Видов субъектов предпринимательства
ПРАВОВОЙ СТАТУС ОТДЕЛЬНЫХ
6.1. Хозяйственные объединения
Осуществление предпринимательской деятельности ее субъектами — предприятиями вызывает потребность в непосредственном взаимодействии с другими предприятиями с целью коллективного использования производственного, научно-технического, информационного и финансового потенциала каждого из них для достижения большей эффективности. Это обусловило создание большого числа и разнообразие видов объединений предприятий, возникающих на добровольной основе, с активными «горизонтальными» связями между их участниками — субъектами предпринимательской деятельности.
На практике действует множество различных видов объединений предприятий, что требует их соответствующего правового регулирования.
Согласно ст. 119 ХК Украины в зависимости от порядка учреждения объединения предприятиймогут образовываться как
хозяйственные объединения или как государственные либо коммунальные хозяйственные объединения.
Государственное (коммунальное) хозяйственное объединение — объединение предприятий, образованное государственными (коммунальными) предприятиями по решению Кабинета Министров Украины или, в определенных законом случаях, решению министерств (других органов, в сферу управления которых входят предприятия, образующие объединение), или решению компетентных органов местного самоуправления. Такое объединение действует на основе решения о его образовании и устава, который утверждается органом, принявшим решение об образовании объединения.
Хозяйственное объединение— объединение предприятий, образованное по инициативе предприятий, независимо от их вида, которые на добровольных началах объединили свою хозяйственную деятельность.
Хозяйственные объединения характеризуются следующими признаками:
Во-первых, его учредителями (участниками) могут быть только коммерческие юридические лица, то есть организации, ставящие своей основной целью получение прибыли.
Во-вторых, участники объединения сохраняют свою юридическую самостоятельность как субъекты права. Это зафиксировано в ч.1 ст.121 Хозяйственного кодекса. Предприятия — участники объединения предприятий сохраняют статус юридического лица независимо от организационно-правовой формы объединения, и на них распространяются положения этого Кодекса и других законов по регулированию деятельности предприятий. Следовательно, объединение не вправе осуществлять управление и контроль за деятельностью участников и выполнять функции по распоряжению их имуществом.
В-третьих, добровольный порядок создания. Добровольность волеизъявления учредителей на создание объединения находит отражение в учредительном договоре.
В-четвертых, объединение признается новым и самостоятельным субъектом права (юридическим лицом), которому принадлежит имущество, переданное ему учредителями (участниками).
Исходя из указанных признаков, можно показать черты сходства и отличия хозяйственных объединений и хозяйственных обществ. Общим у тех и других юридических лиц является то, что они создаются на добровольных началах, их участники сохраняют свою юридическую самостоятельность, а они являются новыми субъектами права и собственниками переданного им учредителями имущества. Различие можно проводить по различным основаниям — по целям деятельности, объему и сфере регулирования, а также кругу участников. Круг участников хозяйственных обществ гораздо шире, нежели хозяйственных объединений: если участниками хозяйственных обществ могут быть как физические, так и юридические лица, то учредителями хозяйственных объединений — только юридические лица.
Порядок создания и учредительные документыхозяйственного объединения определяются ч.З ст.119 ХК, согласно которой объединения действуют на основе учредительного договора и/или устава, утверждаемого их учредителями. Очевидно, что если создается договорное объединение (ассоциация и корпорация), то требуется учредительный договор. При создании же консорциумов и концернов (уставных объединений) необходим устав. Хотя следует отметить, что вряд ли оправданна альтернатива «договор или устав», ведь, например, и уставным объединениям трудно обойтись без учредительного договора.
Законодательством Украины не предусмотрены требования к содержанию учредительных документов хозяйственных объединений. Представляется, что в учредительных документах объединения, как и других юридических лиц, должны определяться, на-
пример, наименование, место его нахождения, порядок управления деятельностью, состав и компетенция органов управления и порядок принятия ими решений, в том числе перечень вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов участников объединения, а также порядок распределения имущества, остающегося после его ликвидации.
