II. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата
Дисциплина «Бизнес-планирование» входит в профессиональный цикл базовая (общепрофессиональная) часть ООП бакалавриата по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика».
Для освоения дисциплины «Бизнес-планирование» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения экономической теории, статистики и финансового менеджмента на ранних курсах.
Дисциплина методически и содержательно связана со следующими дисциплинами: «Финансовый менеджмент», «Инвестиционный анализ», «Учет и анализ».
III. Краткий лекционный материал
Раздел 1 Планирование как инструмент управления бизнесом
Тема 1 Сущность и организация планирования
1.1 Сущность планирования и понятие плана
1.2 Проблемы российской практики планирования
1.1 Сущность планирования и понятие плана
Важную роль в достижении успеха в любом деле играет планирование, которое заключается в постановке целей и задач, выбора наиболее эффективных путей и способов их достижения.
Любой человек в своей жизни сталкивается с планированием, он ставит перед собой цели и определяет пути их достижения. Цели, которые человек ставит перед собой и являются предметом планирования, они могут быть различными, например: получение образования, карьерный рост, покупка квартиры, планирование отдыха и досуга и т. д. Однако некоторые люди предпочитают не утруждать себя планированием своего будущего, во всяком случае сознательно, предоставляя возможность событиям случаться самим по себе. Но даже те, кто осознанно не занимаются планированием своего будущего, не могут избежать влияния, которое оказывает на них планирование, осуществляемое другими людьми. Они зачастую становятся его жертвами гораздо чаще, чем получают выгоды от него. И это отражено в мудрости небезызвестного изречения: «планировать или быть планируемым».
О значимости планирования писал в своем трактате «Искусство войны» древний китайский философ и полководец Сунь-Цзы: «При тщательном и детальном планировании победа возможна; при небрежном и менее обстоятельном планировании победить нельзя. Тот, кто не планирует вообще, почти наверняка потерпит поражение. По тому, как было проведено предварительное планирование, мы можем предсказать, последует ли за этим победа или поражение»[1]. Работа Сунь-Цзы служит ценным источником знаний применительно к стратегии бизнеса. И в современном мире этот трактат пользуется большим успехом среди молодых людей.
Всё вышесказанное можно справедливо применить и к сфере бизнеса - предприятий и организаций, главной целью существования которых является получение прибыли. На сегодняшний день, функция планирования, является одной из ключевых в управлении предприятием. Что же такое планирование? «Планирование — Планирование – это оружие мудрых, но планирование – это один из самых сложных видов работы, доступных человеку» (Р. Аркофф)
Определим сущность планирования как вида управленческой деятельности и как процесса принятия управленческих решений.
Планирование — это управленческая деятельность, которая связана с постановкой целей, выбором способов и методов их достижения, разработкой на этой основе планов, распределением необходимых ресурсов.
Планирование представляет собой ориентированный на будущее, осуществляемый на основе систематической подготовки регулярно повторяющийся процесс переработки информации и принятия решений, который проводится как на уровне системы (предприятия) в целом, так и ее отдельных элементов (структурных подразделений, функциональных подсистем, отдельных работников). Результатом планирования является план или система планов.[2]
Процесс планирования – это систематическая подготовка и принятия решений для обеспечения успешного функционирования предприятия в будущем. Если решение принимается без систематической подготовки, то оно носит название интуитивное и принимаются такие решения, как правило, если не хватает времени.
Система планирования – совокупность отдельных элементов, составляющих упорядоченную структуру процесса планирования. К таким элементам относятся: организация процесса и используемые процедуры планирования, информация, постановка целей, принятие решений, распределение ресурсов и т. д.
Системность в данном случае означает, что в организации используется определенная процедура планирования, существуют организационные рамки планирования, обеспечена информационная база, четко определена «выходная продукция» планового процесса, а сами плановые решения принимаются в рамках определенной структуры целей и задач.
