединения находит отражение в учредительном договоре.

В-четвертых, объединение признается новым и самостоятель­ным субъектом права (юридическим лицом), которому принадле­жит имущество, переданное ему учредителями (участниками).

Исходя из указанных признаков, можно показать черты сход­ства и отличия хозяйственных объединений и хозяйственных обществ. Общим у тех и других юридических лиц является то, что они создаются на добровольных началах, их участники со­храняют свою юридическую самостоятельность, а они являются новыми субъектами права и собственниками переданного им уч­редителями имущества. Различие можно проводить по различ­ным основаниям — по целям деятельности, объему и сфере регулир­ования, а также кругу участников. Круг участников хозяйствен­ных обществ гораздо шире, нежели хозяйственных объединений: если участниками хозяйственных обществ могут быть как физи­ческие, так и юридические лица, то учредителями хозяйственных объединений — только юридические лица.

Порядок создания и учредительные документыхозяйствен­ного объединения определяются ч.З ст.119 ХК, согласно кото­рой объединения действуют на основе учредительного договора и/или устава, утверждаемого их учредителями. Очевидно, что если создается договорное объединение (ассоциация и корпора­ция), то требуется учредительный договор. При создании же консорциумов и концернов (уставных объединений) необходим устав. Хотя следует отметить, что вряд ли оправданна альтерна­тива «договор или устав», ведь, например, и уставным объедине­ниям трудно обойтись без учредительного договора.

Законодательством Украины не предусмотрены требования к содержанию учредительных документов хозяйственных объеди­нений. Представляется, что в учредительных документах объеди­нения, как и других юридических лиц, должны определяться, на-

видов субъектов предпринимательства - student2.ru видов субъектов предпринимательства - student2.ru пример, наименование, место его нахождения, порядок управления деятельностью, состав и компетенция органов управления и поря­док принятия ими решений, в том числе перечень вопросов, реше­ния по которым принимаются единогласно или квалифицирован­ным большинством голосов участников объединения, а также по­рядок распределения имущества, остающегося после его ликвидации.

В уставе хозяйственного объединения целесообразно преду­сматривать цели и задачи, предмет деятельности объединения, источники образования имущества, создаваемые фонды, органы управления и контроля, порядок реорганизации и ликвидации. В учредительном договоре могут быть зафиксированы права и обязанности участников объединения, порядок принятия и вы­хода их из объединения, размеры и виды взносов, вносимых ими в имущество объединения, порядок изменения и расторжения договора.

Решение об образовании объединения предприятий (учреди­тельный договор) и устав объединения согласовываются с Анти­монопольным комитетом Украины в порядке, установленном за­конодательством (ч.4 ст. 121 ХК).

Так, Антимонопольный комитет Украины рассмотрел заяв­ление о предоставлении согласия на создание внешнеэкономи­ческой корпорации «Тяжмашимпекс», учредителями которой вы­ступили наиболее крупные украинские производители продук­ции тяжелого машиностроения, в частности, Славянский завод тяжелого машиностроения, концерн «Азовмаш», ВАТ «Днепро-тяжмаш» и «Запорожтрансформатор», НВО «Турбоатом» и «Электротяжмаш», холдинговая компания «Энергострой», ряд других предприятий и организаций.

Учредители корпорации делегировали ей полномочия относи­тельно участия в международных тендерах, заключения и орга­низации исполнения контрактов на строительство за рубежом объектов тяжелого машиностроения, поставку оборудования, ме­таллоконструкций, организации научно-исследовательских и экс­периментально-конструкторских работ с целью создания кон­курентоспособной машиностроительной и иной продукции.

Создание корпорации самыми мощными машиностроитель­ными предприятиями, часть из которых занимает монопольное положение на общегосударственных рынках, может оказать не­гативное влияние на состояние конкуренции. Однако Антимо­нопольный комитет Украины принял во внимание то, что по основным видам продукции участники корпорации не являются конкурентами между собой, а деятельность корпорации будет осуществляться преимущественно на внешних рынках и будет способствовать повышению конкурентоспособности на этих рынках украинских предприятий.