В уставе хозяйственного объединения целесообразно предусматривать цели и задачи, предмет деятельности объединения, источники образования имущества, создаваемые фонды, органы управления и контроля, порядок реорганизации и ликвидации. В учредительном договоре могут быть зафиксированы права и обязанности участников объединения, порядок принятия и выхода их из объединения, размеры и виды взносов, вносимых ими в имущество объединения, порядок изменения и расторжения договора.
Решение об образовании объединения предприятий (учредительный договор) и устав объединения согласовываются с Антимонопольным комитетом Украины в порядке, установленном законодательством (ч.4 ст. 121 ХК).
Так, Антимонопольный комитет Украины рассмотрел заявление о предоставлении согласия на создание внешнеэкономической корпорации «Тяжмашимпекс», учредителями которой выступили наиболее крупные украинские производители продукции тяжелого машиностроения, в частности, Славянский завод тяжелого машиностроения, концерн «Азовмаш», ВАТ «Днепро-тяжмаш» и «Запорожтрансформатор», НВО «Турбоатом» и «Электротяжмаш», холдинговая компания «Энергострой», ряд других предприятий и организаций.
Учредители корпорации делегировали ей полномочия относительно участия в международных тендерах, заключения и организации исполнения контрактов на строительство за рубежом объектов тяжелого машиностроения, поставку оборудования, металлоконструкций, организации научно-исследовательских и экспериментально-конструкторских работ с целью создания конкурентоспособной машиностроительной и иной продукции.
Создание корпорации самыми мощными машиностроительными предприятиями, часть из которых занимает монопольное положение на общегосударственных рынках, может оказать негативное влияние на состояние конкуренции. Однако Антимонопольный комитет Украины принял во внимание то, что по основным видам продукции участники корпорации не являются конкурентами между собой, а деятельность корпорации будет осуществляться преимущественно на внешних рынках и будет способствовать повышению конкурентоспособности на этих рынках украинских предприятий.
После внесения соответствующих изменений в учредительные документы согласие Антимонопольного комитета Украины на создание корпорации было предоставлено.
В тех же случаях, когда создание хозяйственного объединения может привести или усилить уровень монополизации на рынке, Антимонопольный комитет Украины отказывает в даче согласия на его создание.
Так, в Антимононополъный комитет Украины поступило заявление о предоставлении согласия на создание корпорации «Ки-ровоградэлеваторзернопром» на базе Кировоградского производственного объединения элеваторной и зерноперерабатывающеи промышленности.
Участниками корпорации имели намерение стать все хозяйствующие субъекты, которые входят в состав названного объединения.
Основными видами деятельности учредителей корпорации являются закупка и хранение зерна, масляных культур, семян и производство продукции мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности.
Анализ проекта учредительного договора корпорации дал основание рассматривать группу учредителей (27 юридических лиц) как единый хозяйствующий субъект (предприниматель), где корпорация имеет решающее влияние на хозяйственную деятельность учредителей, в том числе на принятие управленческих решений на основе прав, зафиксированных в проекте учредительного договора.
Создание корпорации привело бы к монополизации рынков услуг по хранению и переработке зерна, производства и хранения муки в пределах Кировоградской области.
В соответствии с распоряжением государственного уполномоченного Антимонопольного комитета было начато рассмотрение дела об экономической концентрации.
В результате рассмотрения дела было установлено, что создание корпорации противоречит заданиям Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции, поскольку на базе уже действующего монопольного образования создается новое образование, которое благодаря использованию финансовых и коммерческих возможностей участников экономической концентрации увеличит уровень монополизации отдельных рынков области.
Антимонопольный комитет своим распоряжением отказал в предоставлении согласия на создание корпорации «Кирово-градэлеваторзернопром». При этом было отмечено, что согласие на концентрацию может быть предоставлено при условии изменения состава участников концентрации способом, кото-
рый устраняет возможность монополизации ими соответствующих рынков.