Используемые на практике системы планирования могут охватывать разные временные периоды, отличаться по срокам, точности, степени детализации и координации, объекту и предмету планирования. Однако для них характерны общие признаки, поскольку они:
- относятся к будущему;
- направлены на достижение определенных целей (целенаправленность);
- представляют собой упорядоченный процесс выполнения определенных действий;
- связаны с обработкой информации;
- связаны с проектированием будущего (разработкой проекта).[3]
Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями.
План представляет собой документ, в котором зафиксированы плановые задания (в виде целей, задач, программ, мероприятий, работ), определяющие последовательность, порядок и сроки выполнения работ для достижения поставленных целей, необходимые ресурсы и желаемые результаты деятельности. По сути план определяет маршрут движения к поставленным целям.
Цели бизнеса и планы достижения их являются неотъемлемой частью планирования. При этом под целью понимают желаемое состояние (или результат), которого система стремится достичь в будущем.
Органической составной частью планирования будущего фирмы является составление и использование долгосрочных и среднесрочных прогнозов. Прогнозы на будущее учитываются при формировании стратегических планов, которые, в свою очередь, выступают основой для разработки тактических (текущих), а затем и оперативных планов фирмы.
Прогнозирование — это процесс предвидения, предсказания будущего характера процессов на основе информации об их протекании в прошлом и настоящем. Он строится на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития рассматриваемого объекта и его возможном состоянии в будущем. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития исследуемого процесса или объекта.
Прогноз — это результат предвидения, предсказания возможного хода событий в будущем, его позитивных и негативных черт. Прогнозы напоминают нам русло, по которому течет «поток планирования». В условиях неопределенности и динамичных изменений во внешней среде бизнеса прогнозирование будущего представляет собой достаточно сложную задачу.
Отметим существенное различие между планированием и прогнозированием и соответственно между планом и прогнозом. Оно состоит в том, что если прогнозирование является пассивным предсказанием, то планирование — это формулирование намерений, которое предполагает сознательное проявление волевых усилий и включает в себя принятие решений. Планирование устанавливает, что должно быть сделано.
Главная цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом для достижения целей предприятия. Из этой главной цели вытекают частные цели (подцели) планирования, которые должны обеспечивать:
1. согласованность достижения целей (согласование целей и действий работников, отделов разных уровней управления);
2. раннее выявление и предупреждение проблем (своевременное принятие решений и превентивных мер);
3. координацию частных планов (согласование позволяет преодолеть препятствия в ходе реализации планов);
4. подготовку принятия решений (выявление и исследование альтернатив, систематичная подготовка решений по выбору наиболее подходящей альтернативы);
5. определение основных точек контроля (планирование является основой результативного контроля);
6. информирование сотрудников (о целях, альтернативах, сроках и ограничениях);
7. мотивацию сотрудников (заинтересованное сотрудничество людей в процессе планирования побуждает их к достижению производственных и личных целей).
Насколько удастся реализовать эти цели на практике — это уже вопрос овладения менеджерами наукой и искусством планирования.
Заметим, что плохое планирование неизбежно приводит к плохим результатам, а уж отсутствие планирования — тем более. Об этом напоминает нам и мудрая мысль о том, что «будущее не наступает, а делается: умело или неумело».
1.2 Проблемы российской практики планирования
На первый взгляд, Россия, как страна, долгое время находившаяся в условиях командно-административной экономики, имеет все необходимые условия для осуществления плановой деятельности в бизнесе. Большинство работников знакомы с процессами планирования, но сама природа планирования в условиях плановой социалистической экономики была совершенно другой.
В условиях рыночной экономики все функции планирования выполняет непосредственно предприятие. Главную ценность для предприятий представляет не только план как таковой, а сам процесс планирования. А потому особенно актуально звучит высказывание экс-президента США, генерала Д. Эйзенхауэра: «План - ничто, планирование - все».
Для российских предприятий в настоящее время необходимым становится развитие и применение новых форм и методов планирования.