После внесения соответствующих изменений в учредитель­ные документы согласие Антимонопольного комитета Украи­ны на создание корпорации было предоставлено.

В тех же случаях, когда создание хозяйственного объединения может привести или усилить уровень монополизации на рынке, Антимонопольный комитет Украины отказывает в даче согласия на его создание.

Так, в Антимононополъный комитет Украины поступило за­явление о предоставлении согласия на создание корпорации «Ки-ровоградэлеваторзернопром» на базе Кировоградского производ­ственного объединения элеваторной и зерноперерабатывающеи промышленности.

Участниками корпорации имели намерение стать все хозяй­ствующие субъекты, которые входят в состав названного объ­единения.

Основными видами деятельности учредителей корпорации являются закупка и хранение зерна, масляных культур, семян и производство продукции мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности.

Анализ проекта учредительного договора корпорации дал ос­нование рассматривать группу учредителей (27 юридических лиц) как единый хозяйствующий субъект (предприниматель), где корпорация имеет решающее влияние на хозяйственную де­ятельность учредителей, в том числе на принятие управленче­ских решений на основе прав, зафиксированных в проекте учре­дительного договора.

Создание корпорации привело бы к монополизации рынков услуг по хранению и переработке зерна, производства и хране­ния муки в пределах Кировоградской области.

В соответствии с распоряжением государственного уполно­моченного Антимонопольного комитета было начато рассмот­рение дела об экономической концентрации.

В результате рассмотрения дела было установлено, что соз­дание корпорации противоречит заданиям Государственной про­граммы демонополизации экономики и развития конкуренции, поскольку на базе уже действующего монопольного образования создается новое образование, которое благодаря использованию финансовых и коммерческих возможностей участников эконо­мической концентрации увеличит уровень монополизации от­дельных рынков области.

Антимонопольный комитет своим распоряжением отказал в предоставлении согласия на создание корпорации «Кирово-градэлеваторзернопром». При этом было отмечено, что согла­сие на концентрацию может быть предоставлено при условии изменения состава участников концентрации способом, кото-

видов субъектов предпринимательства - student2.ru видов субъектов предпринимательства - student2.ru видов субъектов предпринимательства - student2.ru видов субъектов предпринимательства - student2.ru видов субъектов предпринимательства - student2.ru рый устраняет возможность монополизации ими соответству­ющих рынков.

Хотя возникает объединение на основе добровольного воле­изъявления участников, однако это не исключает необходимость его государственной регистрации как юридического лица — субъекта предпринимательской деятельности. Государственная регистрация хозяйственного объединения производится в поряд­ке, установленном законом.

Одно из основных правил, регламентирующих выполнение хо­зяйственным объединением обязательств, определяет содержаща­яся в ч.4 ст. 123 Хозяйственного кодекса норма: объединение предприятий не отвечает по обязательствам его участников, а предприятия-участники не отвечают по обязательствам объеди­нения, если иное не предусмотрено учредительным договором или уставом объединения.

Это положение вытекает из принципа самостоятельной иму­щественной ответственности юридического лица, закрепленного в ст.96 Гражданского кодекса Украины: юридическое лицо са­мостоятельно отвечает по своим обязательствам всем принадле­жащим ему имуществом.

Поскольку объединение и создавшие его участники являются юридическими лицами и самостоятельными субъектами права, то, по общему правилу, исключается взаимная имущественная ответственность их друг за друга по обязательствам.