Хотя возникает объединение на основе добровольного волеизъявления участников, однако это не исключает необходимость его государственной регистрации как юридического лица — субъекта предпринимательской деятельности. Государственная регистрация хозяйственного объединения производится в порядке, установленном законом.
Одно из основных правил, регламентирующих выполнение хозяйственным объединением обязательств, определяет содержащаяся в ч.4 ст. 123 Хозяйственного кодекса норма: объединение предприятий не отвечает по обязательствам его участников, а предприятия-участники не отвечают по обязательствам объединения, если иное не предусмотрено учредительным договором или уставом объединения.
Это положение вытекает из принципа самостоятельной имущественной ответственности юридического лица, закрепленного в ст.96 Гражданского кодекса Украины: юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Поскольку объединение и создавшие его участники являются юридическими лицами и самостоятельными субъектами права, то, по общему правилу, исключается взаимная имущественная ответственность их друг за друга по обязательствам.
Однако указанная норма имеет диапозитивный характер, предусматривая возможность иного решения вопроса в учредительных документах. Следовательно, в порядке исключения из общего правила, в учредительном договоре или в уставе могут быть предусмотрены условия и порядок имущественной ответственности участников по обязательствам объединения. Это в наибольшей степени возможно в концерне, где тесная взаимосвязь участников и значительная централизация управления вызывает целесообразность установления имущественной ответственности участников по долгам объединения и наоборот. Но речь, вероятно, может идти лишь об их дополнительной (субсидиарной) ответственности по обязательствам друг друга. При этом кредитор должен предъявить требование прежде всего к основному должнику (объединению). В случае же отказа основного должника удовлетворить требования кредитора ввиду недостаточности средств и имущества, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Ст. 120 Хозяйственного кодекса Украины называет четыре видахозяйственных объединений: ассоциация, корпорация, консорциум и концерн.Первые два вида — договорные, остальные — уставные. Приведение в законодательстве перечня объединений имеет определенное значение для отграничения различных ви-
дов используемых в практике объединений, выявления их различий. Вместе с тем важно, что этот перечень не имеет исчерпывающего характера. В законе указано, что возможны и другие объединения предприятий, предусмотренные законом. Это позволяет включать в сферу действия закона новые, ранее не известные, виды
объединений.
Ассоциация— договорное объединение, созданное в целях постоянной координации хозяйственной деятельности объединившихся предприятий путем централизации одной или нескольких производственных и управленческих функций, развития специализации и кооперации производства, организации совместных производств на основе объединения участниками финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения преимущественно хозяйственных потребностей участников ассоциации (^.2 ст.120 ХК). Хотя цель ассоциации в законодательстве определена как координация деятельности, обычно это не единственная цель. Другими целями ассоциации могут быть обеспечение ьащиты прав участников, представление общих интересов и т.п.
Ассоциация может осуществлять координацию общих разработок и исследований, оказывать участникам услуги, в частности юридические (консультации по вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности, включая экспортно-импортные операции, кредитование); информационные (обеспечение участников рыночной информацией, рекламой для стимулирования спроса на рынках, обеспечение информацией по техническим разработкам, промышленным стандартам и промышленной статистике); иные (поиск новых рынков сбыта, сфер потребления, разработка и установление стандартов ассоциации по вопросам отраслевых классификаторов качества, надежности, условий труда, уровня квалификации работников и др.).
Ассоциация получила широкое распространение как один из ведущих видов хозяйственных объединений, поскольку является универсальным способом ведения совместной деятельности, выгодно отличаясь от концерна и корпорации невысокой степенью централизации, от консорциума — широкой направленностью. Она привлекательна для ее участников возможностью сочетания участия в ее деятельности с участием в других ассоциациях и хозяйственных объединениях с сохранением всей полноты юридической самостоятельности. Эти особенности ассоциации в сочетании с выполнением ею функций по координации деятельности участников, оказании им и другим организациям производственных, коммерческих, информационных услуг способствуют объединению усилий участников, налаживанию хозяйственных связей, кооперированию производства, вызывают большой рост числа ассоциаций.