Во-первых, предприятие должно научиться «заглядывать» в будущее, предвидя опасности и риски, и использовать все возможности, открывающиеся во внешней среде.
Во-вторых, так как внешняя среда изменчива, предприятие должно быстро реагировать на все изменения, подстраивая план под рынок.
В-третьих, все предприятия вынуждены сегодня работать в условиях усиления конкуренции, а потому должны думать о ключевых факторах успеха и о создании своих конкурентных преимуществ, сознательно формируя и используя свои ключевые компетенции в конкурентной борьбе. Этим искусством в России пока мало кто владеет.
В-четвертых, для реализации такого подхода к планированию крайне необходима соответствующая деловая культура (культура ведения бизнеса), которая способствует эффективному осуществлению процесса планирования и реализации плана в определенных условиях.
Важно развивать стратегическое мышление менеджеров, создавать условия для проявления их инициативы и предпринимательского поведения, реализации «минимума зависимости» и «максимума сотрудничества» работников в процессе планирования, а также умело направлять его в интересах развития предприятий. Все это требует организационного проектирования самого процесса планирования бизнеса с учетом факторов деловой культуры, сочетания централизации и децентрализации в планировании, создания необходимых условий и организационных предпосылок для проявления инициативы и сочетания творчески-интуитивного и рационального, аналитического мышления руководителей и специалистов-плановиков.
Сегодня планирование бизнеса по-прежнему остается одной из самых «болевых точек» российского менеджмента, а система планирования — наиболее слабое звено в управлении российскими предприятиями. Это вызвано целым рядом причин.
Во-первых, планирование в условиях рынка, ориентированное на удовлетворение потребностей клиентов, само по себе является достаточно сложной интеллектуальной работой, требующей создания и использования информационной базы, аналитической обработки данных, проектирования будущего, постоянной активности участников процесса планирования, их творческого подхода к оценке рыночной ситуации и возможностей потребителей.
Планирование бизнеса должно опираться на системное видение, обобщение результатов исследований рынка и анализа достигнутых результатов работы с рынком. Однако стратегический маркетинг, закладывающий основу для стратегического и бизнес-планирования, не стал еще сильной стороной существующих систем управления бизнесом российских предприятий.
Во-вторых, сама организация процесса планирования и его осуществление являются непростой задачей, поскольку требуют гибкого сочетания централизации и децентрализации в планировании, создания условий для участия в нем и в аналитических процессах, предшествующих и сопровождающих планирование, менеджеров и других специалистов разных подразделений (экономистов, плановиков, финансистов, производственников, маркетологов и т. д.). Все это сопровождается организационными проблемами и свидетельствует о наличии коммуникационных трудностей, связанных с процессом планирования.
В-третьих, имеют место проблемы социально-культурного характера. Необходимость использования демократического стиля управления и демократических методов планирования сталкивается с препятствиями, связанными с существующими традициями управления. В России все еще достаточно сильны позиции сторонников директивного управления и приказов сверху, нежели руководителей, склонных к использованию демократических методов управления. Традиции советского периода, директивное планирование все еще сильны в российском менеджменте. Однако эти проблемы ни в коем случае не являются непреодолимыми. По мере обновления состава руководителей более молодыми, прогрессивно мыслящими менеджерами давление существующих традиций будет ослабевать. Общий ход развития российского менеджмента будет способствовать разрешению этих проблем.
В-четвертых, в отличие от развитых западных стран условия становления планирования бизнеса в России имеют свою специфику. Социально-экономическая среда, правовые условия, в которых работают российские предприятия, отсутствие развитой инфраструктуры, а также необходимого информационного и аналитического обеспечения планирования российского бизнеса, часто не позволяют им непосредственно использовать зарубежные методические разработки, представленные в литературе. В них раскрываются вопросы планирования бизнеса применительно к фирмам, работающим в условиях развитой рыночной экономики. Они зачастую не соответствуют хозяйственным, экономическим, правовым и другим условиям российского бизнеса, а потому не могут быть напрямую использованы на практике.