Однако указанная норма имеет диапозитивный характер, пре­дусматривая возможность иного решения вопроса в учредитель­ных документах. Следовательно, в порядке исключения из обще­го правила, в учредительном договоре или в уставе могут быть предусмотрены условия и порядок имущественной ответственно­сти участников по обязательствам объединения. Это в наиболь­шей степени возможно в концерне, где тесная взаимосвязь учас­тников и значительная централизация управления вызывает це­лесообразность установления имущественной ответственности участников по долгам объединения и наоборот. Но речь, вероят­но, может идти лишь об их дополнительной (субсидиарной) от­ветственности по обязательствам друг друга. При этом кредитор должен предъявить требование прежде всего к основному долж­нику (объединению). В случае же отказа основного должника удовлетворить требования кредитора ввиду недостаточности средств и имущества, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Ст. 120 Хозяйственного кодекса Украины называет четыре видахозяйственных объединений: ассоциация, корпорация, консор­циум и концерн.Первые два вида — договорные, остальные — уставные. Приведение в законодательстве перечня объединений имеет определенное значение для отграничения различных ви-

дов используемых в практике объединений, выявления их разли­чий. Вместе с тем важно, что этот перечень не имеет исчерпываю­щего характера. В законе указано, что возможны и другие объ­единения предприятий, предусмотренные законом. Это позволяет включать в сферу действия закона новые, ранее не известные, виды

объединений.

Ассоциация— договорное объединение, созданное в целях пос­тоянной координации хозяйственной деятельности объединивших­ся предприятий путем централизации одной или нескольких производственных и управленческих функций, развития специа­лизации и кооперации производства, организации совместных производств на основе объединения участниками финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения преимущественно хозяйственных потребностей участников ассоциации (^.2 ст.120 ХК). Хотя цель ассоциации в законодательстве определена как координация деятельности, обычно это не единственная цель. Другими целями ассоциации могут быть обеспечение ьащиты прав участников, представление общих интересов и т.п.

Ассоциация может осуществлять координацию общих разра­боток и исследований, оказывать участникам услуги, в частно­сти юридические (консультации по вопросам правового регули­рования предпринимательской деятельности, включая экспорт­но-импортные операции, кредитование); информационные (обеспечение участников рыночной информацией, рекламой для стимулирования спроса на рынках, обеспечение информацией по техническим разработкам, промышленным стандартам и про­мышленной статистике); иные (поиск новых рынков сбыта, сфер потребления, разработка и установление стандартов ассоциации по вопросам отраслевых классификаторов качества, надежнос­ти, условий труда, уровня квалификации работников и др.).

Ассоциация получила широкое распространение как один из ведущих видов хозяйственных объединений, поскольку является универсальным способом ведения совместной деятельности, выгодно отличаясь от концерна и корпорации невысокой степенью центра­лизации, от консорциума — широкой направленностью. Она при­влекательна для ее участников возможностью сочетания участия в ее деятельности с участием в других ассоциациях и хозяйствен­ных объединениях с сохранением всей полноты юридической са­мостоятельности. Эти особенности ассоциации в сочетании с вы­полнением ею функций по координации деятельности участников, оказании им и другим организациям производственных, коммер­ческих, информационных услуг способствуют объединению уси­лий участников, налаживанию хозяйственных связей, коопериро­ванию производства, вызывают большой рост числа ассоциаций.

В рамках ассоциаций их участники обычно координируют выполнение отдельных своих задач либо совместно осуществляют

видов субъектов предпринимательства - student2.ru видов субъектов предпринимательства - student2.ru лишь часть не основных функций. Такая ограниченность связи между участниками делает невозможным взаимную имущественную ответственность по долгам участников и ассоциации в целом. Это же делает возможным участие одного и того же юридического лица в различных ассоциациях. Управление в ассоциации может осуществляться как специально создаваемыми органами управле­ния, так и головным юридическим лицом (по согласованию участ­ников). Орган управления, создаваемый в ассоциации, для участ­ников, в основном, является информирующим, координирующим центром, обеспечивающим согласованные действия по отдельным видам деятельности. Он может быть и центром, аккумулирующим средства для осуществления инвестиций и общих задач.

Учитывая нежесткость связи между участниками ассоциации и незначительную степень централизации, Закон предусматрива­ет: ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность любого из ее участников.

В целях обеспечения защиты конкуренции и недопущения ее неправомерного ограничения Антимонопольным комитетом Укра­ины разработаны Принципы обеспечения соответствия антимоно­польному законодательству создания и деятельности ассоциации предпринимателей (информационное письмо Антимонопольного комитета Украины от 20.12.95 г. № 5/03).

