Правовые основы учета и отчетности
. Одним из основных требований, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности, является ведение бухгалтерского учета. Цель данной главы - изложение правовых основ бухгалтерского учета. С этих позиций и постараемся взглянуть на данную сферу предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе деятельности.
Основные задачи бухгалтерского учета можно представить следующим образом:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности - инвесторам, кредиторам и др.;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, за наличием и движением имущества и обязательств, за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Анализ сформулированных законодателем задач бухгалтерского учета позволяет сделать вывод, что его ведение отвечает как публичным, так и частным интересам.
Бухгалтерская отчетность, формируемая на основе данных бухгалтерского учета, представляется в различные государственные органы: налоговые, статᴎϲтические и др. Это позволяет государству контролировать правильность уплаты организацией налогов и соответствие хозяйственной деятельности предъявляемым требованиям, позволяет представить общую картину финансово-экономического положения государства. Кроме того, информация, содержащаяся в документах бухгалтерского учета, необходима и таким пользователям, как контрагенты, кредиторы и инвесторы, которые еще до вступления в хозяйственные отношения должны рассчитать степень предпринимательского риска, а для этого необходимо иметь достоверное представление об имущественном и финансовом положении организации.
Вместе с тем и субъекты предпринимательской деятельности основывают анализ своего финансового положения в первую очередь на данных бухгалтерского учета и отчетности, сопоставляя аналогичные показатели разных периодов, определяя ликвидность, обеспеченность собственными оборотными средствами и т.п.
Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (ст. 2 Федерального закона "О бухгалтерском учете").
Основным нормативным актом, определяющим правовые основы формирования и представления бухгалтерской отчетности, является Закон о бухгалтерском учете. Кроме того, состав, содержание, методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме банков и бюджетных организаций, установлены в Положении по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации", ПБУ 4/99, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н. При решении отдельных вопросов составления бухгалтерской отчетности применяются и другие Положения по бухгалтерскому учету: Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. N 32н;
Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. N 33н, и др.
Отчетность, разрабатываемая организациями в соответствии с указанными нормативными актами, является внешней, представляемой в соответствующие государственные органы. Соблюдение требования о формировании бухгалтерской отчетности в соответствии с нормами Закона о бухгалтерском учете и Положения по бухгалтерскому учету служит достижению единообразия в этой сфере предпринимательской деятельности, сопоставимости информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Внутренняя бухгалтерская отчетность формируется организацией самостоятельно, без строгой привязки к нормативным актам, исходя в первую очередь из специфики деятельности организации и ее внутренних потребностей.
Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса организации и служит средством легитимации хозяйственной деятельности за отчетный период, базой для самоанализа.
Она должна давать полное и достоверное представление об имущественном и финансовом положении организации, результатах ее деятельности.
Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная в соответствии с правилами, которые установлены нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных организаций), перечень и образцы форм бухгалтерской отчетности, Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н- *( источник № 1289). Для страховых организаций эти вопросы решены приказом Минфина РФ от 8 декабря 2003 г. N 113н- *( источник № 1290).
При формировании бухгалтерской отчетности следует также руководствоваться изданными Минфином РФ методическими указаниями.
В качестве примера приведем Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные приказом Минфина РФ от 20 мая 2003 г. N 44н- *( источник № 1291).
Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из указанных нормативных актов организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении, а также о финансовых результатах ее деятельности, то в бухгалтерскую отчетность разрешается включать дополнительные показатели.
12.Создание субъектов предпр.деятельности.
Государственная регистрация - заключительный этап создания коммерческой организации. По российскому законодательству регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение. Государственная регистрация - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения а государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Законом о регистрации. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе.
Гос-ая регистрация преследует цели:
- осуществление гос-ого контроля за ведением хоз-ой деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпр-ва;
- проведение налогообложения;
- получение гос-ых сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;
- предоставление всем участникам хоз-го оброта, гос-ым органам власти и омсу информации о субъектах предпр-ой деятельности.
