Особенности современной сервисной деятельности в России
Реферат
По дисциплине «Человек и его потребности»
на тему:
Особенности современной сервисной деятельности в России
Выполнил:
студент 2 курса
группы 291
дневной формы обучения
Саидова Э. М.
Великие Луки
В отечественной практике хозяйствования общемировые характеристики сервисной деятельности преломляются особым образом, что объясняется не только спецификой исторического развития нашей национальной экономики, но и своеобразием переходной ситуации, которая сложилась на рубеже 20-21 веков.
Если рассмотреть основные статистические показатели развития услуг в России за последнее десятилетие, то можно видеть, что в 1993 году валовой внутренний продукт в экономическом исчислении резко упал по отношению к 1990 году. Но уже в 1996 году по отношению к 1990 году он вырос с 23 до 53 %, а общая численность занятых в сфере сервиса возросла с 37 до 50%. По состоянию на 2003 год в структуре российского ВВП доля производства товаров была равна 39,7 %, а доля услуг- 56,8%.
Но вряд ли правомерно считать, что данный рост отображает эффективное включение отечественной сферы услуг в мировые процессы, связанные с сервизацией экономики. В большей степени он свидетельствует о кризисе сферы материального производства и связан с перераспределением работников из стагнирующих производств в сферу сервиса. К тому же увеличение доли сервиса в валовом внутреннем продукте России сопровождалось резким спадом производства массовых- социальных и культурно-эстетических- услуг, распространенных в советский период: бытовых, медицинских, санаторно-оздоровительных, спортивно-туристических услуг, а также услуг в сфере искусства, музейного и библиотечного обслуживания и др. Приведенные данные говорят о том, что анализ статистических показателей о сервисной деятельности переходного периода следует осуществлять весьма корректно, с учетом закономерностей кризисной конъюктуры и происходящих кардинальных перемен в обществе.
После распада СССР общеэкономические механизмы, организационная структура руководства сферы и услуг, основанный на государственной собственности, исчезли из экономической практики в короткие сроки. Сегодня продолжают действовать лишь их отдельные звенья и сегменты. Однако в российском обществе( в том числе во властных структурах) пока не выработано общепризнанных представлений относительно объемов и пропорций в отечественном сервисе разных форм собственности.
Сфера услуг продолжает оставаться в экономическом и организационном плане во многом дисфункциональной по отношению к целому ряда общественных потребностей. Многие новые виды сервиса генерируют услуги высокодоходного характера, то есть нацеленные преимущественно на небольшую часть обеспеченных и сверхобеспеченных людей. В тоже время частный капитал не склонен осваивать перспективные направления сферы услуг, связанные с внедрением научных разработок, а также малорентабельные производства по созданию экономичных сервисных продуктов, необходимых обществу, жителям разных регионов страны.
Ныне в руках государства и местных властей полностью или частично остается ряд направлений сервисной деятельности- жилищно-коммунальные и бытовые услуги, железнодорожный и городской транспорт, почта, телеграф и телефон, образование, система здравоохранения, а также определенная часть социокультурных услуг. При это в каждом из указанных сегментов постоянно растут тарифы на обслуживание, возрастает доля платных услуг. На ряду с государственным сектором услуг параллельно развивается частный сектор. Между этими секторами устанавливается конкуренция, но она пока редко приводит к снижению себестоимости сервисной продукции и снижению расценок на услуги. Все это обуславливает тот факт, что на сервисное обслуживания потребителям приходится выделять всю большую долю из своих доходов. Такая ситуация не удовлетворяет основную часть населения России.
Вместе с тем сложившаяся ситуация оказания услуг на смешанной основе, во-первых, дает возможность уменьшить давление со стороны потребителей на государственные сервисные предприятия, во-вторых, стимулирует конкурентные тенденции в сфере услуг в целом, способствует проникновению инноваций как в государственный, так и в коммерческий сегмент сервиса. На факте проникновения в отечественную сферу услуг новшеств разного плана остановимся поподробнее.
За последние 10-15 лет отечественный сервис освоил множество разновидностей услуг, с которыми общество советского периода в прямую не сталкивалось: консалтинг, инжиниринг, лизинг, психологическое и семейное консультирование, культурно-валеологические услуги, услуги кредитования, а также игрового и шоу-бизнеса.
Своеобразным импульсом в деле освоения сервисных инноваций оказался финансовый кризис 1998 года. В неблагоприятных экономических условиях многие предприятия сервиса вынуждены были проявить повышенный динамизм и гибкость, быстро реагирую на требования стремительно меняющейся конъюктуры и потребительского спроса. В этот период:
-шло интенсивное совершенствование прежних видов и направлений сервисной деятельности
-появлялись новые для российского общества виды и направления услуг
-разрабатывались оригинальные сервисные продукты.
