Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

1. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе: на срок менее 90-та дней влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей, на срок более 90 дней – штраф в размере 10 тысяч рублей.

Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган по месту нахождения или месту жительства в течение 10-ти дней после их государственной регистрации.

Заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту жительства в течение 10-ти дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа на основании которого осуществляется их деятельность.

Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение 5-ти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика.

2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Ведение деятельности организаций или индивидуальных предпринимателей без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20-ти тысяч рублей. Если такая деятельность велась более 3-х месяцев – взыскание штрафа в размере 20% доходов в период деятельности без постановки на учет более 90-та дней.

3. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.

Данное нарушение влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей. Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации или индивидуального предпринимателя в налоговый орган в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

4. Не предоставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации.

Данное нарушение влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей. Если налоговая декларация не предоставлена в течение более 180 дней – штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации и 10% суммы налога за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

5. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета и т.д.).

Если эти деяния совершены в течение одного налогового периода – предусмотрено взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей. Если данные деяния совершены в течение более одного налогового периода – взыскание штрафа в размере 15 тыс. рублей. Если эти деяния повлекли занижение налоговой базы – взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. рублей.

6. Неуплата или не полная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или неправильное исчисление налога. Данное нарушение влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Если данные действия совершены умышленно, то взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога.

7. Не предоставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы необходимых документов и иных сведений, предусмотренных НК РФ. Данное нарушение влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не предоставленный документ.

При совершении одним лицом двух или более налоговых правонарушений, налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без погашения менее строгой санкции более строгой. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

12. Налоговое планирование и прогнозирование

Основная задача налогового планирования и прогнозирования – экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны. Выполняется данная задача как в расчете на один финансовый год (текущее налоговое планирование), так и на более отдаленную перспективу (налоговое прогнозирование).

Различают тактику налогового планирования и его стратегию. Налоговая тактика представляет собой комплекс практических действий органов власти и управления при выработке общей структуры доходных бюджетных статей, проведении налогового регулирования и контроля.

Стратегическое налоговое планирование используется как метод эконом. предвидения и включает:

- оценку доходности территориальной собственности, потребностей технического обновления отраслей специализации региона, состояния оплаты труда, ресурсной базы региона, качества производственной и социальной инфраструктуры и т.д. Эти данные составляют информ. базу методического расчета совокупного дохода региона, его экономического, финансового и налогового потенциалов;

- прогнозирование объемов налоговых поступлений с учетом темпов экономического роста региона. Эти данные имеют важное значение при очередном формировании бюджетов всех уровней, поскольку в них могут быть более достоверно отражены потребности регионов в федеральных ресурсах в виде субвенций, дотаций и трансфертного финансирования. Знание потенциала региона позволяет более точно сформировать льготный режим налогообложения. Это важно при решении вопросов совершенствования налогового законодательства;

- прогнозирование социально-экономических потребностей территории, определение доли средств, получаемой от использования территориальной собственности и обращаемой на удовлетворение внутренних потребностей;

- выведение суммы бюджетного дефицита, уровня инфляции, индексов цен.

При налоговом планировании и прогнозировании не только реализуются фискальные задачи, но и закладываются основы оптимизации тактики и стратегии налогового регулирования и контроля.

Наши рекомендации