Объединение предпринимателей в ассоциацию с учетом этих Принципов рассматривается Антимонопольным комитетом Укра­ины как осуществление предпринимателями их законного права на договорное добровольное объединение с целью, определенной Законом, и в виде, который не противоречит антимонопольному законодательству, то есть без создания монопольного образования, монополизации рынков и без ограничения конкуренции.

Принципы применяются к ассоциациям, которые создаются пред­принимателями, являющимися конкурентами, или предпринима­телями, не являющимися конкурентами, однако их объединение на иных условиях, нежели определено в Принципах, может приве­сти к появлению монопольного образования, монополизации рын­ка, ограничению конкуренции.

Создание ассоциации признается не приводящим к нарушени­ям антимонопольного законодательства при соблюдении следую­щих условий:

ассоциация создается как договорное лицо, которое не являет­ся хозяйственным обществом или предприятием; не осуществляет предпринимательской деятельности; учредители и участники ас­социации не получают прямых доходов (дивидендов) от ее дея­тельности;

филиалы и представительства ассоциации имеют статус ее струк­турных подразделений;

ассоциация является свободной для вступления (выхода) но­вых участников (учредителей) на основах соблюдения ими учре­дительных документов ассоциации и соответствия этим принци­пам;

предмет деятельности ассоциации включает координацию хо­зяйственной деятельности участников без права вмешиваться в их производственную и коммерческую деятельность и принятия управленческих решений;

функции и полномочия ассоциации исключают возможность осуществления действий, ограничивающих конкуренцию среди учредителей и других участников рынка;

ассоциация не основывает и не выступает соучредителем но­вых хозяйствующих субъектов, не осуществляет контроль или управление, в том числе доверительного, относительно хозяй­ствующих субъектов.

Наиболее характерными видами координационной деятельно­сти и функций ассоциации, которые рассматриваются Антимоно­польным комитетом Украины как не приводящие к появлению монопольных образований, монополизации рынков, ограничению конкуренции, являются следующие:

обеспечение участников ассоциации информацией по техни­ческим разработкам промышленных стандартов и промышлен­ной статистики;

предоставление участникам услуг, которые наиболее эффек­тивно могут предоставляться на отраслевом уровне или центра­лизованно, в частности таких, как юридические консультации, помощь в осуществлении экспорта, страхование, кредитование,

также обучение;

утверждение норм поведения ассоциации, ее участников или принятие внутреннего кодекса поведения с учетом указанных в информационном письме принципов. Целью норм является сти­мулирование лучшей предпринимательской политики участни­ков, справедливого обращения с потребителями, правил и чест­ных обычаев в предпринимательстве;

поддержка интересов участников в государственных органах; координация совместных исследований и разработок. Другими видами координационной деятельности и функций ассоциации могут быть:

обеспечение участников ассоциации рыночной информацией; осуществление рекламы для содействия развитию экспорта и сти­мулирования спроса на внутренних рынках; осуществление по­иска новых рынков сбыта, сфер снабжения;

разработка и установление стандартов ассоциации по вопро­сам отраслевых классификаторов качества, надежности, по во­просам условий труда или уровня квалификации работников, по вопросам поведения в отношениях с потребителями;

видов субъектов предпринимательства - student2.ru видов субъектов предпринимательства - student2.ru видов субъектов предпринимательства - student2.ru содействие законным интересам участников в осуществлении иных видов деятельности, которые не противоречат учредительно­му договору.

Вышеуказанные виды координационной деятельности и функ­ций ассоциации могут осуществляться с учетом следующих по­ложений:

ассоциация ни при каких обстоятельствах не рекомендует цены, не осуществляет обмен информацией относительно средних цен или среднего уровня затрат, не предупреждает о запланирован­ных изменениях в действиях участников на рынках;

сведения о деятельности отдельных участников ассоциации не публикуются и не передаются другим участникам ассоциации, кроме как в общем виде, без определения отдельных участников и не раньше, чем через месяц после их сбора. Они собираются, сохраняются и используются как информация с ограниченным доступом в соответствии с действующим законодательством об информации. К этим сведениям следует отнести такую информа­цию относительно участника, как цены, объемы и стоимость реа­лизации, действительное положение получения заявок, объемы и стоимость невыполненных заявок, перечень поставщиков и за­казчиков, прогнозируемый коэффициент использования мощно­стей, а также какая-либо иная информация, с помощью которой можно определить поведение отдельного участника ассоциации.