Примечательно, что в меняющейся ситуации многие сервисные организации социокультурного профиля, продолжая работать на базе бюджетно-государственного финансирования, вынуждены были активно осваивать новые виды и формы обслуживания. Так Российская государственная библиотека на обслуживание заказов читателей по средствам системы электронной циркуляции. Все читатели снабжены пластиковыми билетами с бар-кодом и фотографией владельцем. Подобный билет позволяет свести к минимуму время заказа и ожидание книги из хранилища, а также предоставлять множество услуг, связанных с выходом читателей к базам данных разных библиотечных центров страны и мира.
Музейные центры страны тоже заняты поиском новых форм обслуживания, способных привлечь в них многочисленных посетителей.
В качестве динамичного и стремительно обновляющегося сегмента отечественной сферы услуг выступают ныне услуги связи, а также интернет-услуги, приобретающий для потребителей комплексный характер(информационные, коммуникационные услуги). В некоторых случаях новшества в российской сфере услуг приобретали характер прорывов, влияющих на практику мирового сервиса. В качестве примера можно привести отечественный опыт расширения форм туристского обслуживания, например, лидерство России в оказании услуг в деле космического туризма.
Рассмотрим еще одну инновацию в российском туризме, связанную с появлением новой разновидности культурного туризма- с организацией цивилизационных туров. Новое здесь относится к наиболее сложному аспекту организации туризма- содержательному наполнению туристского маршруту обобщенному видению культуры, с которой знакомятся путешественники на примере конкретной местности и исторических памятников. В рамках целостного представления о культуре особым образом организуется весь маршрут и строится содержание экскурсий.
Повышенная потребность отечественного сервиса в инновациях особенно остро ставит проблему освоения российскими предприятиями сферы услуг инноваций в организации услуг и в формах обслуживания потребителей, идущих к нам из мировой практики. Отметим, что, когда инновации идут к нам из практики сервиса других стран, и освоение далеко не всегда происходит сразу и без потерь. Те перспективные виды обслуживания, которые развивались в советский период и которые на первый взгляд без труда можно было интегрировать в коммерческую среду, на самом деле по разным причинам далеко не всегда поддавались подобной трансформации.
Рассмотрим трудности внедрения новых направлений обслуживания на примере такого сложного сегмента услуг в рамках консалтинга, как венчурный бизнес, то есть бизнес, продвигающий в производство рискованные научные разработки. В том случае, когда внедрение научной разработки оказывается удачным, экономический эффект намного перекрывает предварительные расходы.
Все инновации в условиях реформ свидетельствуют в российской сфере услуг творческого потенциала. Преодоление кризиса в российской экономике позволит в сфере услуг более широко использовать достижения мировой практики сервиса во всем их объеме и многообразии форм.
Рассмотрим распространенность разных типов организационных структур в отечественном сервисе в зависимости от масштабов деятельности и числа работающих. Сначала остановимся на крупном бизнесе.
Примером могут служить те крупные структуры бизнеса и системно отраслевые организации( принадлежащие государству, негосударственные и смешанные), которые сохранились в нашей стране от предыдущего этапа ее развития. Это крупные банковские структуры( Сбербанк, Внешэкономбанк), крупные компании перевозчиков( Аэрофлот, РЖД), торговые организации( фирма «Детский мир»), организации связи(«Космическая связь», «Связьинвест») и масс-медиа (ВГТРК).
Второй тип крупных сервисных организаций в последнее десятилетие зародился и развивается в рамках так называемых интегрированных бизнес-групп( ИБГ)- «ЛУКойл», «Юкос», «Сибирский алюминий», АФК «Система». Среди указанных ИБГ преимущественно сервисом занято лишь крупная акционерная финансовая компания «Система», основу которой составляет наукоемкие отрасли связи, телекоммуникации, страхования, торговля. Ядро деятельности остальных ИБГ базируется на работе промышленны предприятий, связанных с нефтяным бизнесом, цветной металлургии. Но главное в деятельности подобных групп заключается в том, что, являясь в большинстве случаев холдингами, они включают в себя сервисные структуры, призванные обеспечить обслуживание самих этих групп и их партнеров.
Так, в рамках таких групп действует акционерный коммерческий банк, выступающий в качестве собственной кредитной организации, расчетного финансового центра, депозитария хранения ценных бумаг и др. Кроме того, данные группы развивают свои филиалы дилеров для сбыта продукции в стране и за рубежом, способны оказывать биржевые, торговые, лизинговые, инвестиционные и другие услуги. Помимо этого в каждой из групп имеется широкий спектр внутреннего обслуживания: медицинские и оздоровительные организации, страховые компании и другие. Примечательно, что именно страховым компаниям в ряде случаев удается выйти из своей ИБГ и стать самостоятельным агентом на отечественном страховом рынке ( фирмы «РОСНО», «Прогресс Гарант»).