В рамках ассоциаций их участники обычно координируют выполнение отдельных своих задач либо совместно осуществляют
лишь часть не основных функций. Такая ограниченность связи между участниками делает невозможным взаимную имущественную ответственность по долгам участников и ассоциации в целом. Это же делает возможным участие одного и того же юридического лица в различных ассоциациях. Управление в ассоциации может осуществляться как специально создаваемыми органами управления, так и головным юридическим лицом (по согласованию участников). Орган управления, создаваемый в ассоциации, для участников, в основном, является информирующим, координирующим центром, обеспечивающим согласованные действия по отдельным видам деятельности. Он может быть и центром, аккумулирующим средства для осуществления инвестиций и общих задач.
Учитывая нежесткость связи между участниками ассоциации и незначительную степень централизации, Закон предусматривает: ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность любого из ее участников.
В целях обеспечения защиты конкуренции и недопущения ее неправомерного ограничения Антимонопольным комитетом Украины разработаны Принципы обеспечения соответствия антимонопольному законодательству создания и деятельности ассоциации предпринимателей (информационное письмо Антимонопольного комитета Украины от 20.12.95 г. № 5/03).
Объединение предпринимателей в ассоциацию с учетом этих Принципов рассматривается Антимонопольным комитетом Украины как осуществление предпринимателями их законного права на договорное добровольное объединение с целью, определенной Законом, и в виде, который не противоречит антимонопольному законодательству, то есть без создания монопольного образования, монополизации рынков и без ограничения конкуренции.
Принципы применяются к ассоциациям, которые создаются предпринимателями, являющимися конкурентами, или предпринимателями, не являющимися конкурентами, однако их объединение на иных условиях, нежели определено в Принципах, может привести к появлению монопольного образования, монополизации рынка, ограничению конкуренции.
Создание ассоциации признается не приводящим к нарушениям антимонопольного законодательства при соблюдении следующих условий:
ассоциация создается как договорное лицо, которое не является хозяйственным обществом или предприятием; не осуществляет предпринимательской деятельности; учредители и участники ассоциации не получают прямых доходов (дивидендов) от ее деятельности;
филиалы и представительства ассоциации имеют статус ее структурных подразделений;
ассоциация является свободной для вступления (выхода) новых участников (учредителей) на основах соблюдения ими учредительных документов ассоциации и соответствия этим принципам;
предмет деятельности ассоциации включает координацию хозяйственной деятельности участников без права вмешиваться в их производственную и коммерческую деятельность и принятия управленческих решений;
функции и полномочия ассоциации исключают возможность осуществления действий, ограничивающих конкуренцию среди учредителей и других участников рынка;
ассоциация не основывает и не выступает соучредителем новых хозяйствующих субъектов, не осуществляет контроль или управление, в том числе доверительного, относительно хозяйствующих субъектов.
Наиболее характерными видами координационной деятельности и функций ассоциации, которые рассматриваются Антимонопольным комитетом Украины как не приводящие к появлению монопольных образований, монополизации рынков, ограничению конкуренции, являются следующие:
обеспечение участников ассоциации информацией по техническим разработкам промышленных стандартов и промышленной статистики;
предоставление участникам услуг, которые наиболее эффективно могут предоставляться на отраслевом уровне или централизованно, в частности таких, как юридические консультации, помощь в осуществлении экспорта, страхование, кредитование,
также обучение;
утверждение норм поведения ассоциации, ее участников или принятие внутреннего кодекса поведения с учетом указанных в информационном письме принципов. Целью норм является стимулирование лучшей предпринимательской политики участников, справедливого обращения с потребителями, правил и честных обычаев в предпринимательстве;
поддержка интересов участников в государственных органах; координация совместных исследований и разработок. Другими видами координационной деятельности и функций ассоциации могут быть:
обеспечение участников ассоциации рыночной информацией; осуществление рекламы для содействия развитию экспорта и стимулирования спроса на внутренних рынках; осуществление поиска новых рынков сбыта, сфер снабжения;
разработка и установление стандартов ассоциации по вопросам отраслевых классификаторов качества, надежности, по вопросам условий труда или уровня квалификации работников, по вопросам поведения в отношениях с потребителями;
содействие законным интересам участников в осуществлении иных видов деятельности, которые не противоречат учредительному договору.
