Организационные структуры управления предпринимательской организацией
Определение понятия и принципы построения. Под структурой управления предпринимательской организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно – права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента.
Таким образом, структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Поэтому ее можно рассматривать как обратную сторону характеристики механизма функционирования (как процесса реализации структурных связей системы управления). Связь структуры управления с ключевыми понятиями менеджмента – его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями, – свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны управления. Именно поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачам.
Основу организационной структуры составляет совокупность обособленных, но тесно связанных между собой видов деятельности, направленных на достижение целей организации. В рамках организации эти виды деятельности объединяются в самостоятельные группы в соответствии с рядом принципов, среди которых можно выделить: количественный, временной, функциональный, территориальный, рыночный, продуктовый, целевой, профессиональный, технологический, инновационный и пр. В ряде случаев не все они могут быть применимы (это зависит от масштабов, характера деятельности, степени свободы организации).
Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего структура должна отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления: последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - с другой.
Выбор организационных структур. Выбор организационной структуры, адекватной конкретным условиям позволяет привести систему управления в соответствие с достигнутым уровнем производительных сил.
Излишняя жесткость структуры затрудняет приспособление компании к изменяющим условиям и ограничивает использование новых возможностей. В то же время излишняя гибкость может привести к дезорганизации. В связи с этим, основной проблемой является разумное сочетание этих двух характеристик системы.
Для современного этапа развития систем управления производством характерны две особенности. Первая состоит в попытке подойти к проблеме совершенствования систем управления на комплексной, системной основе, т.е. путем одновременного рассмотрения всех основных элементов системы управления, включая организационные формы и структуры управления, функции и закономерности управления, методы принятия решения и средства управления. Вторая состоит в структурном и организационном обособлении вопросов совершенствования управления, приобретающих все более специализированный характер, так как решение этой задачи требует привлечения специалистов профессионально владеющих методами и средствами управления, а также владеющих знаниями в области экономики, организации производства, кибернетики, системотехники и других.
С этой целью в составе предприятия создается специальная служба, которая независима от функциональных служб, и является штабным органом.
Руководит этой службой, как правило, заместитель генерального директора или управляющий, занимающийся развитием организационных структур.
Главная задача службы – способствовать улучшению организационной структуры, применяя для этого науку управления и связанные с ней методы, включая теорию организации, планирование, исследование операций. Она отвечает за приобретение и использование вычислительной техники, участвует в разработке политики фирмы, координирует и контролирует применение различных систем управления, работает над решением проблем по улучшению существующей организационной структуры. Подготовленные службой предложения по усовершенствованию организационной структуры систематически рассматриваются на совете директоров, и в случае их принятия она несет за них ответственность. Также эта служба следит за основными направлениями по развитию и изменению организационных структур в конкурирующих компаниях. Рассматривает предложения об учреждении новых должностей и может внести необходимые изменения и придать новой должности другие функции. Аналогичным образом она дает заключение о правильности составления планов расширения, диверсификации производства или поглощения. Консультации по организационным проблемам, новым методам управления и их влиянию на предприятие в целом, по вопросам связи между отделами. Без согласования с этой службой не может быть утверждена ни одна новая должность, не могут вноситься какие бы то ни было изменения в перечень функций выполняемых структурными подразделениями фирмы.
Кроме того, в последние годы за рубежом все чаще прибегают к такой организационной форме управления, когда функции координации и контроля за ходом выполнения работ по проекту берет на себя инженерно-консультационная фирма специализирующаяся на оказании услуг в области управления.
Многие фирмы рассматривают эту организационную форму как некоторую альтернативу созданию собственной службы организационного управления.
Использование инженерно-консультационных фирм получило в дальнейшем развитие в рамках организационной формы так называемого "профессионального управления", особенно широко используемой при строительстве объектов.
При использовании этой организационной формы заказчик привлекает для управления проектом специализированную в области оказания услуг в управлении фирму. Последняя выделяет из своего штата специалиста достаточно широкого профиля, который в дальнейшем возглавляет специально создаваемую группу проектного управления и является управляющим строительством. Управляющий строительством в рамках этой формы должен своевременно обеспечить всех участников необходимой проектной документацией, управляет ходом выполнения проекта в соответствии с заданными критериями, осуществляет закупку необходимых строительных материалов и оборудования, а также занимается вопросами мониторинга контрактной деятельности.
Развитие организационной формы "профессионального управления" тесным образом связано с разделением общественного труда, с выделением управленческой работы в особую сферу труда и деятельности человека.
Использование инженерно-консультационных фирм для оказания услуг в области совершенствования внутрифирменного управления имеет много достоинств, среди которых следует выделить независимость суждений и предложений, ограниченный период их вовлечения в текущий процесс управления, относительно более высокая квалификация специалистов, использование ими современных методов анализа и синтеза, средств вычислительной техники.