Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Договор - взаимный, консенсуальный, возмездный, двусторонне- обязывающий. Договор связан со сферой капитального строительства. Проведение указанных работ предваряют начало строительства.
Предмет выполнение проектных и (или) изыскательских работ, которые должны завершаться составлением технической документации или представлением заказчику данных о проведенных изысканиях. Договор может быть заключен на оба вида работ или же на один из них.
Изыскательские работы — проводятся с целью технико-экономического обоснования выбора района и конкретного места строительства, изучения природных условий района, возможностей использования местных строительных материалов, источников водоснабжения, прокладки коммуникаций и т. д. Задача - подготовка всех данных, которые необходимы для разработки технической документации.
Результат работы- проектная документация, подлежащая утверждению компетентными органами.
Сторонами договора являются заказчик и подрядчик (проектировщик, изыскатель). Заказчики -любые лица. Подрядчик- специальная проектная организация (юридическое лицо), индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на эти работы. Практикуется система генерального подряда, при которой генеральный проектировщик привлекает к выполнению отдельных видов проектных и изыскательских работ специализированные проектные организации.
Цена чаще всего в форме сметы, содержащую постатейный перечень затрат подрядчика на выполнение работ. Цена не считается существенным условием.
Форма, как правило, письменная. Договор может заключаться в обычном порядке или посредством проведения подрядных торгов.
Права и обязанности сторон
Заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
Обязанности подрядчика
Ø выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными и договором;
Ø согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости - с компетентными гос. органами;
Ø передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
Ø не вправе передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика.
Обязанности заказчика
Ø уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ;
Ø использовать техническую документацию, полученную от подрядчика, только на цели, предусмотренные договором, не передавать техническую документацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика;
Ø оказывать содействие подрядчику в выполнении работ;
Ø участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации;
Ø возместить подрядчику доп. расходы, возникших по обстоятельствам, не зависящих от подрядчика;
Ø привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной технической документации или выполненных изыскательских работ.
ТЕМА 32.
Понятие и виды договоров перевозки грузов. Перевозочные документы. Содержание договора перевозки грузов.
Договор перевозки груза — это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Договор перевозки является возмездным, взаимным и реальным.
Виды договоров перевозки грузов.
►1. По виду транспорта различают:
Ø договоры перевозки транспортом общего пользования:
Ø договоры перевозки железнодорожным транспортом;
Ø договоры перевозки воздушным транспортом;
Ø договоры перевозки внутриводным транспортом;
Ø договоры перевозки морским транспортом:
Ø перевозки внутри страны (каботажные перевозки), в том числе малый каботаж (перевозки между портами одного моря) и большой каботаж (перевозки между портами разных морей).
►2. По числу транспортных организаций, выступающих на стороне перевозчика, различают:
Ø перевозки в местном сообщении, когда на стороне перевозчика выступает одна транспортная организация;
Ø перевозки в прямом сообщении, осуществляемые несколькими транспортными организациямиодного вида транспорта по одному транспортному документу;
Ø перевозки в прямом смешанном сообщении, осуществляемые несколькими транспортными организациямиразных видов транспорта по одному транспортному документу.
По договору прямой (в том числе и смешанной) перевозки грузов каждый перевозчик несет ответственность за выполнение всего договора перевозки в целом, а впоследствии перевозчики производят между собой необходимые взаиморасчеты. Однако по общему правилу требования грузоотправителя или грузополучателя могут быть предъявлены лишь перевозчикам пункта отправления и пункта назначения.
►3. На железнодорожном транспорте в зависимости от количества груза различают:
Ø мелкие перевозки (до десяти тонн);
Ø повагонные перевозки;
Ø помаршрутные перевозки (перевозки целыми железнодорожными составами).
►4. На морском транспорте различают:
Ø линейные регулярные перевозки, осуществляемые на определенные направления по твердому расписанию;
Ø трамповые (нерегулярные) перевозки, осуществляемые на основании свободного соглашения сторон, обычно с составлением чартера.
►5.Договор фрахтования (чартер) —это соглашение, в силу которого одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Этот договор является консенсуальным. Широко применяется на морском и воздушном транспорте.
►6. На морском и внутриводном транспорте применяются договоры буксировки и тайм-чартера. По договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние или в течение определенного времени либо для выполнения маневра. По договору тайм-чартера (фрахтования судна на время) судовладелец обязуется предоставить судно за вознаграждение (арендную плату) другой стороне (фрахтователю, арендатору) на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или иных целей. По своей сути договор фрахтования на время является договором не транспортного, а арендного типа.
►7. Договоры об организации перевозок. Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов и иные условия.
►8. Договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов заключаются между перевозчиками и грузовладельцами при осуществлении систематических перевозок грузов или между транспортными организациями для рациональной организации перевозок грузов и являются скорее договорами организационного, а не транспортного типа.
Перевозочные документы.
Заключение договора перевозки грузов подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Транспортная накладная применяется на ж/д, автомобильном, воздушном и речном транспорте. Коносамент применяется на морском и речном транспорте.