Вышеуказанные виды координационной деятельности и функций ассоциации могут осуществляться с учетом следующих положений:
ассоциация ни при каких обстоятельствах не рекомендует цены, не осуществляет обмен информацией относительно средних цен или среднего уровня затрат, не предупреждает о запланированных изменениях в действиях участников на рынках;
сведения о деятельности отдельных участников ассоциации не публикуются и не передаются другим участникам ассоциации, кроме как в общем виде, без определения отдельных участников и не раньше, чем через месяц после их сбора. Они собираются, сохраняются и используются как информация с ограниченным доступом в соответствии с действующим законодательством об информации. К этим сведениям следует отнести такую информацию относительно участника, как цены, объемы и стоимость реализации, действительное положение получения заявок, объемы и стоимость невыполненных заявок, перечень поставщиков и заказчиков, прогнозируемый коэффициент использования мощностей, а также какая-либо иная информация, с помощью которой можно определить поведение отдельного участника ассоциации.
В учредительных документах ассоциации могут быть предусмотрены на основе соответствующих норм действующего законодательства дополнительные допустимые виды деятельности ассоциации, которые связаны с особенностями функционирования отраслей, рынков, их сегментов, в частности их государственным регулированием и контролем, особенностями промышленной политики в отрасли.
Корпорациейпризнается договорное объединение, созданное на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов объединившихся предприятий, с делегированием ими отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников органам управления корпорации (ч.З ст.120 ХК).
Следовательно, в корпорации возможна централизация функций — их перечень определяется в договоре. Корпорация выполняет лишь те функции и осуществляет те полномочия, которые добровольно переданы ей участниками. Следовательно, участники могут предусматривать изъятие отдельных функций из своего ведения либо уменьшения их объемов с передачей соответствующих исключенных полномочий корпорации в целом.
Однако корпорация как договорное объединение не может распоряжаться имуществом предприятий, входящих в ее состав на правах учредителей.
Консорциум— это временное уставное объединение предприятий для достижения его участниками определенной общей хозяйственной цели (реализации целевых программ, научно-технических, строительных проектов и т.п.). Консорциум использует средства, которыми его наделяют участник, централизованные ресурсы, выделенные на финансирование соответствующей программы, а также средства, поступающие из других источников, в порядке, определенном его уставом. При достижении цели его создания консорциум прекращает свою деятельность (ч.4 ст. 120 ХК).
По смыслу закона, консорциум создается на основе временного соглашения участников об объединении ресурсов и усилий с целью финансирования осуществления каких-либо задач. Признание законом консорциума самостоятельным видом объединений по~ зволяет считать его юридическим лицом.
Это объединение создается для решения конкретных задач реализации крупных целевых программ и проектов. После выполнения этой задачи консорциум ликвидируется либо преобразуется в другой вид объединения.
Таким образом, консорциумы не предполагают высокую степень централизации и концентрации управления. Будучи объединением предприятий с целью решения определенных задач инвестиционного, научно-технического или финансового характера, создаваемым на добровольных началах, консорциум, как и ассоциация, больше характеризует координационные, нежели субординационные отношения участников.
Концерномпризнается уставное объединение предприятий, а также других организаций, на основе их финансовой зависимости от одного или группы участников объединения, с централизацией функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и другой деятельности. Участники концерна наделяют его частью своих полномочий, в том числе правом представлять их интересы в отношениях с органами власти, другими предприятиями и организациями. Участники концерна не могут быть одновременно участниками другого концерна (ч.5 ст.120 ХК).
Концерн дает возможность объединить ресурсы и усилия его участников при сохранении их полной правовой самостоятельности и юридической возможности вступления в иные отношения с другими субъектами предпринимательской деятельности.
