Обеспечение и защита прав налогоплательщиков
(плательщиков сборов)
Обязанности налогоплательщиков.
Основной обязанностью налогоплательщиков является обязанность уплачивать законно установленные налоги.
Следующая обязанность - обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения. Но эта обязанность не всеобщая, а распространяется только на тех налогоплательщиков, которые обязаны вести этот учет доходов, расходов и объектов.
Следующая обязанность - обязанность по предоставлению в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций по тем налогам, которые налогоплательщик обязан уплачивать.
Следующая обязанность - специальная и касается юр. лиц, поскольку заключается в обязанности хранения в течение 4 лет данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления уплаты налогов.
Следующая обязанность - встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена в НК. На сегодняшний день такая обязанность прямо существует в отношении организаций как российских, так и иностранных, в отношении индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним лиц, а в отношении обычных граждан, обычных физ. лиц такая обязанность не предусмотрена.
Следующая обязанность налогоплательщика - обязанность предоставлять налоговым органам необходимую информацию и документы, но речь идет не о любой информации, не о любых документах, а, во-первых, в случаях, предусмотренных в НК. И вторая ситуация - по требованию налоговых органов.
Отдельно еще выделяются обязанности для организаций и индивидуальных предпринимателей. Эта обязанность заключается в предоставлении дополнительной информации в налоговые органы. Это информация об открытии и закрытии счетов, в 10-дневный срок такая информация должна предоставляться в налоговые органы. Также эти организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговые органы обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях, и срок - не позднее одного месяца со дня начала такого участия. Далее еще одна информация, которую необходимо предоставлять в налоговые органы, это информация обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, также не позднее 1 месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации Еще одна информация, необходимость которой вытекает из ст.23, это объявление о несостоятельности, банкротстве или о ликвидации, реорганизации юридического лица не позднее трех дней со дня принятия такого решения. И последняя информация, которую необходимо сообщить, это информация об изменении места нахождения организация и места жительства индивидуального предпринимателя не позднее 10 дней с момента такого изменения.
Форма заявления о постановке на учет устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. При подаче заявления организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации создание организации.
При подаче заявления индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.
Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.
Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.
Налогоплательщик должен встать на налоговый учет по месту нахождения организации, местам нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
После рассмотрения указанных вопросов налогоплательщик должен подать заявление о постановке на учет в налоговый орган в следующие сроки:
в течение 10 дней с момента государственной регистрации по месту нахождения организации;
в течение 10 дней с момента государственной регистрации по месту жительства физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;
в течение одного месяца после создания обособленного подразделения по месту осуществления деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение;
в течение 30 дней со дня регистрация недвижимого имущества по месту его нахождения;
в течение 10 дней после выдачи лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляют деятельность нотариусы, частные детективы, частные охранники (по месту их жительства).
6. Налоговые органы РФ - государственные органы, осуществляющие в соответствии с действующим законодательством взимание налогов и сборов.
Налоговым органам предоставляется право:
1. Производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - органы, организации и граждане) проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке. Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. 2. Контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью. 3. Получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения. Должностные лица налогового органа обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций. 4. Обследовать, с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий, любые используемые для извлечения доходов, либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения, производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан. 5. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение. 6. Приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет. 7. Изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. 8. Выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. 9. Взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. 10. Возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. 11. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски:- о ликвидации предприятия - о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; - о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий. 12. Создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за ее погашением. 13. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации:
соблюдать законодательство о налогах и сборах;осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;бесплатно проводить разъяснительную работу, вовремя информировать налогоплательщиков о внесенных изменениях в налоговый кодекс;осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов;соблюдать налоговую тайну;направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа ;налоговые органы при выявлении обстоятельств позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах содержащего признаки преступления обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; налоговые органы несут также другие обязанности предусмотренные налоговым кодексом или иными федеральными законами
7. Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:
налоговых проверок;получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
проверки данных учета и отчетности;осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
в других формах, предусмотренных НК РФ.
Приведенный список не исчерпывающий, но формы налогового контроля могут быть установлены только Налоговым кодексом РФ.
Формы налогового контроля складываются из установленных в п.1 ст.31 НК РФ прав налоговых органов:
требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России и МНС России;
контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.
В НК РФ также установлены составы налоговых правонарушений и санкции за незаконное воспрепятствование проведению налогового контроля со стороны налогоплательщика
Хар-ка НС РФ.
История НС начала склад-ся с 1.01.92. осн-е законы б/приняты Верх. Советом в дек. 91г. Гл. закон – з-н РСФСР «об основах НС в РСФСР». После б/множ-во измен-й. Но сон-е принципы сохр-лись. Осн-е измен-я из-за вступл-я НК РФ 1.01.99г. в действие.