В учредительных документах ассоциации могут быть преду­смотрены на основе соответствующих норм действующего зако­нодательства дополнительные допустимые виды деятельности ас­социации, которые связаны с особенностями функционирования отраслей, рынков, их сегментов, в частности их государственным регулированием и контролем, особенностями промышленной по­литики в отрасли.

Корпорациейпризнается договорное объединение, созданное на основе сочетания производственных, научных и коммерче­ских интересов объединившихся предприятий, с делегировани­ем ими отдельных полномочий централизованного регулирова­ния деятельности каждого из участников органам управления корпорации (ч.З ст.120 ХК).

Следовательно, в корпорации возможна централизация функ­ций — их перечень определяется в договоре. Корпорация выпол­няет лишь те функции и осуществляет те полномочия, которые добровольно переданы ей участниками. Следовательно, участни­ки могут предусматривать изъятие отдельных функций из свое­го ведения либо уменьшения их объемов с передачей соответ­ствующих исключенных полномочий корпорации в целом.

Однако корпорация как договорное объединение не может рас­поряжаться имуществом предприятий, входящих в ее состав на правах учредителей.

Консорциум— это временное уставное объединение предприя­тий для достижения его участниками определенной общей хозяй­ственной цели (реализации целевых программ, научно-техничес­ких, строительных проектов и т.п.). Консорциум использует сред­ства, которыми его наделяют участник, централизованные ресурсы, выделенные на финансирование соответствующей программы, а также средства, поступающие из других источников, в порядке, определенном его уставом. При достижении цели его создания консорциум прекращает свою деятельность (ч.4 ст. 120 ХК).

По смыслу закона, консорциум создается на основе временного соглашения участников об объединении ресурсов и усилий с це­лью финансирования осуществления каких-либо задач. Признание законом консорциума самостоятельным видом объединений по~ зволяет считать его юридическим лицом.

Это объединение создается для решения конкретных задач реализации крупных целевых программ и проектов. После вы­полнения этой задачи консорциум ликвидируется либо преоб­разуется в другой вид объединения.

Таким образом, консорциумы не предполагают высокую сте­пень централизации и концентрации управления. Будучи объ­единением предприятий с целью решения определенных задач инвестиционного, научно-технического или финансового харак­тера, создаваемым на добровольных началах, консорциум, как и ассоциация, больше характеризует координационные, нежели субординационные отношения участников.

Концерномпризнается уставное объединение предприятий, а также других организаций, на основе их финансовой зависимо­сти от одного или группы участников объединения, с централи­зацией функций научно-технического и производственного раз­вития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и дру­гой деятельности. Участники концерна наделяют его частью своих полномочий, в том числе правом представлять их интере­сы в отношениях с органами власти, другими предприятиями и организациями. Участники концерна не могут быть одновре­менно участниками другого концерна (ч.5 ст.120 ХК).

Концерн дает возможность объединить ресурсы и усилия его участников при сохранении их полной правовой самостоятельно­сти и юридической возможности вступления в иные отношения с другими субъектами предпринимательской деятельности.

Отличие концерна от других видов хозяйственных объедине­ний (в особенности, от ассоциации) — в высокой степени цент­рализации и глубине связи между участниками. Свойственная концерну централизация значительной части производственно-хозяйственных функций и осуществление всеми его участника­ми единой политики в рамках концерна приводит к наделению его широким кругом собственных полномочий осуществления произ-

с

IV

с;

II С( О'

Р<

Л]

т ск

е&

НЕ КО

ци ня до* ки го

СТЕ

по{

пре

28?