Отличие концерна от других видов хозяйственных объединений (в особенности, от ассоциации) — в высокой степени централизации и глубине связи между участниками. Свойственная концерну централизация значительной части производственно-хозяйственных функций и осуществление всеми его участниками единой политики в рамках концерна приводит к наделению его широким кругом собственных полномочий осуществления произ-
с
IV
с;
II С( О'
Р<
Л]
т ск
е&
НЕ КО
ци ня до* ки го
СТЕ
по{
пре
28?
водственной деятельности, в том числе к образованию централизованных финансовых фондов, созданию новых субъектов хозяйственной деятельности в интересах участников концерна с тесными хозяйственными связями и отношениями его участников внутри концерна.
Особенностью концерна является то, что он, в сравнении с другими видами объединений, — наиболее централизованная структура с жесткими связями его участников, которые согласованно осуществляют основную деятельность. Поэтому учредительными документами концерна может быть запрещено его участникам состоять одновременно в нескольких концернах, однако они вправе быть членами различных ассоциаций. Жесткая взаимосвязь участников в концерне делает возможным существование дополнительной имущественной ответственности участников по обязательствам объединения в целом, о чем могут договориться участники концерна.
Высокая степень централизации делает необходимым обязательное создание обособленного аппарата управления. Концерн вправе централизовать любые функции управления, если это предусмотрено уставом.
Таким образом, концерн является единым производственно-хозяйственным комплексом, участники которого тесно связаны между собой технологическим и кооперационным единством. Они передают концерну значительно больше полномочий, нежели участники ассоциации, и централизуют выполнение основных направлений своей деятельности (производственной, научной, инвестиционной, внешнеэкономической и т.д.). Участники концерна наделяют его правом решать вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением, сбытом (реализацией) продукции и др.
Предприятие— участникхозяйственного объединения имеет право:
добровольно выйти из объединения на условиях и в порядке, определенных учредительным договором о его образовании либо уставом хозяйственного объединения;
быть членом других объединений предприятий, если законом, учредительным договором либо уставом хозяйственного объединения не установлено иное;
получать от хозяйственного объединения в установленном порядке информацию, связанную с интересами предприятия;
получать часть прибыли от деятельности хозяйственного объединения в соответствии с его уставом. Предприятие может иметь также другие права, предусмотренные учредительным договором либо уставом хозяйственного объединения в соответствии с законодательством (ч.2 ст.121 ХК).
Вступая в состав объединения, его участники не только сохраняют права юридических лиц, но и возможность свободного выхода из него.
Согласно ст. 124 ХК предприятия — участники объединения Могут выйти из его состава с сохранением взаимных обязательств И заключенных договоров с другими субъектами хозяйствования.
Прекращение объединения предприятии происходит в результате его реорганизации в иное объединение или ликвидации.
Реорганизация и ликвидация хозяйственного объединения осуществляются по решению предприятий-участников.
Ликвидация объединения предприятий осуществляется в порядке, установленном Хозяйственным кодексом относительно ликвидации предприятия. Имущество, оставшееся после ликвидации объединения, распределяется между участниками согласно уставу объединения предприятий либо договору.
Несмотря на отмеченные особенности, все виды хозяйственных объединений являются юридическими лицами, им принадлежит переданное учредителями и приобретенное самим объединением имущество, самостоятельно распоряжаются полученной прибылью, осуществляют от своего имени любую деятельность, не запрещенную законодательством, несут ответственность по своим обязательствам.
Оценивая в целом законодательство, регламентировавшее деятельность хозяйственных объединений в Украине, нельзя не отметить, что одна статья Закона «О предприятиях в Украине» не способна была урегулировать весь сложный комплекс отношений, возникающих при создании и деятельности объединений. Отсутствие в законодательстве Украины надлежащей правовой регламентации хозяйственных объединений, недостаточно четкие критерии их классификации являлись одним из его пробелов.
Поэтому регулирование создания и деятельности хозяйственных объединений в кодифицированном законе — Хозяйственном кодексе Украины — поможет избежать многих конфликтов и осложнений, которые неизбежно возникали в деятельности объединений при отсутствии четкого законодательного регулирования.