В-пятых, сами отечественные предприятия имеют пока небольшой опыт планирования в условиях рынка. До недавнего времени менеджеры-практики считали, что отсутствие проработанного бизнес-плана может быть вполне заменено интуицией и практическим опытом в бизнесе. Имеющиеся знания и практические навыки многих менеджеров не в полной мере отвечают профессиональным требованиям, предъявляемым сегодня к планированию бизнеса, поэтому менеджеры зачастую недооценивают роль и значение системы планирования.
Несмотря на отсутствие законодательных актов, напрямую обязывающих руководителей предприятий заниматься бизнес-планированием, сегодня для получения финансирования из внешних источников предприятию уже необходимо разрабатывать и представлять бизнес-план.
В настоящее время российский бизнес входит в новую стадию своего развития, когда без стратегического видения будущего, без постановки стратегических целей и задач на несколько лет, разработки бизнес-планов и понимания того, куда и как нужно двигаться, что нужно делать уже сегодня для их достижения, невозможно успешно продвигаться вперед.
Контрольные вопросы и задания:
1. Дайте определение понятиям «планирование», «план», «прогнозирование», «прогноз». Какова их сущность и основные различия?
2. При каких условиях можно рассчитывать на получение достаточно точных прогнозов? В каких случаях планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективно?
3. Назовите ключевую цель и частные цели планирования.
4. Что понимают под системой планирования и каковы ее характерные признаки?
5. Перечислите основные трудности, с которыми связано применение бизнес-планирования на российских предприятиях.
Тема 2 Стратегическое планирование развития предприятия
2.1 Сущность стратегического планирования
2.2 Понятие, цели, задачи и классификация инвестиционных проектов
2.3 Фазы, стадии и этапы жизненного цикла инвестиционного проекта
2.1 Сущность стратегического планирования
Формальное планирование побуждает менеджмент предприятия постоянно думать о будущем, четче определять свои цели и политику, добиваться согласованности на всех уровнях управления и дает объективные показатели эффективности работы. Планирование как функция управления является центральным звеном организации любого дела. В системе планирования сформировалась следующая иерархия взаимосвязанных видов планов:
1. Стратегические – долгосрочные, среднесрочные;
2. Тактические – годовые;
3. Оперативные – квартальные, месячные, декадные.
Анализ бизнес-плана проекта показал, что он представляет собой взаимосвязанную совокупность перечисленных видов планов: стратегического, так как в бизнес-плане рассматривается стратегия развития предприятия и он составляется на несколько лет, тактического, поскольку он составляется на каждый год, и оперативного, так как на первый год составляется с помесячной детализацией, а на второй – с поквартальной.
С позиции организации бизнеса бизнес-план выступает рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений, он постоянно обновляется, отражая изменения во внутренней и внешней среде на всех этапах жизненного цикла проекта. Только с помощью бизнес-плана можно создать инновационный образ развития предприятия, региона, отрасли, обосновать и обеспечить при его реализации рост стоимости капитала, поскольку в процессе бизнес-планирования дается объективная оценка как предпринимательской деятельности инициатора проекта, так и внешнего окружения.
Стратегическое планирование служит фундаментом для остальных видов планирования на предприятии и состоит из нескольких основных этапов:
- определение глобальных целей и миссии предприятия;
- установление более конкретных целей, для чего собирается полная информация о внутренней и внешней среде предприятия, его конкурентах, ситуации на рынке и обо всем, что поможет повлиять на работу предприятия;
- подготовка на основе результатов SWOT-анализа подробного отчета о сильных и слабых сторонах предприятия, возможностях и угрозах, с которыми ему придется столкнуться;
- принятие руководством решения, какими конкретно видами деятельности и продуктами и услугами следует заниматься, какую поддержку необходимо предоставить каждому из них.
В то же время требуется разработать подробные маркетинговые и другие планы в соответствии с общими целями и задачами.
