Понятие и способы создания субъектов предпринимательского права


Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права.

Традиционно выделяют четыре способа создания субъектов предпринимательского права.

1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления). Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления.

2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.

3. Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).

4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации (например, на основании ст. 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 (в ред. от 26.07.2006 г.) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в некоторых случаях необходимо получить разрешение антимонопольного органа).

1-й шаг. Определение состава учредителей, проведение общего собрания
Зак-вом предусмотрены правила, касающиеся состава и количества учредителей.
2. Выбор организационно-правовой формы

4. Разработка наименования коммерческой организации

5. Определение места нахождения организации
фонда

7. Гос.рег-ция

8. Изготовление печати

9. Рег-ция в органах статистики
государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО).
10. Постановка на учет в налоговом органе

11. Открытие расчетного счета в банке
12. Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах

14)Особенности внесения интеллектуальной собственности в качестве вклада в уставный капитал

Под внесением интеллектуальной собственности в уставный капитал понимается передача имущественного права на использование объектов интеллектуальной собственности. На практике надо учитывать, что объекты интеллектуальной собственности могут публиковаться в открытой печати и, таким образом, становиться общеизвестными, но правом на их использование (имущественным правом) могут обладать только патентообладатели или лица, получившие разрешение (лицензию) от патентообладателей. Именно в этом и состоит основное отличие объектов интеллектуальной собственности (нематериальных активов предприятия) от материальных объектов собственности, используемых в качестве вклада в уставной капитал.

При вложении интеллектуальной собственности в уставный капитал предприятия права собственности и права на использование объектов интеллектуальной собственности переходят к предприятию, то есть предприятие становится собственником интеллектуальной собственности. Эта особенность была отмечена в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8, которого указано, что коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами) (ст. 48, п. 3 ст. 213 ГК).

Приобретение предприятием имущественных прав (прав собственности) на интеллектуальную собственность приводит к возникновению возможности их отчуждения. Поэтому возможны ситуации, когда вложенные в уставный капитал права на использование интеллектуальной собственности могут быть в установленном законом порядке отчуждены от собственника и переданы его кредиторам.

Объектами интеллектуальной собственности являются зафиксированные на материальных носителях произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, "ноу-хау", торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования, знаки обслуживания и другие результаты творческой деятельности.

На практике надо учитывать, что обобщенное понятие "объекты интеллектуальной собственности" включает в себя понятие "объекты промышленной собственности", под которыми в соответствии с Парижской конвенцией понимают объекты, имеющие официальные охранные документы, - "патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения", и понятие "объекты авторского права" - "произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения" (Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах"), которые не имеют официальных охранных документов и права, на которые возникают непосредственно по факту создания произведений.

При внесении интеллектуальной собственности в уставный капитал в первую очередь необходимо проверить факт наличия объекта интеллектуальной собственности и возможность его использования в сфере производства в течение долгосрочного периода.

15) Государственная регистрация юридических лиц. Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации.

В соответствии с ч. 1 ст. 171 УК РФ за незаконное предпринимательство предусмотрено одно из следующих наказаний:

– штраф в размере до 300 000 руб., или в размере заработной платы нарушителя, или иных доходов осужденного за период до двух лет;

– обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;

– арест на срок от четырех до шести месяцев.

Статья 171 УК РФ предусматривает и квалифицированный состав данного преступления. Если доходы субъекта от регулярной незаконной предпринимательской деятельности превысили 1 млн руб. (особо крупный размер) за 6 лет либо если преступление было совершено организованной группой, то предусмотрено более жесткое наказание (ч. 2 ст. 171 УК РФ):

– штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб., или в размере заработной платы, или иных доходов осужденного за период от одного года до трех лет;

– лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 000 руб., или в размере заработной платы, или иных доходов осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Деятельность без регистрации может осуществляться в нескольких вариантах:лицо осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя либо учредителя юридического лица, не обращаясь за регистрацией в соответствующие государственные органы; лицо обратилось за регистрацией, но приступило к осуществлению предпринимательской деятельности, не дождавшись вынесения решения; лицо осуществляет предпринимательскую деятельность после получения отказа в регистрации. Причем в последнем случае законность такого отказа значения не имеет.

Государственная регистрация юридического лица производится по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, указанного в заявлении о государственной регистрации, а при отсутствии такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, которые вправе действовать от имени юридического лица без доверенности. Уполномоченное лицо либо представляет документы непосредственно в регистрирующий орган, либо может направить их при пересылке почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения. Правительство России устанавливает иные способы представления документов в регистрирующий орган, а также требования к оформлению документов.

Уполномоченными лицами могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или другое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредители (учредитель) юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, которое действует на основании доверенности или другого полномочия, предусмотренного действующим законодательством России.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя. Заявитель указывает в заявлении свои паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность, а также при наличии – идентификационный номер налогоплательщика. Подпись заявителя на заявлении удостоверяется нотариально.

Заявителю предоставляется расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения регистрирующим органом. Если в регистрирующий орган документы высылаются по почте, то расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по почтовому адресу, указанному заявителем, с уведомлением о вручении. Необходимо отметить, что регистрирующий орган должен обеспечить учет и хранение предоставляемых документов.

Государственная регистрация юридического лица производится в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение о государственной регистрации является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр, которая (запись) является моментом государственной регистрации юридического лица. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган выдает или направляет заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Правительство России определяет государственные органы, в которые регистрирующий орган предоставляет сведения о регистрации в течение пяти рабочих дней с момента ее осуществления.

16) Лицензирование хозяйственной деятельности. Упрощенный порядок лицензирования.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных ви­дов деятельности» лицензирование — это мероприятия, связанные с пре­доставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае адми­нистративного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращени­ем действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензиру­ющих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицен­зируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требова­ний и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. Под лицензией закон понимает специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивиду­альному предпринимателю (лицензиату).

Основные принципы осуществления лицензирования:

  • обеспечение единства экономического пространства на территории Рос­сии;
  • установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
  • установление единого порядка лицензирования на территории России;
  • установление лицензионных требований и условий положениями о ли­цензировании конкретных видов деятельности;
  • гласность и открытость лицензирования;
  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Упрощенный порядок лицензирования.

Условия:

- наличие у соискателя договора страхования гражданской ответственности;

- наличие у соискателя сертификата соответствия осуществляемой деятельности международным стандартам;

- только в отношении видов деятельности, указанных в п. 6 ст. 9.

Упрощения:

- срок на рассмотрение документов – 15 дней;

- не проводится проверка возможности выполнения соискателем лицензионных требований и условий;

- не проводятся плановые проверки;

После выдачи лицензии у лицензирующего органа появляется право контролировать соблюдение лицензиатом лицензионных требований и условий, проводить проверки, составлять протоколы, обязывать лицензиата устранить нарушения, выносить предупреждения.

Приостановление лицензии возможно на срок до 6 месяцев:

- неоднократные нарушения;

- грубые нарушения.

Лицензия теряет юридическую силу в случае:

1. ликвидации юридического лица,

2. прекращения деятельности в результате реорганизации,

3. прекращение действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Аннулирование лицензии.

1. 17) Правовое регулирование малого предпринимательства в РФ.

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов указанного Федерального закона меры.

18) Предпринимательская деятельность оффшорных компаний в РФ

Наши рекомендации