НС представляет собой: 1) взаимосв-х совок-ть нал-х сборов и др. платежей, для финан-ния гос. бюджета, мест. б-тов, ВБФ. 2) система з-нов, указов и др. актов, регулир-х пор-к исчисл-я и уплаты н-гов и др. пл-жей. 3) сист. гос инст-тов, обесп-х принятие з-нов и нормат-х актов, администров-е н-гов и контроль за своевр-ю и прав-тью уплаты.
Сист. нал-х сборов сост. из 3 групп в соотв-е с уровнями гос. стр-ры: федер, регион, мест.
В пр-ке НС слож-сь кр-рии, позвол-е опред-ть, какие н-ги б/т фед-ми, рег-ми, мест-ми.
Постр-е НС осн-ся на распр-нии нал-х полномочий м/у составл-ми гос-ва. Нал-е полном-я – законодат. оформленые права уровней бюдж. сист. вводить н-ги, получать нал-й доход, админ-вать н-ги. Составл-е нал-х полном-й: 1) законод. полном-я (вводить н-ги, устан-ть ставки, базу и иные элем-ты «з-на о н-ге». 2) доход-е полн-я (формир-ть доходы бюджета за счет н-гов). 3) админ-е полн-я (управ-ть, собирать н-ги).
В НС РФ нал-е полном-я сконцентр-ны на фед. ур-не. (Критерии)
Для СССР налоги – чужд элемент, т.к. все принад-ло гос-ву. Но с появл-м в к.80-х акц-х и кооп-х пр-тий, с участ-м иностр. кап-ла г-во пересмотрело идею. С 1.01.91 введен в д-вие з-н ССР о нал-х с пр-тий, орг-ций (н-г на пр-ль (max 45%, 22% в союз. бюдж), с оборота, на Э и И на фонд опл труда колх-ков). Общ. сумма пл-жей не д/б > 23% облаг пр-ли. Для банков 55%, для СП до 30%. Сущес-ла обширная система льгот. Доходы пр-тий и др от имеющ-ся ЦБ по ст-ке 15%.
Из-за отказа респ-к платить н-ги союз бюдж развал-ся, расх-ды покрыв-сь «печатным станком».
Налоги в России впервые разделены на три вида:
Федеральные налоги:
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог на доходы банков;
г) налог на доходы от страховой деятельности;
д) налог от биржевой деятельности;
е) налог на опперации с ценными бумагами;
ж) таможенные пошлины;
з) отчисления из пр-ва материально-сырьевой базы, зачисляемые в спец. внебюджетный фонд РФ;
и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет,в республиканский бюджет республик в составе РФ,в краевые, областные бюджеты краёв, областей, обл. бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами РФ;
к) подоходный налог с физических лиц;
м) налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды;
н) гербовый сбор;
о) государственная пошлина;
п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образовываемых на их основе слов и словосочетаний.
Все суммы поступлений от налогов указанных в подпунктах "а"-"ж" и "р" зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах "к" и "л" являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты др. уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.
Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпункте "п" зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги ( в т. ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.
2. Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономной области, автономных округов.
К налогам республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги:
а) налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;
б) местный доход;
в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
г) республиканские платежи за пользование природными ресурсами.
9.Одной из немногочисленных обязанностей, прямо закрепленных в Конституции РФ, является обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 15.07.99 № 11-П, в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплате налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.
Ответственность за совершение налогового правонарушения обладает всеми основными признаками юридической ответственности:Налоговый Кодекс РФ предусматривает принципы привлечения к налоговой ответственности, среди которых можно выделить следующие:
ü Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниями в порядке, которые предусмотрены Налоговым Кодексом РФ. Никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
ü Предусмотренная Налоговым Кодексом РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
ü Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.
ü Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Штафные санкции.
1. Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе, выразившееся в осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение более 90 дней со дня истечения срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.
3. Нарушение налогоплательщиком установленного Налоговом Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии и закрытии им счета в каком-либо банке, если это не повлекло за собой неуплату налогов, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
4. Нарушение налогоплательщиком установленного Налоговым Кодексом срока представленияв налоговый орган сведений об открытии и закрытии счета в каком-либо банке, если это повлекло за собой неуплату налогов, влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или непредставления сведений об открытии этого счета.