Функции транспортной документации:
Ø доказательство заключения договора;
Ø дает право на распоряжение грузом;
Ø морской коносамент является товарораспорядительной ценной бумагой.
Транспортные документы составляются по установленной форме на специальных бланках.
Накладная (именная) – составляется грузоотправителем в определенной форме на имя грузополучателя, вместе с грузом сдается перевозчику. При морских перевозках вместо накладной применяется коносамент (является ценной бумагой, может быть именным, ордерным, на предъявителя).
Квитанция – удостоверение о приемке груза перевозчиком.
Дорожная ведомость – отмечается приемка и выдача груза получателю, служит для расчетов.
Предметомдоговора перевозки грузов являются услуги по территориальному перемещению грузов из пункта отправления в пункт назначения с помощью транспортных средств. Предмет перевозки (не путать с предметом договора!) — являются грузы, определяемые следующими признаками: наименование груза, его масса (вес), способ определения веса, особые свойства груза.
Сторонами договорагрузовой перевозки являются перевозчик и грузоотправитель. Перевозчикомможет быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обладающие лицензией на те виды перевозки, которые ими осуществляются. В силу специфики перевозочной деятельности на стороне перевозчика могут выступать несколько лиц (напр, прямая смешанная перевозка). Грузоотправитель - физическое или юр. лицо, которое выступает от своего имени или от имени владельца груза от имени которого сдается груз к перевозке и которое указано в перевозочном документе.
Помимо отправителя и перевозчика, заключающих между собой договор перевозки грузов, к числу его субъектов (но не сторон) относится также получатель (грузополучатель)
Форма договора – см. Перевозочные документы
Цену договора - провозная плата. Размер устанавливается соглашением сторон. Искл.- перевозки транспортом общего пользования - плата здесь определяется на основании тарифов.
Срок. Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых - в разумный срок.
Права и обязанности сторон.
Т.к. договор перевозки грузов традиционно явл. реальным, т.е. считается заключенным с момента передачи груза перевозчику, то этому моменту предшествуютвзаимоотношения сторон, направленные на организацию перевозки груза. Предпосылкой заключения договора перевозки грузов является согласование заявки грузоотправителя с перевозчиком. В заявке указываются пункт назначения, наименование и количество груза, вид и количество транспортных средств и др. Согласование заявки не рассматривается как заключение договора перевозки, но влечет за собой:
Обязательство перевозчика - подать для перевозки транспортные средства:
Ø подать своевременно, в обусловленное место и в заранее определенном количестве.
Ø подать пригодные Т.С. Различают техническую пригодность, ТС, т. е. пригодность для транспортировки грузов, и коммерческую пригодность, т. е. пригодность транспортного средства для перевозки конкретного груза(отсутствие внутри постороннего запаха; в случае необходимости — поддержание определенного температурного режима). Отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.
Обязательство грузоотправителя - предоставить груз:
► в исправном состоянии(надлежащего качества)
►при необходимости помещен в исправную тару и упаковку
►при предъявления к перевозке штучных грузов на них должна быть нанесена маркировка, для индивидуализации груза (указывается грузополучатель, пункт назначения и т. д.), а также для предотвращения возможного его повреждения наносятся манипуляционные знаки, указывающие на способ обращения с грузом, (предупредительные надписи — например, «стекло»)
►Груз должен быть предъявлен вместе с необходимыми документами: транспортной накладной и др.
►предъявить груз в указанном в заявке количестве.
►Груз может быть предъявлен к перевозке с объявленной ценностью, которая не должна превышать действительной стоимости груза. (в случае утраты или повреждения груза грузоотправитель освобождается от доказывания его стоимости).
Погрузка осуществляется в зависимости от условий договора либо перевозчиком, либо отправителем груза. При принятии груза к перевозке грузоотправитель обязан уплатить провозные платежи. Грузополучатель обязан при получении груза доплатить недостающие провозные платежи.
Основные обязанности перевозчика (уже не преддоговорные, а по договору):
►обеспечить сохранность груза;
►доставить груз в установленный срок в пункт назначения.
Перевозчик обязан выдать груз в пункте назначения указанному в транспортных документах грузополучателю. Выдача груза — завершающий этап исполнения договора.
Перевозчик обязан уведомить получателя о прибывшем в его адрес грузе. Получатель обязан принять и вывезти груз, поступивший в его адрес. Он вправе отказаться от принятия груза только в случае, если качество груза изменилось настолько, что исключает возможность его использования.
Обычно выгрузка груза производится силами грузополучателя. При выдаче груза получатель при участии перевозчика обязан проверить состояние груза в соответствии с правилами перевозок этим видом транспорта. В случае обнаружения несохранности груза об этом должен быть составлен коммерческий акт. В случае отказа получателя от уплаты провозных и иных платежей перевозчик вправе удерживать груз до их полной уплаты.
В случае различного рода происшествий при перевозке морским транспортом перевозчик должен совершить морской протест по правилам, установленным Кодексом торгового мореплавания.