Следует иметь в виду, что организации некоторых видов деятельности регистрируются в ином предусмотренном законод-ом порядке. Так, некоторые организации с иностр. инвестициями регистрируются в Гос. регистрационной палате при Мин.юсте, кредитные организации – в ЦБ РФ. Процедура гос-ой регистрации субъектов предпр. права урегулирована рядом НА. На федеральном уровне это: ГК, Указ Президента «Об упорядочении гос. регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ», утвердивший Положение о гос. регистрации субъектов предпр-ой деятельности. Субъектами РФ приняты свои акты, определяющие порядок регистрации
Полным признается товарищество, участники (полные товарищи) которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаютсяпредпрнимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
13.Реорганизация субъектов предпр.деятельности.
14.Ликвидация ( все в 1 вопросе)
Прекращение деятельности юридического осуществляется путем:
- реорганизации (прекращение деятельности юридического лица с переходам его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому юридическому лицу).
- ликвидация (полное прекращение деятельности юридического лица, без перехода к кому либо его прав и обязанностей).
Юридическое лицо считается прекращенном с момента государственной регистрации его реорганизации или ликвидации.
Реорганизация бывает: добровольная (по решению учредителей юридического лица) и принудительной (по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда).
Виды реорганизации юридических лиц:
- слияние (возникновение вместо нескольких старых юридических лиц одного нового);
- присоединение (вливание одного юридического лица в другое);
- разделение (возникновение вместо одного старого юридического лица нескольких новых);
- выделение (выделение из юр лица нового юр лица без прекращения деятельности старого);
- преобразование (изменение организационно-правовой формы юр лица).
Реорганизация юр лица подразумевает сохранение всех обязанностей перед третьими лицами.
Ликвидация, также как и реорганизация может носить добровольный и принудительный характер.
Ликвидация юр лица производится поэтапно:
1 этап: назначается ликвидационная комиссия, определяются порядок и сроки ликвидации; 2 этап: публикуется в прессе сообщение о ликвидации юр лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (не менее 2-х месяцев). Выявляются все кредиторы, которые уведомляются о ликвидации юр лица; 3 этап: Ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс; 4 этап: в соответствии с промежуточном ликвидационном балансом удовлетворяются требования кредиторов в порядке очередности;5 этап: после погашения кредиторской задолженности, ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮР.
15.Индивидуальная предпр. Деятельность.
Индивидуа́льные предпринима́тели — физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Статус ИП имеет следующие преимущества по сравнению с регистрацией собственного предприятия:упрощенность процессов создания и ликвидации бизнеса
свободное использование собственной выручки.
не платится налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности; упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности; упрощенный порядок принятия решений (не требуется собраний, протоколов и т. п.); заработанные деньги возможно свободно тратить без дополнительного налогообложения (9% на дивиденды); индивидуальный предприниматель, применяющий ЕНВД, имеет фактическую возможность не вести учёт полученного дохода
Основные недостатки:отвечает по обязательствам своим имуществом; не может получать некоторые лицензии (например, на розничную торговлю алкоголем, некоторыми лекарствами или сильнодействующими ядами); согласно сложившейся практике, некоторые крупные (и не очень) компании отказываются работать с ИП;не подходит для совместного ведения бизнеса
требуется постоянное личное участие, так как нельзя назначить «директора»
Отчисления на социальное страхование идут только исходя из МРОТ, взятого на начало соответствующего года (в виде фиксированного платежа), даже если деятельности не было
на общем режиме налогообложения необходимо вести двойной учёт из-за того, что НДС считается «по отгрузке», а налог на доходы у предпринимателей - «по оплате». Если первой происходит оплата, то можно сблизить за счёт выписывания счетов-фактур на аванс, но в данном случае усложняется документооборот.
16.Хозяйственные товарищества.
Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенными на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
Хозяйственные товарищества (ст 69 — 86 ГК РФ) могут создаваться в формеполного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).
Полным признается товарищество, участники (полные товарищи) которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаютсяпредпрнимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
Участниками полных и коммандитных товариществ (товариществ на вере) могут быть как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие организации. Имущество таких товариществ, созданное за счет вкладов, произведенное и приобретенное в процессе хозяйственной деятельности, принадлежит товариществу на праве собственности.