5. Нарушение установленного срока представления налогоплательщиком или иным обязанным лицом в налоговые органы предусмотренных Налоговым Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах документов и (или) иных сведений, а равно заявление налогоплательщика или иного обязанного лица об отказе должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, представить имеющиеся у налогоплательщика или иного обязанного лица и запрашиваемые этим должностным лицом документы и (или) иные сведения, необходимые для проведения в установленном порядке такой проверки, а также уклонение от представления указанных документов и (или) иных сведений, влечет взыскание штрафа в размере пятидесяти рублей за каждый непредставленный документ.
Декларация о доходах
Принципиально новым и важным для экономики нашей страны является введение в качестве объекта налогообложения всего дохода, полученного гражданами за весь календарный год, представленного в виде «декларации». Законом о подоходном налоге предусматривается обязанность граждан вести учет получаемых ими в течение года доходов, места их получения, учет расходов, связанных с получением таких доходов. В подоходном налоге с физических лиц использован прогрессивный метод обложения: вместе с ростом дохода плательщика возрастает и процент взимаемого с него налога. Вместо прямых льгот по налогу введены вычеты из облагаемого налогом совокупного дохода сумм, кратных пяти, трем и одному размеру минимальной месячной оплаты труда, – в зависимости от категорий граждан, и сумм расходов (на содержание детей и иждивенцев в размере минимальной месячной оплаты труда за каждого).
Декларация о совокупном доходе состоит из четырех разделов:
- раздел первый предусматривает сообщение гражданином сведений обо всех своих доходах, полученных им в течение года, произведенных расходах, связанных с получением этих доходов, а также о суммах удержанных налогов с этих доходов у источников выплат доходов или уплаченных авансом;
- раздел второй содержит сведения о вычетах, на которые имеет право гражданин;
- в третьем разделе указываются сведения о фактическом совокупном доходе за отчетный год, подлежащем налогообложению, и сообщается облагаемый доход, который предполагается получить в следующем году;
- в четвертом разделе производится расчет подоходного налога, причитающегося с совокупного годового дохода, причем расчет производится как самим гражданином, так и налоговой инспекцией.
Лучший способ сэкономить на уплате налогов законным способом – хорошо знать, что не включается в декларацию.
Подается декларация в налоговую инспекцию не позднее 1 апреля следующего за отчетным года.
Главная обязанность налоговой инспекции – взимание налогов и других обязательных платежей в бюджет. Законом им дано право проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, право требовать необходимые документы, изымать их в случае уклонения от уплаты налогов, проверять достоверность данных об источниках получения средств, применять к недисциплинированным налогоплательщикам финансовые санкции. Уклонение от уплаты налогов всегда было заманчиво для предпринимателей, однако при этом нужно хорошо представлять себе цену уклонения от налогов: она не должна быта больше самого налога.
11.Налог на прибыль
Налог на прибыль юридических лиц был введен в действие с 1.01.1992 года законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Порядок применения этого закона изложен в Инструкции Госналогслужбы РФ от 6 марта 1992 г. с последующими к ней изменениями и дополнениями. Налог на прибыль, как отмечалось выше, является одним из основных элементов налоговой системы РФ. Он обеспечивает сегодня более 30 % всех налоговых поступлений в бюджет.
В соответствии с действующим законодательством плательщиками налога на прибыль являются:
– предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами (в том числе филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный счет),
– банки и страховые организации,
– иностранные юридические лица,
– организации, финансируемые из бюджета, по доходам от предпринимательской деятельности.
Объектом обложения налогом является «валовая прибыль»предприятия, скорректированная в соответствии с порядком, предусмотренным в законе.
При исчислении этого налогаиспользуют следующие показатели прибыли: «валовая», «налогооблагаемая» и «чистая» прибыль (остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов).
Валовая(балансовая, общая) прибыль складывается из прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и реализации иного имущества, также от внереализационных доходов.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это разница между финансовыми результатами (выручка) от реализации продукции, работ, услуг (без НДС и спецналога) и затратами на их производство.
К внереализационным доходам относятся доходы от прочей деятельности предприятия, помимо основной. Например, доходы от сдачи имущества в аренду, положительная курсовая разница по валюте, доходы по ценным бумагам.
Из валовой прибыли вычитаются доходы по видам деятельности, которые освобождены от налогообложения или облагаются в особом порядке. Так, освобождена от налогообложения прибыль, полученная от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции. Это сделано с целью стимулирования производства сельхозпродукции в стране. В инструкции по налогообложению прибыли приведен перечень видов деятельности, который льготируется в той или иной степени.
В особом порядке облагаются такие виды внереализационных доходов, как доходы от ценных бумаг, принадлежащих предприятию, и доходы от долевого участия в других предприятиях.
С целью развития в России фондового рынка предусмотрено налогообложение доходов от ценных бумаг по более низким ставкам по сравнению с основной ставкой налога на прибыль.
