А. Ликвидация юр лиц через процедуру банкротства
Банкротство юридического лица - специальный порядок ликвидации ЮЛ, имеющим специальное нормативное регулирование, выходящее за рамки Гражданского кодекса и представленное в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)»
Основное предназначение банкротства должника - оптимизация капитала, т. е. перераспределение его от субъекта, неспособного, несмотря на «реабилитационные» процедуры банкротства, осуществлять деятельность в соответствии с потребностями и условиями рынка, к более перспективным участникам делового оборота (кредиторам), у которых вследствие ликвидации должника возникает возможность использовать его имущественную базу с целью извлечения прибыли.
Банкротство - единые комплексные публичные правоотношения, объединяющие множественность лиц — кредиторов в требовании к одному должнику (признак единства), имеющие сложный характер в силу сочетания в них частноправового и публично-правового регулирования (признак комплексности), включающие активное участие в них арбитражного суда, который выполняет не характерную для судебного органа функцию контроля и согласования действий других участников в рамках отдельных процедур банкротства (признак публичности).
Несостоятельность - установленная арбитражным судом неспособность ЮЛ в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по оплате обязательных платежей.
Определяется через неисполнение соответствующего обязательства (обязанности) в течение трех месяцев с даты, когда оно должно было быть исполнено. При этом арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве при наличии к должнику требований, которые в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб.
Институт банкротства предусматривает не только действия, направленные на ликвидацию ЮЛ, но и антикризисные процедуры с целью восстановления платежеспособности должника и предоставления ему возможности вернуться к участию в торговом обороте. Такое значение имеют процедуры досудебной санации, наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления
Санация - предоставление должнику в рамках мер по предотвращению его банкротства финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей. Субъектами, оказывающими финансовую помощь должнику, могут выступать учредители (участники) должника, собственники имущества должника — унитарного предприятия, кредиторы и иные заинтересованные лица.
Наблюдение - в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Арбитражный суд назначает временного управляющего, который, наряду с административным, внешним, конкурсным управляющими, является арбитражным управляющим, имеющим членство в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Введение процедуры наблюдения влечет для ЮЛ определенные имущественные последствия, поскольку
1) приостанавливаются все исполнительные производства, возбужденные в отношении должника;
2) запрещается удовлетворение требований участников о выделе доли (пая) в связи с заявлением о выходе из числа участников, приобретение у акционеров ранее размещенных акций, выплата дивидендов или распределение прибыли;
3) налагается запрет на осуществление зачетов встречных однородных требований, если при этом нарушается очередность удовлетворения кредиторов.
На стадии наблюдения значительно ограничиваются полномочия органов управления, которые не могут принимать решений о реорганизации должника, его участии в юридических лицах и их объединениях, создании филиалов и представительств, размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (за исключением акций). Ряд сделок с имуществом должника его органы управления могут совершать только с письменного согласия временного управляющего.
Заканчивается наблюдение за деятельностью должника либо прекращением производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения, либо переходом к одной из нижеследующих процедур.
Финансовое оздоровление - на срок, не превышающий двух лет. Основание - решение собрания кредиторов - график погашения задолженности ЮЛ.
При принятии определения о введении финансового оздоровления суд назначает административного управляющего, который ведет реестр требований кредиторов, созывает общее собрание кредиторов, контролирует исполнение утвержденного графика погашения задолженности.
Имущественные и управленческие последствия финансового оздоровления аналогичны по целям и значению тем последствиям, которые имеют место при введении процедуры наблюдения. Органы управления должника продолжают выполнять свои функции с определенным ограничением (требуется согласование с административным управляющим либо с собранием кредиторов).
Заканчивается финансовое оздоровление либо в связи с нарушением графика погашения задолженности, либо полным исполнением всех обязательств должника перед кредиторами, либо по истечении срока осуществления данной процедуры. Недостижение задачи финансового оздоровления - основание для принятия судом определения о введении внешнего наблюдения или 6 признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.
Внешнее управление вводится на срок до 18 месяцев (с возможностью его продления не более чем на б месяцев). Переход всех полномочий органов управления и собственника должника — унитарного предприятия к внешнему управляющему, который разрабатывает и представляет на утверждение собрания кредиторов план внешнего управления.
К числу имущественных последствий внешнего управления относится введение моратория на удовлетворение требований кредиторов об исполнении денежных обязательств и обязательных платежей, не распространяется на текущие платежи, возникшие после даты принятия судом заявления о признании должника банкротом.
Сопровождается исполнением плана внешнего управления, предусматривающего активные действия внешнего управляющего по восстановлению платежеспособности должника (перепрофилирование производства, оптимизация организационной структуры, продажа либо передача в аренду части имущества и пр.). Внешний управляющий крупные сделки вправе совершать с предварительного письменного согласия собрания кредиторов.
По результатам исполнения плана внешнего управления управляющий предоставляет собранию кредиторов отчет, который ложится в основу решения кредиторов о направлении в арбитражный суд ходатайства о прекращении производства по делу банкротстве в связи с удовлетворением всех требований кредиторов либо о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.
Конкурсное производство - процедура соразмерного удовлетворения требований кредиторов лица, признанного судом банкротом. Срок для реализации - один год с возможностью его продления не более чем на шесть месяцев. Последствия:
1) прекращаются полномочия всех органов юридического лица, функции по управлению деятельностью организации переходят к конкурсному управляющему;
2) прекращается начисление пеней и иных штрафных санкций по обязательствам должника;
3) срок исполнения должником всех обязательств и уплаты обязательных платежей считается наступившим;
4) предъявление кредиторами требований возможно только в ходе конкурсного производства.
Конкурсный управляющий проводит инвентаризацию имущества должника и оценивает его финансовое состояние, после чего представляет собранию кредиторов предложения о порядке и сроках продажи имущества должника на открытых торгах в целях формирования конкурсной массы. Все имущество должника формирует конкурсную массу, которая направляется на расчеты с кредиторами, «конкурирующими» друг с другом в очередности исполнения должником денежного обязательства перед каждым из них.
Состав первых двух очередей кредиторов совпадает с тем, как они определены для обычной ликвидации юридического лица, в третью очередь осуществляются расчеты со всеми остальными кредиторами. При этом вне данной очередности удовлетворяются требования по возмещению судебных расходов, по оплате вознаграждения арбитражному управляющему и иных расходов, понесенных в связи с осуществлением процедуры банкротства, а также требования по оплате текущих платежей. Считаются погашенными требования кредиторов, не удовлетворенные в связи с недостаточностью имущества должника, а также признанные необоснованными судом или арбитражным управляющим.
По окончании расчетов с кредиторами конкурсный управляющий формирует отчет, на основании которого суд принимает определение об окончании конкурсного производства - в момент внесения в ЕГРЮЛ информации о ликвидации должника.
На любой стадии процедуры банкротства в целях прекращения производства по делу о банкротстве может быть заключено мировое соглашение,, оформляющее достижение должником и его кредиторами (уполномоченными органами) согласия о порядке и способах прекращения обязательств. Утверждается арбитражным судом.