Проблема правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства
ОБРАЗЕЦ АНАЛИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
До введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (1 января 1995 г.) крестьянские (фермерские) хозяйства могли создаваться как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
После введения в действие части первой ГК РФ возможность создания крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ, хозяйство) в форме юридического лица была исключена. В Гражданском кодексе РФ установлено, что КФХ осуществляет деятельность без образования юридического лица, а глава хозяйства имеет статус индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 23 ГК РФ).
Срок, в течение которого КФХ, созданные как юридические лица, вправе сохранить статус юридического лица, установлен в п. 3 ст. 23 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. Федерального закона от 30.10.2009 № 239-ФЗ) –
до 1 января 2013 г.
По действующему законодательству до окончания этого срока хозяйства обязаны привести свой правовой статус в соответствие с нормами части первой ГК РФ.
В проекте федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» содержится иное решение проблемы определения статуса крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в форме юридических лиц.
Проектом предлагается предусмотреть право граждан, ведущих совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрировать юридическое лицо – крестьянское (фермерское) хозяйство(ст. 811 ГК РФ в редакции Проекта).Этой нормой предлагается ввести в систему юридических лиц новый вид коммерческих корпоративных организаций – крестьянское (фермерское) хозяйство, члены которого будут нести субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица (абз. 2 п. 4 ст. 811 ГК РФ в редакции Проекта).
Поскольку предполагается, что КФХ вновь получат возможность приобрести статус юридического лица, проблема определения правового положения КФХ, созданных до 1 января 1995 г., в Проекте решается путем распространения на такие хозяйства норм ст. 811 ГК РФ в редакции Проекта:
«С момента введения в действие настоящего Федерального закона к крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1
"О крестьянском (фермерском) хозяйстве", подлежат применению правила статьи 811 Гражданского кодекса в редакции настоящего Федерального закона» (п. 8 ст. 8 Проекта).
Вместе с тем такое решение проблемы определения статуса крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1, вызывает следующие возражения.
Во-первых, введение в действие Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ планируется с 1 марта 2013 г. (п. 1 ст. 8 Проекта). КФХ, имеющие статус юридического лица, могут сохранить этот статус
до 1 января 2013 г.(п. 3 ст. 23 Федерального закона от 11.06.2003 г.
№ 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).Следовательно,
с 1 января 2013 г. по 1 марта 2013 г. возникнет период правовой неопределенности положения таких крестьянских (фермерских) хозяйств. Поэтому ускоренное принятие законопроекта не решит проблемы определения статуса крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Во-вторых, конструкция субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица (которая в настоящее время установлена в отношении хозяйственных товариществ, казенных предприятий, частных и казенных учреждений) в целом противоречит понятию юридического лица как субъекта гражданского права в части исключения признака самостоятельной ответственности по обязательствам (п. 1 ст. 48 ГК РФ), поэтому подвергается обоснованной критике в профессиональном юридическом сообществе и допускается лишь в качестве исключения. Это обусловливает нежелательность расширения перечня юридических лиц, по обязательствам которых дополнительно отвечают их участники (члены), путем включения в него крестьянских (фермерских) хозяйств.
Поскольку в результате принятия Проекта в предлагаемой редакции возникнет период правовой неопределенности статуса хозяйств, созданных в форме юридических лиц, с учетом дискуссионности предложения о восстановлении конструкции крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица, этот вопрос требует дополнительного обсуждения.
Вывод. Проблема определения правового положения крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1, является самостоятельным вопросом, который представляется целесообразным решить независимо от принятия Проекта федерального закона о внесении изменений в ГК РФ. Наиболее оптимальным решением данной проблемы является внесение изменения в пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» о продлении срока, в течение которого такие крестьянские (фермерские) хозяйства вправе сохранить статус юридического лица.
Прим.: актуальность материала на 2012 г.