В целом указанная практика ИБГ свидетельствует о том, что каждая группа стремится компенсировать слабую рыночную инфраструктуру в отечественной практике хозяйствования и несовершенный сервис внешней институциональной среды при решении своих внутренних проблем. Природа подобных групп не связана с созданием предпринимательских сетей, но тяготеет к более жесткой структуре организации холдингового типа. Однако в переходных условиях данные ИБГ оказались более устойчивые к внешним неблагополучным воздействиям. Так, сервисные предприятия, включенные в такие группы, легко преодолели трансформационные шоки, обретя новую «среду» в виде инвестиционного и маркетингового партнеров, услуг по стратегическому планированию, подбору персонала. Такая «самодостаточность» была характерна для крупных американских конгломератов в первые десятилетия 20 в., а также для западноевропейских компаний в 50-е годы, для японских- в 50-60-е годы ушедшего столетия, для южнокорейских -в настоящее время.
Укажем на еще одно направление, породившее в отечественной практике последнего десятилетия крупнейшие сервисные организации,- рекламный бизнес. В современной России действует множество разных рекламных агентств ,выполняющие посреднические функции между рекламодателями, с одной стороны, а также каналами распространения рекламы и потребителями, с другой. Наиболее крупные из таких агентств группируются вокруг ведущих российских телеканалов, хотя при этом заняты производством не только телерекламы.
Говоря о крупном бизнесе в отечественном сервисе наших дней, нельзя назвать его широко распространенным явлением; лидирующее место в российской сфере услуг занимает средний и малый бизнес. Средние и малые предприятия приобретают огромное функционально-целевое назначение- строительные предприятия, торговые и посреднические организации, фирмы бытового обслуживания, правового и семейного консультирования, туристические и рекреационно-оздоровительные агентства, структуры шоу-бизнеса и т.п.
В начале российских реформ особые надежды были связаны с развитием малого предпринимательства, которое во многих странах является своеобразным мотором экономических преобразований. Малое предпринимательство в сфере услуг пока существует у нас в недостаточных размеров. Оно сгруппировано лишь в отдельных секторах сервиса, что не позволяет расширить его видовое многообразие.
Особенности регионального развития отечественной экономики серьезно тормозят развитие коммерческого сектора услуг. Сервисный бизнес в настоящее время тяготеет в основном к столицам и к ряду крупных промышленных центров, крайне медленно проникая за Урал, на Дальний Восток, на северные территории страны.
В рассматриваемый период в отечественную сервиса стали активно внедряться зарубежные производители услуг. Широкому кругу потребителей крупных городов подобные фирмы известны своим глобальным сервисным обслуживанием бытовой и офисной электроники ( Sony, Panasonic, Samsung, Xerox, LG) , программным обеспечением ( Microsoft, Symantec).
Также примечательно внедрение таких фирм, как:
-в торговле (сеть супермаркетов, гипермаркетов, дискаунтеров- «Okey», «Ашан», «Метро», «Рамстор»)
-в общественном питании( в ряде городов страны «МакДоналдс», «Пицца Хат», «Баскин Роббинс»)
-в гостиничном хозяйстве( в Москве «Шератон Палас Отель», «Мариотт Гранд»)
-в культурно-валеологических и оздоровительных услугах ( в крупных городах страны фитнес-клубы).
Некоторые зарубежные фирмы не смогли пережить ухудшение экономической обстановки и покинули Россию (после 1998года).
Некоторые российские фирмы пытаются создать нечто, сравнимое с сетевым предпринимательством. Они действуют преимущественно в крупных городах (в Москве компания «Довгань», сеть закусочных « Русское бистро», сети супермаркетов « седбмой континент», « Перекресток». В Санкт-Петербурге система центров оптово-розничной торговли « Лента»)
Огромным бременем для современного российского сервиса выступает наличие масштабного теневого сектора. По оценке Госкомстата России , на теневой сектор экономической деятельности приходится 40% ВВП.
Современная сфера российского сервиса является сама источником, порождающим нелегальные виды предпринимательской активности. Именно в этой сфере удовлетворяются антиобщественные потребности в виде предоставления интимных услуг, распространения наркотиков, фальсифицированных лекарств, продуктов питания и спиртных напитков. Сфера услуг во многих случаях создает возможности пускать в оборот финансы, нажитые преступным способом.
В качестве криминогенных зон нашего общества выступают следующие области экономической практики: денежное обращение, отношения собственности( особенно собственность на землю, предприятия, недвижимость), внешнеэкономическая деятельность и ряд других. Если иметь в виду сферы сервиса , то здесь криминогенными зонами выступают такие сегменты и виды услуг, как банковское обслуживание, строительство, торговля, услуги общественного питания, шоу-бизнес и ряд направлений культурного сервиса. Все это делает указанные сегменты сервиса пространством повышенного риска для предпринимательской деятельности.
Список используемой литературы
1. Г. А. Аванесова – Сервисная деятельность. Изд.2-е –Москва: Аспект Пресс 2006.- 320с. (Высшее образование)