водственной деятельности, в том числе к образованию централизо­ванных финансовых фондов, созданию новых субъектов хозяй­ственной деятельности в интересах участников концерна с тесны­ми хозяйственными связями и отношениями его участников внутри концерна.

Особенностью концерна является то, что он, в сравнении с други­ми видами объединений, — наиболее централизованная структура с жесткими связями его участников, которые согласованно осуществ­ляют основную деятельность. Поэтому учредительными докумен­тами концерна может быть запрещено его участникам состоять одновременно в нескольких концернах, однако они вправе быть членами различных ассоциаций. Жесткая взаимосвязь участников в концерне делает возможным существование дополнительной иму­щественной ответственности участников по обязательствам объе­динения в целом, о чем могут договориться участники концерна.

Высокая степень централизации делает необходимым обяза­тельное создание обособленного аппарата управления. Концерн вправе централизовать любые функции управления, если это пре­дусмотрено уставом.

Таким образом, концерн является единым производственно-хо­зяйственным комплексом, участники которого тесно связаны меж­ду собой технологическим и кооперационным единством. Они пере­дают концерну значительно больше полномочий, нежели участники ассоциации, и централизуют выполнение основных направлений своей деятельности (производственной, научной, инвестиционной, внешне­экономической и т.д.). Участники концерна наделяют его правом решать вопросы, связанные с материально-техническим обеспече­нием, сбытом (реализацией) продукции и др.

Предприятие— участникхозяйственного объединения имеет право:

добровольно выйти из объединения на условиях и в порядке, определенных учредительным договором о его образовании либо уставом хозяйственного объединения;

быть членом других объединений предприятий, если законом, учредительным договором либо уставом хозяйственного объ­единения не установлено иное;

получать от хозяйственного объединения в установленном по­рядке информацию, связанную с интересами предприятия;

получать часть прибыли от деятельности хозяйственного объ­единения в соответствии с его уставом. Предприятие может иметь также другие права, предусмотренные учредительным договором либо уставом хозяйственного объединения в соответствии с зако­нодательством (ч.2 ст.121 ХК).

Вступая в состав объединения, его участники не только сохра­няют права юридических лиц, но и возможность свободного выхо­да из него.

Согласно ст. 124 ХК предприятия — участники объединения Могут выйти из его состава с сохранением взаимных обязательств И заключенных договоров с другими субъектами хозяйствова­ния.

Прекращение объединения предприятии происходит в резуль­тате его реорганизации в иное объединение или ликвидации.

Реорганизация и ликвидация хозяйственного объединения осуществляются по решению предприятий-участников.

Ликвидация объединения предприятий осуществляется в по­рядке, установленном Хозяйственным кодексом относительно ликвидации предприятия. Имущество, оставшееся после ликви­дации объединения, распределяется между участниками соглас­но уставу объединения предприятий либо договору.

Несмотря на отмеченные особенности, все виды хозяйствен­ных объединений являются юридическими лицами, им принад­лежит переданное учредителями и приобретенное самим объеди­нением имущество, самостоятельно распоряжаются полученной прибылью, осуществляют от своего имени любую деятельность, не запрещенную законодательством, несут ответственность по сво­им обязательствам.

Оценивая в целом законодательство, регламентировавшее дея­тельность хозяйственных объединений в Украине, нельзя не от­метить, что одна статья Закона «О предприятиях в Украине» не способна была урегулировать весь сложный комплекс отноше­ний, возникающих при создании и деятельности объединений. Отсутствие в законодательстве Украины надлежащей правовой регламентации хозяйственных объединений, недостаточно четкие критерии их классификации являлись одним из его пробелов.

Поэтому регулирование создания и деятельности хозяйствен­ных объединений в кодифицированном законе — Хозяйствен­ном кодексе Украины — поможет избежать многих конфлик­тов и осложнений, которые неизбежно возникали в деятельно­сти объединений при отсутствии четкого законодательного регулирования.

Выводы. Хозяйственные объединения— добровольные объ­единения юридических лиц, созданные ими в целях координа­ции деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в государственных и иных органах, а также в международных организациях. Целью таких объединений явля­ются защита и реализация интересов его участников; консолида­ция усилий в обеспечении работы его структур.