Маркетинговое планирование осуществляется на каждом направлении производства, отвечающем за отдельные виды деятельности, категории продуктов (услуг) и рынки. Оно облегчает стратегическое планирование за счет детального планирования различных маркетинговых ситуаций.
Стратегический план можно определить как процесс установления и сохранения стратегического соответствия между целями и возможностями предприятия, с одной стороны, и изменяющимися возможностями рынка — с другой. Он создается для того, чтобы помочь предприятию использовать в своих интересах возможности в постоянно изменяющейся среде.
Текущий (годовой) план является частью стратегического то есть представляет собой краткосрочный план, описывающий текущую ситуацию, цели предприятия, стратегию на предстоящий год, программу действий, бюджет и формы контроля. В процессе планирования реализуются четыре основные задачи планирования:
- полный анализ положения дел на предприятии, а именно анализ среды, в которой предприятие функционирует, для выявления благоприятных возможностей и исключения угроз; анализ сильных и слабых сторон предприятия и т.д. Анализ обеспечивает каждый последующий этап необходимой информацией. На этапе стратегического планирования предприятие решает, какие действия ему предпринять в отношении каждого фактора производства;
- организация планирования – определение маркетинговых, производственных, финансовых и других стратегий, которые обеспечат достижение предприятием общих стратегических целей;
- реализация стратегических планов, в результате чего достигаются цели предприятия. Планы реализуют работники предприятия, взаимодействующие с другими работниками как внутри предприятия, так и за его пределами;
- контроль – анализ и оценка результатов выполнения планов и связанной с этим деятельности предприятия, принятие в случае необходимости корректирующих и регулирующих мер для достижения поставленных целей.[4]
Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и получение ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам обосновать не только необходимость разработки того или иного бизнес-проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях. Разработка такого плана требует всесторонней экономической оценки будущего бизнес-проекта профессиональными менеджерами, а также непосредственного участия предпринимателей и топ-менеджмента предприятия.
В период становления рыночных отношений стала распространяться теория о том, что на смену внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Однако многолетняя практика подтвердила и возможность, и необходимость совместного существования этих систем планирования на отечественных предприятиях.
Механизм делового рыночного планирования (бизнес-планирования) включает теорию, методологию и практику планово-управленческой деятельности, отражающей общие закономерности и российскую специфику рыночных экономических отношений, основу которых составляют рыночные законы спроса и предложения. В бизнес-плане объединяются все этапы реализации предпринимательских проектов — от выбора стратегической или тактической цели до ее полной реализации на соответствующем рынке. Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов, разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение проекта. Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии или тактики бизнес-проектов развития предприятия, а внутрихозяйственное планирование включает выполнение мероприятий текущей производственно-хозяйственной деятельности и коррекцию плановых показателей, а также мероприятий по выполнению и уточнению бизнес-планов проектов развития предприятия.
Однако при наличии тесного взаимодействия бизнес-планов и внутрихозяйственных планов, сложившихся на российских предприятиях в последние годы, между этими видами планов существуют различия, свидетельствующие о том, что у каждого из них есть свой собственный предмет и место как в сфере внутрифирменного планирования, так и во всей системе рыночного хозяйствования.
Во-первых, в отличие от внутрихозяйственного планирования бизнес-планирование включает не весь комплекс общих целей предприятия, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности.
Во-вторых, бизнес-планы разрабатываются на инновационные проекты, четко очерченные сроками их выполнения, по истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается. Внутрихозяйственное планирование осуществляется непрерывно на всех уровнях управления хозяйством.
В-третьих, основное назначение бизнес-плана состоит в открытии нового дела и получении на выполнение проекта необходимых производственных ресурсов и денежных средств от инвесторов. Внутрихозяйственные планы необходимы в большей степени для собственного использования в интересах предприятия.
В-четвертых, бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии руководителя предприятия, предпринимателя. Внутрихозяйственным планированием, как правило, занимаются профессиональные экономисты-менеджеры и плановики линейных и функциональных подразделений предприятия.