Выводы. Хозяйственные объединения— добровольные объединения юридических лиц, созданные ими в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в государственных и иных органах, а также в международных организациях. Целью таких объединений являются защита и реализация интересов его участников; консолидация усилий в обеспечении работы его структур.
Общая характеристика хозяйственного объединения
Признаки:
1) добровольный порядок создания;
2) правовой статус юридического лица;
3) права на имущество, переданное ему учредителями;
4) участники — предприятия, которые сохраняют статус
юридического лица.
Виды:
1) ассоциация;
2) корпорация;
3) консорциум;
4) концерн;
5) иные виды объединений по отраслевому, территориаль
ному и иным принципам.
Деятельность регулируется:
1)Хозяйственным кодексом Украины (ст.ст. 118-124);
2) учредительным договором;
3) уставом.
Холдинговые компании
В предпринимательской практике стран с развитой экономикой холдинг обычно определяют как компанию, владеющую пакетами акций других компаний.
Под холдинговой компаниейпонимается коммерческое предприятие, контролирующее одну или несколько дочерних фирм [1].
Создание холдинговых компаний имеет несколько преимуществ, к числу которых следует отнести возможность концентрации капиталов и развитие инвестиционных процессов, диверсификации производства, снижения риска при вступлении на рынок или выхода с него, расширения масштабов производства, совместного осуществления научных и проектных исследований ит.п. Это также позволяет расширить свою деятельность, развить деловые связи, приобрести налоговые, кредитные и другие преимущества, осуществлять единую производственно-технологическую, инвестиционную, сбытовую политику в масштабах всей холдинговой компании, координировать ее.
Холдинговая компания может преследовать различные цели, среди которых — расширение проведения торговых операций, согласование производственных и инвестиционных программ, оптимизация налогообложения, развитие внешнеэкономической дея-
тельности, расширение инвестиций, рационализация управления компанией и др.
Основная направленность, которая характеризует любую холдинговую компанию (независимо от ее конкретных целей), — это осуществление управленческих, контрольных, финансово-кредитных и иных функций в отношении контрольных пакетов акций дочерних предприятий, которыми она владеет.
Холдинговые компании подразделяют на чистые и смешанные в зависимости от того, являются ли они исключительно держателями акций других компаний или же наряду с этим располагают предпринимательским капиталом и осуществляют собственную предпринимательскую деятельность [2].
Холдинг в основном свойствен англо-американской системе права (для обозначения как экономического объединения в целом, так и ее головного субъекта, хотя холдинги присутствуют и в иных законодательных системах. Холдинг — головной субъект чаще всего является «финансовым центром и мозгом» экономического объединения, причем данный субъект обычно сам хозяйственной деятельности не осуществляет. Для выделения группы субъектов в холдинг необходимо, чтобы экономическое объединение характеризовалось следующими признаками:
холдинг — головной субъект должен быть держателем акций иных участников группы;
пакет акций, принадлежащий холдингу — головному субъекту, должен позволять контролировать иных участников группы;
участники группы, контролируемые холдингом, должны быть юридически самостоятельными лицами [3].
Согласно ч.5 ст.126ХК Украины субъект хозяйствования, владеющий контрольным пакетом акций дочернего предприятия (предприятий), признается холдинговой компанией.Между холдинговой компанией и ее дочерними предприятиями устанавливаются отношения контроля-подчинения в соответствии с требованиями этой статьи Кодекса и других законов. Если по вине контролирующего предприятия дочерним предприятием были заключены (осуществлены) невыгодные для него сделки или операции, то контролирующее предприятие должно компенсировать причиненные дочернему предприятию убытки. Если дочернее предприятие по вине контролирующего предприятия окажется в состоянии неплатежеспособности и будет признано банкротом, то субсидиарную ответственность перед кредиторами дочернего предприятия будет нести контролирующее предприятие (чч.6,7 ст.126 ХК).