       
  видов субъектов предпринимательства - student2.ru
    видов субъектов предпринимательства - student2.ru
 

 

видов субъектов предпринимательства - student2.ru Общая характеристика хозяйственного объединения

Признаки:

1) добровольный порядок создания;

2) правовой статус юридического лица;

3) права на имущество, переданное ему учредителями;

4) участники — предприятия, которые сохраняют статус
юридического лица.

Виды:

 

1) ассоциация;

2) корпорация;

3) консорциум;

4) концерн;

5) иные виды объединений по отраслевому, территориаль­
ному и иным принципам.

Деятельность регулируется:

 

1)Хозяйственным кодексом Украины (ст.ст. 118-124);

2) учредительным договором;

3) уставом.

Холдинговые компании

В предпринимательской практике стран с развитой экономи­кой холдинг обычно определяют как компанию, владеющую па­кетами акций других компаний.

Под холдинговой компаниейпонимается коммерческое пред­приятие, контролирующее одну или несколько дочерних фирм [1].

Создание холдинговых компаний имеет несколько преиму­ществ, к числу которых следует отнести возможность концентра­ции капиталов и развитие инвестиционных процессов, диверси­фикации производства, снижения риска при вступлении на ры­нок или выхода с него, расширения масштабов производства, совместного осуществления научных и проектных исследований ит.п. Это также позволяет расширить свою деятельность, раз­вить деловые связи, приобрести налоговые, кредитные и другие преимущества, осуществлять единую производственно-технологи­ческую, инвестиционную, сбытовую политику в масштабах всей холдинговой компании, координировать ее.

Холдинговая компания может преследовать различные цели, среди которых — расширение проведения торговых операций, со­гласование производственных и инвестиционных программ, оп­тимизация налогообложения, развитие внешнеэкономической дея-

тельности, расширение инвестиций, рационализация управления компанией и др.

Основная направленность, которая характеризует любую хол­динговую компанию (независимо от ее конкретных целей), — это осуществление управленческих, контрольных, финансово-кредит­ных и иных функций в отношении контрольных пакетов акций дочерних предприятий, которыми она владеет.

Холдинговые компании подразделяют на чистые и смешанные в зависимости от того, являются ли они исключительно держате­лями акций других компаний или же наряду с этим располагают предпринимательским капиталом и осуществляют собственную предпринимательскую деятельность [2].

Холдинг в основном свойствен англо-американской системе права (для обозначения как экономического объединения в це­лом, так и ее головного субъекта, хотя холдинги присутствуют и в иных законодательных системах. Холдинг — головной субъект чаще всего является «финансовым центром и мозгом» экономи­ческого объединения, причем данный субъект обычно сам хо­зяйственной деятельности не осуществляет. Для выделения груп­пы субъектов в холдинг необходимо, чтобы экономическое объ­единение характеризовалось следующими признаками:

холдинг — головной субъект должен быть держателем акций иных участников группы;

пакет акций, принадлежащий холдингу — головному субъекту, должен позволять контролировать иных участников группы;

участники группы, контролируемые холдингом, должны быть юридически самостоятельными лицами [3].

Согласно ч.5 ст.126ХК Украины субъект хозяйствования, владеющий контрольным пакетом акций дочернего предприя­тия (предприятий), признается холдинговой компанией.Меж­ду холдинговой компанией и ее дочерними предприятиями ус­танавливаются отношения контроля-подчинения в соответствии с требованиями этой статьи Кодекса и других законов. Если по вине контролирующего предприятия дочерним предприятием были заключены (осуществлены) невыгодные для него сделки или операции, то контролирующее предприятие должно ком­пенсировать причиненные дочернему предприятию убытки. Если дочернее предприятие по вине контролирующего предприятия окажется в состоянии неплатежеспособности и будет признано банкротом, то субсидиарную ответственность перед кредитора­ми дочернего предприятия будет нести контролирующее пред­приятие (чч.6,7 ст.126 ХК).

Наши рекомендации