Конкурентное равновесие и Парето-эффективность

Экономическая ситуация является Парето-эффективной, если не существует способа улучшить благосостояние любого из экономических агентов, не ухудшив при этом состояние любого другого экономического агента. Достижение Парето-эффективности является желательной вещью, хотя и не единственной целью экономической политики.

Тем не менее эффективность является важной целью, и поэтому нужно определить, действительно ли на конкурентных рынках достигается Парето-эффективность? Конкурентный рынок, как и любой другой экономический механизм должен определить, сколько продукции необходимо производить? Эту проблему конкурентный рынок решает, основываясь на том, сколько люди желают заплатить, чтобы купить блага, в сравнении с тем, сколько люди должны заплатить, чтобы предложить эти блага к продаже.

Рассмотрим рисунок 5. При любом количестве выпуска, меньшем, чем равновесное количество Q , существует некто, кто желает предложить дополнительную единицу блага при цене, которая меньше, чем та цена, по которой кто-то другой желает заплатить за эту дополнительную единицу блага.

Конкурентное равновесие и Парето-эффективность - student2.ru

Рис. 5. График цены спроса (pd ) и цены предложения (ps )

Если благо производится и обменивается между двумя этими экономическими агентами по любой цене между ценой спроса (pd ) и ценой предложения (ps ), тогда можно улучшить положение их обоих. Таким образом, любое количество, меньшее, чем равновесное количество не может быть Парето-эффективным, поскольку будет существовать, по меньшей мере 2 человека, положение которых может быть улучшено. Аналогично, при любом выпуске, большем, чем Q , количество денег, которое некто пожелал бы заплатить за дополнительную единицу блага будет меньше, чем цена, которую продавец соглашается получить за эту единицу. Таким образом, в условиях совершенной конкуренции производится Парето-эффективное количество благ.

Рыночная власть

Рыночная сила(власть) (Market power) – 1.Способность с выгодой для себя отклонять цены отконкурентного уровня. Когда поставщики – монополисты используют рыночную силу (в этом случае ониобладают монопольной властью), они не ведут себя так, как вели бы себя в условиях конкуренции,принимая цену как экзогенно заданную величину. Вместо этого они могут уменьшить выпуск продукции посравнению со своим конкурентным объемом, что приводит к повышению рыночной цены. Наоборот,потребители, представляющие собой монопсонию (обладающие рыночной монопсонической властью),способны добиваться для себя более низких цен,. приближая последние к уровню предельных издержекпроизводства. 2(Во множ. числе) - общее понятие, широко используемое в экономической литературе без точного определения. По-видимому, имеется в виду совокупное действие факторов рыночного механизма:взаимное влияние спроса и предложения, а также роль цен как сигналов (информации), рыночной силы(власти) монополистов и монопсонистов, стимулов и антистимулов предпринимательской деятельности типа прибыли, рисков и др.

Заключение

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

В ходе выполнения данной работы было выявлено, что для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него, и независимые решения, как со стороны производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.

Автор данной работы считает, что возможно только с помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействуюцще влиянию монополий или уравновешивающие его.

Список использованной литературы

1. Кондрашев В. Анализ проблем конкурентоспособности // Экономист #12 за2006.

2. Резникович А. Монополистическое отечество в опасности // Коммерсантъ-Деньги #11 за 2006.

3. Экономика. Учебник/под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. —М.: «Проспект», 2006.

4. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 2-е издание. М., 2005.

[1] Экономика. Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. —М.: «Проспект», 1998. — с.16.

[2] Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 2-е издание. М., 1998. — С. 40.

Наши рекомендации