Элементы культуры предпринимательства

Тема 2.2. Профессиональная культура бизнес деятельности.

План.

Сущность культуры предпринимательства.

Элементы культуры предпринимательства.

1.3. Культура предпринимательских организаций.


1.1. Сущность культуры предпринимательства.

Культура предпринимательства является неотъемлемым элемен­том организации предпринимательской деятельности. Она базиру­ется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

Культура — это совокупность производственных, обществен­ных и духовных потребностей людей. Так определяется сущность этого понятия в Словаре русского языка СИ. Ожегова. Далее в Словаре дается еще одно определение этого комплексного поня­тия: культура — это высокий уровень чего-нибудь, высокое раз­витие, умение.

В других научных источниках под культурой понимается исто­рически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах органи­зации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В переводе с латинского куль­тура понимается как возделывание, воспитание, образование, раз­витие, почитание. Следовательно, в общечеловеческом понима­нии культура — многостороннее, комплексное понятие, характе­ризующее различные аспекты жизни, деятельности, поведения людей, их объединений (групп), общества в целом на определен­ном историческом этапе своего развития.

Культура предпринимательства — это определенная, сложив­шаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществле­ния предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (зако­нами, нормативными актами), обычаями делового оборота, эти­ческими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.

Как известно, предпринимательская деятельность — это сво­бодная деятельность дееспособных граждан и (или) их объедине­ний. Но экономическая свобода в осуществлении предпринима­тельской деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов и методов регулирова­ния предпринимательской деятельности. Экономическая свобода как основа культуры предпринимательства не означает проявления вседозволенности для отдельных ее участников — обладате­лей огромного финансового состояния (так называемых олигархов). Государство устанавливает определенные преграды для ограниче­ния проявления всемерной экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защи­ты интересов и экономической свободы других участников пред­принимательства и других субъектов рыночной экономики, обще­ства в целом.

Культура предпринимательства означает, что самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской дея­тельности противоречат их своеволию, неоправданной инициати­ве. Поэтому государство устанавливает меры и формы ответствен­ности за нарушение предпринимателями правовых норм, регули­рующих предпринимательскую деятельность. Так, в соответствии с Конституцией не допускается экономическая (предприни­мательская) деятельность, направленная на монополизацию и не­добросовестную конкуренцию, в Конституции установле­но, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Уголовным законодательством установлены меры уголовной ответственности за незаконное деяния граждан, не соответствующие законной деятельности.

Элементы культуры предпринимательства.


Первым всеобщим элементом культуры предпринимательства, предпринимательской деятельности является ее законность.Вто­рым элементом — строгое выполнение обязательств и обязаннос­тей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в не нанесении не только имущественного, но и мо­рального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам. Следующим важным элементом культуры предпри­нимательства является честное ведение его субъектами своего бизне­са. По этому поводу очень четко сформулировал последствия не­честного ведения дела американский ученый в книге «Кредо сво­бодного предпринимательства» К. Рэндолл, который считает, что цивилизованному предпринимателю нужно обладать сильным ха­рактером и честностью, которые нельзя заменить ничем. «Обладать характером — значит чувствовать и понимать моральные пробле­мы, иметь смелость правильно действовать при любых обстоятель­ствах, складывающихся в жизни. Человек, наделенный сильным характером, но нечестный в душе, может когда-нибудь навлечь на компанию катастрофу. Предприниматель, не обладающий таким качеством, как честность, ничего не стоит». Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству — ведущий при­знак культуры предпринимательства.

Важно также соблюдение предпринимателями общих этичес­ких норм, включающих профессиональную этику, этические ко­дексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в об­ществе, уровень знаний, необходимых для осуществления за­конного бизнеса и др.

Культура предпринимательства как проявление правовых и эти­ческих критериев (норм) включает следующие отношения: с го­сударством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъек­тами, — а также соблюдение действующих правовых актов, стан­дартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на разви­тие предпринимательства.

Предпринимательская деятельность направлена на системати­ческое извлечение прибыли, но не любыми путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуще­ствляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на закон­ных основаниях.

Формирование культуры предпринимательства определяется мно­гими факторами, среди которых первые места занимают цивили­зованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нор­мы, устанавливающие права, обязанности, ответственность пред­принимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель и его корпоративная культура.

Наши рекомендации