В законе по налогу на прибыль предусмотрен достаточно широкий перечень льгот. Из имеющих наибольшее применение отметим уменьшение прибыли на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений (осуществленных с целью производственного и непроизводственного развития предприятия), а также на погашение кредитов банка, полученных и использованных на эти цели; налоговая база уменьшается на 30 % от капитальных вложений на природоохранные мероприятия. Ставка налога на прибыль предприятий понижается на 50 % и в том случае, если на этом предприятии инвалиды и (или) пенсионеры составляют не менее 70 % от общего числа работников.
В течение квартала плательщики производят авансовые взносыналога, исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога (некоторые категории плательщиков освобождены от авансовых платежей, в частности малые предприятия). По окончании первого квартала (далее – полугодия, девяти месяцев и года) налогоплательщик исчисляет сумму налога нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной им прибыли, подлежащей налогообложению. С учетом ранее заплаченного аванса осуществляется окончательный расчет по налогу в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам – в десятидневный срок (после дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год).
Предприятия, помимо налога на прибыль, уплачивают налоги со следующих видов доходов и прибыли:
- дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в РФ, принадлежащим предприятиям (за исключением доходов, полученных по государственным облигациям и другим ценным государственным бумагам),
- доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории РФ.
Эти доходы взимаются по ставке 15 % у всех предприятий (кроме банков, у которых ставка равна 18 %).
Ставка налога на прибыльустановлена дифференцированно: 13 % от облагаемой прибыли для перечисления в федеральный бюджет и до 25 % от облагаемой прибыли (на усмотрение субъектов Федерации) по части прибыли, зачисляемой в бюджет краев, областей и местные Кроме налога на прибыль и другие виды доходов юридические лица должны платить налог на превышение фактических расходов на оплату труда над их нормируемой величиной.
Эта мера носит регулирующий, антиинфляционный характер. Государство косвенными (экономическими) средствами регулирует расходы на оплату труда, взимая налог с тех предприятий, которые выплачивают заработную плату выше установленной нормы (в качестве допустимого предела принята шестикратная норма минимальной заработной платы). Данный налог исчисляется по ставке налога на прибыль. Его платят все предприятия, допустившие превышение (в том числе и те, которые освобождены от налога на прибыль).
Таким образом, именно налог на прибыль и налог с превышения расходов на оплату труда реализуют задачи государственного регулирования экономики.
12. Объектом обложения налогом на прибыль, полученную в рублях и иностранной валюте, является валовая прибыль, включающая три составные части:
1. -прибыль (убыток) от реализации продукции, выполненных работ и услуг;
2. -прибыль (убыток) от реализации основных фондов и другого имущества предприятий и организаций;
3. -доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним. Каждая часть прибыли имеет строго установленный порядок расчета.
Первая часть-прибыль от реализации продукции, выполненных работ и услуг определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг). Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при исчислении прибыли из выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключают из неё экспортные тарифы. Перечень затрат, включаемых в стоимость продукции, устанавливается Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включенных в себестоимость.Положение о составе затрат на производство и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении утверждено постановлением Правительства РФ от 5.08.92г. №552; дополнения и изменения от 1.07.95. №661.
В дополнении к данному Положению указано, что платежи по процентам за кредиты банков в переделах учетной ставки, установленной ЦБ РФ, увеличенной на 3 пункта, относятся к себестоимости продукции (работ, услуг) предприятий. Расходы по уплате процентов, превышающих этот предел, осуществляется за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.
Затраты на себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием:
1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных расходов);
2) затраты на оплату труда;
3) отчисления на социальные нужды;
4) амортизация основных фондов;
5) прочие затраты.
Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, не зависимо от времени оплаты - предварительной (арендная плата и т.п.) или последующей (оплата отпусков и т.д.). Отдельные затраты, которые трудно отнести к отдельному периоду, а также сезонные затраты включаются в затраты на производство в сметно-нормализованном порядке, определенном в отраслевых методических рекомендациях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).
Вторая часть - прибыль от реализации основных фондов и другого имущества предприятий, организаций, учреждений определяется как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов, увеличенной с учетом их переоценки. При этом остаточная стоимость применяется к основным фондам, нематериальным затратам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам. Отрицательный результат от их реализации не уменьшает налогооблагаемую прибыль.
По предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения применяется рыночная цена на аналогичную рыночную продукцию (работы, услуги), но не ниже её фактической себестоимости. При реализации предприятием продукции по ценам ниже фактической себестоимости в результате снижения её качества или потребительских свойств либо снижения рыночных цен для целей налогообложения используется фактическая цена реализации продукции.
При проведении товарообменных операций либо передаче продукции безвозмездно выручка для целей нало